120 лет со дня рождения режиссера С.М. Эйзенштейна

22.01.2018

Эйзенштейн Сергей Михайлович – признанный основоположник искусства кино, был режиссером театра и кино, сценаристом, педагогом, теоретиком искусства. Время жизни С.М. Эйзенштейна пришлось на самые сложные и трагические периоды истории нашей страны. До Октябрьской революции 1917 г. он, в основном, получал разностороннее образование: помимо учебы в реальном училище, брал уроки игры на фортепиано, занимался верховой ездой, учил три языка (английский, французский, немецкий), занимался фотографией, рисовал. В 1915 г., после окончания реального училища, С.М. Эйзенштейн поступил в петроградский Институт гражданских инженеров. Весной 1917 г. был призван на военную службу, зачислен в школу прапорщиков. В 1918 г. С.М. Эйзенштейн вступил в Красную Армию и до 1920 г. жил и ездил в агитпоездах по России, работал художником-декоратором в театральных коллективах Красной Армии.

В 1920 г. он устроился на работу художником-декоратором в труппу Первого рабочего театра Пролеткульта. Увлекшись после революции искусством, Сергей Михайлович стал сторонником идей разрушения старого искусства, старался "революционизировать" театр. Поступил в Государственные высшие режиссерские мастерские (ГВЫРМ) под руководством В.Э. Мейерхольда. В то время С.М. Эйзенштейн работал над несколькими постановками, фактически стал режиссером. В 1923 г. появилась его свободная интерпретация пьесы А.Н. Островского "На всякого мудреца довольно простоты". Постановщик превратил ее в так называемый "монтаж аттракционов": сцена стала цирковым манежем, актеры танцевали на проволоке. Сохранились только имена автора комедии и персонажей. Самое главное, в этом действе присутствовала небольшая киновставка "Дневник Глумова", оказавшаяся первым кинематографическим опытом будущего кинорежиссера.

Следующим шагом был перемонтаж фильма Ф.Ланга "Доктор Мабузе, игрок" – обычное дело для кинокартин, проданных в прокат за рубеж (в СССР картина называлась "Позолоченная гниль"). С.М. Эйзенштейн задумал цикл из 8 фильмов "К диктатуре", и снял сразу 5-ю картину "Стачка" (1925 г.). Здесь были использованы новаторские элементы – необычные ракурсы и пр. Отзывы прессы и зрителей были неоднозначными, смущала усложненность киноязыка.

Новый замысел, казалось бы, походил на предыдущий, только теперь в цикле "От подполья к диктатуре" должно было появиться 7 фильмов: "Женева - Россия", "Подполье", "1 мая", "1905 год", "Стачка", "Тюрьма, бунты, побеги", "Октябрь". Поскольку Правительство приняло "Стачку" вполне благосклонно, начались съемки "1905 года". Сценарий охватывал события 1905 г. в Российской империи: забастовки, русско-японскую войну, армяно-татарскую резню и т.д. Из-за нехватки времени в фильм вошел только мятеж на броненосце "Князь Потемкин-Таврический".

В декабре 1925 г. фильм вышел под названием "Броненосец Потемкин", имел оглушительный успех как в СССР, так и за рубежом, оказал большое влияние на кинематограф тех лет. Позже "Броненосец Потемкин" С.М. Эйзенштейна был назван "лучшим фильмом всех времен и народов".

В 1927 г. появилась картина "Октябрь", где впервые в художественном кино выведен образ В.И.Ленина в исполнении рабочего Никандрова. 1928–1932 гг. были посвящены путешествию за границу. С.М. Эйзенштейн, Г.В. Александров и оператор Э.К. Тиссэ отправились изучать звуковое кино. С.М. Эйзенштейн выступал по берлинскому радио, читал лекции в европейских городах.

По возвращении с 1932 г. Сергей Михайлович занимался научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры ВГИКа, писал статьи и книги. Из-за неудачного фильма "Бежин луг", посвященного коллективизации и подвергшегося резкой критике, в 1937 г. С.М. Эйзенштейн был отлучен от преподавания, фильм был смыт. Через год появился историко-патриотический фильм "Александр Невский", а режиссеру была присуждена степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. В 1941–1945 гг. создавался фильм "Иван Грозный". За 1-ю серию С.М. Эйзенштейн в 1945 г. получил Сталинскую премию. ", 2-я серия была отправлена И.В. Сталиным на доработку, но смерть режиссера в 1948 г. помешала закончить картину.

В фильмографии С.М.Эйзенштейна около 25 фильмов, причем почти половина из них о Мексике на материале, отснятом во время путешествия. Творчество С.М. Эйзенштейна внесло в кинематограф новые выразительные средства, обогатило новыми идеями, художественные находки эмоционально воздействовали на зрителя. Мастер умело использовал символические образы. М.И. Ромм вспоминал, что своей профессии учился по фильму С.М. Эйзенштейна "Броненосец Потемкин", просматривая его около 40 раз. Выдающийся кинорежиссер А. Хичкок считал себя учеником и последователем С.М. Эйзенштейна, широко использовал методы, придуманные последним, в том числе "саспиенс" – драматические паузы, нагнетание напряженности, ракурсы, ритмический монтаж и пр.

Книги С.М.Эйзенштейна – фундаментальные работы по теории кинематографа "Искусство мизансцены", "Мизанкадр", "Монтаж", "Метод", "Неравнодушная природа" и другие и по сей день являются настольными книгами кинематографистов всего мира. Режиссер утверждал: "Современное кино, оперирующее зрительными образами, мощно воздействует на человека и по праву занимает одно из первых мест в ряду искусств. Известно, что основным и единственным средством, доводящим кино до такой силы воздействия, является монтаж".

Предлагаем послушать уникальную запись. Актеры М.А. Кузнецов, П.П. Кадочников, балерина Г.С. Уланова вспоминают о совместной работе с С.М. Эйзенштейном, затем следует его выступление на уроке во ВГИКе.

Арх. № ф. 21, оп. 4 "м", ед. уч. 30.

Время звучания: 
7 мин. 04 сек.