90 лет со дня рождения писателя и сценариста А.Е. Рекемчука

25.12.2017

Рекемчук Александр Евсеевич, известный писатель, начал творить в раннем возрасте и, как и многие литераторы, начал со стихов, первая публикация которых относится к 1937 г. В 1946 г. он окончил артиллерийское училище и об этом времени писал: "Военная поэзия владела умами и сердцами людей. И я, совсем еще мальчишка, я писал стихи. И моими стихами заинтересовались замечательные русские поэты Владимир Луговской и Павел Антокольский". По рекомендации последних А.Е. Рекемчук поступил в Литературный институт и закончил его заочно в 1952 г.

Двенадцать лет А.Е. Рекемчук работал журналистом на Крайнем Севере (1947–1959 гг.), будучи литсотрудником и собкором газеты "Красное знамя", руководил первым и самым крупным в Коми литературным объединением "Ухта". В 1952 г. А.Е. Рекемчука вместе с будущими известными писателями В. Солоухиным и В. Тендряковым пригласили в журнал "Огонек" внештатным корреспондентом, так что, по его словам, "проза началась с "огоньковских" очерков. (…) Мы даже стали известными сначала, как очеркисты "Огонька". А потом пошла уже проза. Я понял, что мне с самого начала нужно было писать прозу. Но я не думаю, что я большой срок какой-то упустил. Нет, все началось честно, все началось, когда должно было начаться". Первой книгой А.Е. Рекемчука был сборник очерков (1956 г.), второй книгой – "Берега" (1958 г.), в которую вошли рассказы и две повести "Двойное дно" и "Все впереди". Наконец, "Время летних отпусков" (1959 г.), произведение, принесшее автору широкую известность. Он писал повести, рассказы, романы, и сюжеты многих его произведений связаны с севером, с Республикой Коми. Поэтому главное в литературной судьбе А.Е.Рекемчука в 1960–1970 гг. – работа над "северным материалом", основные темы творчества – освоение Севера, работа геологов, строителей, нефтяников.

В основу ряда книг А.Е. Рекемчука лег богатый жизненный материал, глубокое осознание собственных наблюдений. Наиболее крупные, известные произведения писателя – "Молодо-зелено" (1962 г.), "Мальчики" (1970 г.), "Нежный возраст" (1979 г.), "Тридцать шесть и шесть" (1984 г.). Об этих сочинениях и их авторе много писали, спорили. По произведениям и сценариям А.Е. Рекемчука снято 11 художественных фильмов.

Множество драматических поворотов было в судьбе экранизаций "Времени летних отпусков" и "Молодо-зелено", все разрешилось благополучно во многом благодаря зятю Н.С. Хрущева А. Аджубею. 1990-е гг. были для А.Е. Рекемчука своеобразным периодом молчания: "Я пишу, пишу много. И если честно, я пытаюсь разобраться с тем, что произошло с миром за последние два – три десятилетия, что произошло со мной за эти годы, что произошло со страной". Наконец, в 2006 г." появилась эпопея "Мамонты", эпическое произведение, отображающее судьбы людей одного семейного рода в круговороте событий 20-го века.

Более 200 книг А.Е. Рекемчука издано на английском, французском, немецком, польском и др. языках. В произведениях Александра Евсеевича подкупают, прежде всего, легкость изложения, рельефность языка, умение раскрыть психологию героев. С 1963 г. писатель жил в Москве, в 1964 г. стал главным редактором киностудии "Мосфильм", с 1988 г. преподавал в Литературном институте им. М.Горького на кафедре литературного мастерства. В книгах А.Е. Рекемчука – биография его времени, его поколения. О становлении юного человека в трудные годы Великой Отечественной войны рассказывают повесть "Мальчики" и роман "Нежный возраст". Книги эти можно назвать во многом автобиографическими.

В радиопередаче "Во имя детства" во время встречи ветеранов Великой Отечественной войны с пионерами и школьниками Александр Евсеевич рассказывает о своей юности.

Запись 12 мая 1980 г. Арх. № ф. 1, ед. уч. 11786.

Время звучания: 
4 мин. 40 сек.