155 лет со дня рождения театрального режиссера К.С. Станиславского

17.01.2018

Станиславский Константин Сергеевич – актер, театральный режиссер, педагог, реформатор театра. Родился он в многодетной семье известного промышленника С.В. Алексеева, которая состояла в родстве с Мамонтовыми и Третьяковыми. В этой семье всегда интересовались театром: в московском доме был зал, специально перестроенный для театральных представлений, а имении Любимовке – театральный флигель. Именно в домашнем кружке К.С. Станиславский начал свои сценические опыты в 1877 г., усиленно занимаясь пластикой и вокалом с лучшими педагогами. Играл юноша и в опереттах. В декабре 1884 г. состоялось первое выступление К.С. Алексеева в гоголевской "Женитьбе" в роли Подколесина.

В 1886 г. его избрали членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и при нем Консерватории, оказавшись в компании П.И. Чайковского, С.И. Танеева, С.М. Третьякова. Участвовал Константин Сергеевич и в разработке проекта Московского Общества Искусства и Литературы (МОИиЛ) и вложил в проект личные средства. В это время он и взял фамилию Станиславский.

За 10 лет (с 1888 г.) К.С. Станиславский стал известным актером, его исполнение было на уровне лучших работ профессиональных актеров. С 1891 г. он руководил режиссерской частью в МОИиЛ, ставил спектакли: "Уриэль Акоста" (1895 г.), "Отелло" (1896 г.), "Много шума из ничего", "Двенадцатая ночь" (1897 г.), играл роли в своих постановках. Экспериментируя со звуком, ритмом, светом, искал "режиссерские приемы выявления духовной сущности произведения" – как скажет позднее сам.

Среди театральных деятелей того времени остро ощущалась необходимость реформ в театре. В.И. Немирович-Данченко, преподававший в филармоническом училище, пригласил К.С.Станиславского встреться и обсудить состояние театра в России. На визитной карточке В.И. Немировича-Данченко, сохраненной К.С. Станиславским, было написано: "Я буду в час в Славянском базаре – не увидимся ли?". Встреча состоялась 22 июня 1897 г., как назвал ее К.С. Станиславский – 18-часовое "знаменитое свидание-сидение с Немировичем-Данченко. Первый момент основания театра". Обсудили "основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения".

26.06.1898 г. труппа Художественного театра начала работать в Пушкино. Первым совместным спектаклем стал "Царь Федор Иоаннович" А.К. Толстого. К.С.Станиславский создал мизансцены, роль царя по настоянию В.И. Немировича-Данченко досталась И.В. Москвину, который и стал настоящим открытием. Чуть позже были поставлены "Венецианский купец (1898 г.), "Смерть Иоанна Грозного (1899 г.), "Власть тьмы" (1902 г.), "Юлий Цезарь" (1903 г.). Важнейшим направлением постановок Художественного театра стали пьесы А.П. Чехова "Чайка" (1898 г.), "Дядя Ваня" (1899 г.), "Три сестры" (1901 г.), "Вишневый сад" (1904 г.). Важными были постановки "Горя от ума" (1906 г.), "Братья Карамазовы", "Село Степанчиково" (1917 г.) и др.

После Октябрьской революции К.С. Станиславский продолжал работать в Художественном театре, в 1922–1923 гг. выезжал с труппой театра на гастроли в США, во время которых часть актеров там и осталась. Созданная в 1918 г. при Большом театре студия стала самостоятельной, а позднее преобразовалась в "Оперный театр студии им. К.С.Станиславского" (ныне – Московский академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). В студии К.С.Станиславский поставил ряд оперных спектаклей: "Евгений Онегин", "Царская невеста", "Севильский цирюльник".

В 1920–1930 гг. К.С. Станиславскому пришлось отстаивать традиционные художественные ценности русского искусства, вопреки обвинениям в "отсталости", "нежелании принять революционную действительность". Константин Сергеевич сыграл в спектаклях Художественного театра много ролей. Однако, после сердечного приступа 1928 г. врачи запретили ему выходить на сцену, поэтому в последующие годы он сосредоточился на теоретических поисках и педагогических пробах своей системы. В 1936 г. К.С. Станиславский стал первым Народным артистом СССР.

Еще с 1900 гг. К.С. Станиславский начал разрабатывать учение о творчестве актера, именно то, что впоследствии названо было "системой Станиславского". Константин Сергеевич впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского тетра: единство художественного замысла, которому подчиняются все элементы спектакля, целостность актерского ансамбля, психологическую обусловленность мизансцен. Он добивался создания особой атмосферы спектакля, передачи настроения каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания. Знаменитые слова Мастера "Не верю!" стали общеизвестными, крылатыми. К.С. Станиславский вошел в историю не только отечественного, но и мирового театра, а его система по сей день используется многими и многими актерами и режиссерами.

Сейчас вы можете послушать фрагмент интереснейшей записи репетиции спектакля "Тартюф", в которой К.С. Станиславский работает с актерами именно по своей системе.

Запись 1938 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 406.

Время звучания: 
6 мин. 03 сек.