110 лет со дня рождения летчика А.В. Ляпидевского

23.03.2018

Ляпидевский Анатолий Васильевич – выдающийся летчик, участник спасения челюскинцев, Герой Советского Союза № 1. А.В.Ляпидевский происходил из семьи священника, тем не менее в 1927 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1928-м – Севастопольскую военную школу красных морских летчиков. Служил в ВВС Балтийского флота, затем летчиком-инструктором в Школе морских летчиков им. И.В. Сталина в Ейске. В 1933 г. ушел из армии в Гражданский Воздушный флот, летал на сахалинской линии в Чукотском отряде Управления полярной авиации Главсевморпути, затем перевелся на Крайний Север.

В 1934 г., через два дня после крушения парохода "Челюскин", который был раздавлен льдами и затонул через 2 часа, была образована специальная комиссия во главе с В.В. Куйбышевым для поиска 104 человек, оставшихся на льдине. На Чукотку вылетели 3 самолета из Хабаровска, 5 – с мыса Олюторского, 2 – с Аляски. Из Владивостока со спасательными партиями, самолетами и дирижаблями вышли пароходы "Смоленск", "Сталинград", "Совет", а с запада в Чукотское море шел ледокол "Красин". Ближе всех оказался экипаж тяжелого самолета АНТ-4 во граве с А.В. Ляпидевским, вторым пилотом был Е.М. Конкин, штурманом – Л.В. Петров, бортмехаником – М.А. Руковской. Экипаж самолета прибыл в Уэлен на мыс Дежнева, на базу для поиска челюскинцев. На помощь двинулось много самолетов, но им не удалось долететь даже до Уэлена: некоторые разбились, у других случились серьезные неполадки. Сильные морозы и ветра мешали поиску, который приходилось вести "вслепую". Вот как описывает ситуацию А.В. Ляпидевский: "Двадцать девять раз пытались мы пробиться сквозь пургу и туманы в тяжелейших условиях Заполярья, и все безуспешно. Вылетали, брали курс, и каждый раз возвращались – стихия свирепствовала, мороз доходил до минус 40 градусов, а летали мы тогда без стеклянных колпаков над кабиной и даже без защитных очков, просто лицо оленьей шкурой обматывали и оставляли маленькие щелочки для глаз. (…) В конце концов на 30-й полет я обнаружил этот лагерь. (…) Решил садиться". А.В. Ляпидевский сажал самолет на маленькую площадку 400X150 метров при длине самолета 18 метров, и это ему удалось. АНТ-4 вывез 10 женщин и 2 девочек, в связи с чем А.В. Ляпидевский начали называть "дамским летчиком". После первого полета на льдину экипаж больше не смог пробиться к лагерю челюскинцев из-за непогоды и поломки двигателя и лыжи шасси. На ремонт ушло 42 дня. За это время за неделю, начиная с 7 апреля летчики В.С.Молоков, С.А.Леваневский, Н.П.Каманин, М.Т.Слепнев, М.В. Водопьянов и И.В. Доронин, совершив 24 рейса, вывезли из лагеря на льдине всех оставшихся людей. В 1934 г. всем семерым летчикам, участвовавшим в эвакуации челюскинцев, было присвоено введенное специально звание Героя Советского Союза, а А.В. Ляпидевский получил звание № 1.

После окончания Военно-воздушной академии РККА им. Жуковского в 1939 г. А.В. Ляпидевский работал в Главной инспекции Наркомата авиапромышленности, позднее – в Центральном аэрогидродинамическом институте, а с 1940 г. – директором опытно-конструкторского авиазавода № 156. После эвакуации завода и людей из Москвы в Омск, А.В. Ляпидевский стал директором объединенного авиазавода № 166 в Омске. С 1942 г., будучи заместителем командующего ВВС 19-й армии по тылу, затем 7-й воздушной армии, занимался организацией ремонта самолетов.

Послевоенная биография Анатолия Васильевича тоже складывалась непросто. Достаточно сказать, что в 1949 г. он был одним из руководителей сверхсекретного КБ-25, разрабатывавшего блоки автоматики водородных бомб, в чем участвовали И.Е. Тамм и А.Д. Сахаров. В 1961 г. было проведено испытание самой мощной 50-мегатонной водородной бомбы над Новой Землей. Все члены правительственной комиссии получили жесткую дозу облучения. Вскоре А.В. Ляпидевский вышел в отставку, болел лейкемией, но работал в КБ А.И.Микояна.

Слушайте выступление А.В.Ляпидевского на пресс-конференции первых Героев Советского Союза, посвященной 40-летию учреждения звания.

Запись 21.04.1974 г., арх. № ф. 1, ед.уч. 6849.

Время звучания: 
5 мин. 34 сек.