РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

85-летие композитора Родиона Константиновича Щедрина

Версия для печати

Родион Константинович Щедрин, один из самых значительных и известных композиторов второй половины 20-го века, рос в музыкальной семье. В доме постоянно звучала музыка, что, несомненно, оказало влияние на формирование вкусов будущего композитора. После поступления в 1945 г. в Хоровое училище (ныне им. А.В.Свешникова) появились первые сочинения Р.К.Щедрина – для хора. Учась на 4-м курсе Московской консерватории (классы композиции и фортепиано) Р.К.Щедрин сочинил свой первый фортепианный концерт, который прозвучал в программе очередного Пленума Союза композиторов СССР, а его автор стал самым молодым на тот момент членом Союза композиторов. Уже в ранних произведениях проявились главные черты творческой натуры Р.К.Щедрина: особая выразительность музыки, рельефность интонаций, мелодическая изобретательность. Р.К.Щедрин живо интересовался западными техниками композиции и уже в первой половине 1960-х гг. имел репутацию модерниста. Композитор владеет множеством музыкальных стилей, экспериментирует с различными методами организации музыкального материала, ищет новые музыкальные формы, новые приемы музыкальной выразительности. В творчестве Р.К.Щедрина прослеживается органическая связь с русским фольклором, традициями русской музыки 19-го века. Вместе с тем, он, в совершенстве владея современным музыкальным языком, стремится к лаконизму, сжатости. Р.К.Щедрин часто работал сразу над несколькими произведениями согласно принципу полифонии в организации музыкального материала, манере письма. Он говорил: "Полифония – это метод существования, ибо жизнь наша, современное бытие стали полифоничными". Так же полифонично, разнообразно творчество Р.К.Щедрина, включающее оперы и балеты, симфонии и концерты, музыку к музыкальным и драматическим спектаклям, хоровую и камерно-инструментальную музыку и многое другое. Р.К.Щедрин написал замечательную музыку к целому ряду кинофильмов, в том числе "Высота", "Коммунист", "Нормандия-Неман", "Анна Каренина" и др. Появление балетов, несомненно, связано с женой композитора, выдающейся балериной М.М.Плисецкой. Самым исполняемым сочинением Р.К.Щедрина является "Кармен-сюита", написанная всего за 20 дней. М.М.Плисецкая очень хотела воплотить образ Кармен в хореографии кубинского балетмейстера А.Алонсо, и Р.К.Щедрин создал транскрипцию номеров из оперы Ж.Бизе "Кармен". М.М.Плисецкая станцевала "Кармен-сюиту" около 350 раз. В жизни Р.К.Щедрина композиторская работа сочеталась с выступлениями на концертной эстраде. Великолепный пианист-виртуоз, Р.К.Щедрин исполняет свои произведения для фортепиано и органа. В творчестве композитора фортепианная музыка занимает значительное место. Интересным и оригинальным произведением является 2-й концерт для фортепиано с оркестром, написанный в 1966 г. Он вызвал бурные дискуссии на Пленуме Союза композиторов СССР, где обсуждался вопрос идеологической направленности композиторской техники (!). В период работы над концертом автор хотел "заставить слушателя с неослабевающим вниманием и интересом от начала до конца слушать новое сочинение". Названия частей 2-го концерта, данные автором, настраивают слушателя на определенную образную волну: "Диалоги", "Импровизация", "Контрасты". Позднее Р.К.Щедрин о своем произведении пишет: "Хотелось бы дать в Концерте резкий стык различных музыкальных стилей". Сегодня предлагаем послушать одно из самых известных и своеобразных произведений Р.К.Щедрина "В подражание Альбенису" (1959 г.). Пьеса посвящена жене композитора М.М.Плисецкой и написана в духе темпераментного испанского танца с частой сменой размеров. Действительно, испанский композитор И.Альбенис (1860 – 1909 гг.) использовал в своем творчестве ритмы песенно-танцевальных жанров Кастилии, Арагона, Басконии, Андалузии. В самобытной музыке И.Альбениса национальная основа органично соединяется с достижениями современного ему музыкального искусства. В пьесе Р.К.Щедрина указание "rubato", т.е. свободное отношение к темпу, придает музыке характер импровизации, что типично для народных песен и танцев юга Испании. "В подражание Альбенису" – пьеса фортепианная, но существуют транскрипции для струнных инструментов. Итак, играет автор Р.К.Щедрин (арх. № ф. 4, ед. уч. 41401).

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика