155 лет со дня открытия Петербургской консерватории

20.09.2017

Санкт-Петербургская консерватория, первое в России высшее музыкальное учебное заведение, официально была открыта 20 сентября 1862 г., хотя учреждена была 29.10.1861 г. в качестве училища на базе музыкальных классов Русского музыкального общества. Музыкальные классы были организованы по инициативе пианиста, композитора и дирижера А.Г. Рубинштейна, он же и стал первым директором консерватории и первым профессором по классу фортепиано.

В первые годы существования консерватории среди педагогов были многие выдающиеся музыканты того времени. С 1871 г. профессором кафедры теории композиции (до 1908 г.) стал Н.А. Римский-Корсаков, создавший первые учебные программы и учебники по гармонии и теории композиции, которые актуальны до сих пор. Через класс Н.А. Римского-Корсакова прошло более 200 учеников. Довольно долго (как и Московская) Петербургская консерватория не имела своего здания. Тем не менее популярность консерватории у публики росла. Лишь в 1887 г. консерватория получила для перестройки здание старого Большого (Каменного) театра на Театральной площади рядом с Мариинским театром.

С 1891 г. велись работы по реконструкции и достройке здания, а через год состоялась закладка Большого зала. При строительстве консерватории требовалось особое мастерство, чтобы соблюсти несовместимые, казалось бы, требования: хорошую звукоизоляцию помещений и нужный резонанс. Для этого использовались различные системы перегородок между классами, перекрытий между этажами, сооружались двойные стены и потолки и пр. Торжественное открытие нового здания состоялось 12.11.1896 г. при большом стечении публики – музыкантов, артистов, литераторов и др. Торжество открыл председатель дирекции Петербургского императорского музыкального общества композитор Ц.А. Кюи, а в конце вечера прозвучала специально написанная к этому дню увертюра А.Г. Рубинштейна. Через несколько дней в честь открытия Большого зала консерватории состоялся большой концерт.

В п.1 первого Устава Петербургской консерватории (1866 г.) говорилось: "Консерватории суть высшие специальные музыкально-учебные учреждения, имеющие целью образовать оркестровых исполнителей, виртуозов на инструментах, концертных певцов, драматических и оперных артистов, капельмейстеров, композиторов и учителей музыки". А.Г. Рубинштейн на открытии консерватории призывал студентов быть "смиренными и неутомимыми служителями того искусства, которое возвышает душу и облагораживает человека…, обязывает стремиться к высшему совершенству…, выходить из этих стен не иначе как истинными художниками".

Выпускникам консерватории присваивалось звание свободного художника. Имена многих выпускников Петербургской консерватории остались в истории мировой культуры. Как известно, первым выпускником Петербургской консерватории по классу композиции был П.И. Чайковский (1865 г.). Вскоре им была создана увертюра фа мажор. Первая редакция написана для малого симфонического оркестра и была исполнена под управлением автора в Петербурге 14.11.1865 г. По совету А.Г. Рубинштейна П.И. Чайковский переинструментировал увертюру для полного оркестра. Во второй редакции она была исполнена 04.03.1866 г. под управлением А.Г. Рубинштейна в Москве в симфоническом собрании Русского музыкального общества. Именно это произведение принесло молодому композитору первый публичный успех и благоприятный отзыв прессы на его музыку. В письме к своему брату Антону Ильичу, П.И. Чайковский писал: "…в пятницу на концерте Рубинштейна игралась увертюра моего сочинения и имела успех, я был единодушно вызван и, говоря высоким слогом, приветствован громкими рукоплесканиями".

Увертюру фа мажор П.И. Чайковского, соч. 1865 г. (1-я редакция), мы и предлагаем слушать в исполнении Московского государственного симфонического оркестра под управлением В.Б. Дударовой.

Арх. № ф. 4, ед. уч. 47155.

Время звучания: 
7 мин. 49 сек.