190 лет со дня рождения Иоганна Штрауса

25.10.2015

Когда мы говорим: "король вальса", сразу становится понятно, что речь идет об Иоганне Штраусе (сыне). Сегодня как раз 190-летие со дня его рождения. Свой первый вальс он написал в 6 лет, а стал в результате не только замечательным композитором, но и скрипачом-виртуозом и выдающимся мастером дирижерского искусства. Юный Иоганн Штраус преодолел трудность тайного обучения игре на скрипке вопреки воле отца, преодолел его сопротивление началу музыкальной карьеры сына. Зато со стороны матери И.Штраус всегда находил понимание и поддержку. В дебютном выступлении перед публикой с собственными сочинениями и собственным оркестром успех был ошеломляющий – вальс "Сердце матери" (переименованный в "Надеющийся на благосклонность") бисировали 4 раза, а вальс "Аллегорический" по просьбе публики исполнялся 19 (!) раз. Так вальс стал своего рода визитной карточкой И.Штрауса. Когда началась его музыкальная карьера, вальс был уже широко распространен в европейских странах. Происхождение его связывают с несколькими бытовавшими еще в XVII-XVIII вв. народными танцами: чешским фурмантом, австрийским лендлером, немецким вальцером, наконец французским вольтом. Интересно, что танец вольт в XVII веке был запрещен при французском дворе, а кардинал Ришелье считал, что вольт подрывает устои религии и общества. Название "вольт" происходит от итальянского "вольтаре", т.е. "поворачивать". Такое же значение имеет старонемецкое слово "walzen" (вертеться, кружиться), от которого и произошло современное название вальса. Надо сказать, что вальс еще и в начале XIX века считался танцем крайне непристойным, поскольку люди в процессе танца были максимально раскованы, а это шокировало. В России при императоре Павле I вальс был строжайше запрещен. А вот в Вене начала XIX века уже начали массово танцевать вальс, популярность которого росла день ото дня, открывались первые танцевальные залы. Творческая карьера И.Штрауса началась в середине XIX века, в то благодатное время, когда хорошую музыку встречали восторженно. После дебюта для И.Штрауса наступает период как бешеного успеха, так и бешеной работы. По обычаям того времени на каждый бал руководитель оркестра должен был приносить новое сочинение, а так как приглашения маэстро И.Штраусу и его оркестру поступали практически ежедневно, то понятно, что композитор работал в режиме серьезных перегрузок. Творениями И.Штрауса, а он написал не только танцевальную музыку, но и 15 популярных оперетт, восхищались Ж.Оффенбах, Р.Вагнер, Ф.Легар, П.И.Чайковский, Г.Берлиоз, Ф.Лист… и можно продолжать до бесконечности. И.Штраус не только создал классический тип венского вальса, но и поднял танцевальную музыку до симфонических вершин.

Среди поистине гениальных вальсов композитора, таких, как "Сказки Венского леса", "Жизнь артиста", "Голубой Дунай" и других, одно из первых мест занимает вальс "Весенние голоса". Это один из самых жизнерадостных вальсов Иоганна Штрауса, а создал он его в 73 года, незадолго до своего ухода из жизни. Даже фрагмент этого вальса, который мы предлагаем сейчас послушать (редкая запись на пластинке 1938 г.), доставит вам истинное удовольствие.

Арх. № ф. 540, оп. 8 "г", ед. уч. 298

Время звучания: 
1 мин. 47 сек.