85 лет композитору Р.К. Щедрину

16.12.2017

Щедрин Родион Константинович, один из самых значительных и известных композиторов второй половины 20-го века, рос в музыкальной семье. В доме постоянно звучала музыка, что, несомненно, оказало влияние на формирование вкусов будущего композитора. После поступления в 1945 г. в Хоровое училище (ныне им. А.В. Свешникова) появились первые сочинения Р.К. Щедрина – для хора. Учась на 4-м курсе Московской консерватории (классы композиции и фортепиано) Р.К. Щедрин сочинил свой первый фортепианный концерт, который прозвучал в программе очередного Пленума Союза композиторов СССР, а его автор стал самым молодым на тот момент членом Союза композиторов.

Уже в ранних произведениях проявились главные черты творческой натуры Р.К. Щедрина: особая выразительность музыки, рельефность интонаций, мелодическая изобретательность. Р.К. Щедрин живо интересовался западными техниками композиции и уже в первой половине 1960-х гг. имел репутацию модерниста. Композитор владеет множеством музыкальных стилей, экспериментирует с различными методами организации музыкального материала, ищет новые музыкальные формы, новые приемы музыкальной выразительности. В творчестве Р.К. Щедрина прослеживается органическая связь с русским фольклором, традициями русской музыки 19-го века. Вместе с тем, он, в совершенстве владея современным музыкальным языком, стремится к лаконизму, сжатости. Р.К. Щедрин часто работал сразу над несколькими произведениями согласно принципу полифонии в организации музыкального материала, манере письма. Он говорил: "Полифония – это метод существования, ибо жизнь наша, современное бытие стали полифоничными".

Так же полифонично, разнообразно творчество Р.К. Щедрина, включающее оперы и балеты, симфонии и концерты, музыку к музыкальным и драматическим спектаклям, хоровую и камерно-инструментальную музыку и многое другое. Р.К. Щедрин написал замечательную музыку к целому ряду кинофильмов, в том числе "Высота", "Коммунист", "Нормандия-Неман", "Анна Каренина" и др.

Появление балетов, несомненно, связано с женой композитора, выдающейся балериной М.М. Плисецкой. Самым исполняемым сочинением Р.К. Щедрина является "Кармен-сюита", написанная всего за 20 дней. М.М. Плисецкая очень хотела воплотить образ Кармен в хореографии кубинского балетмейстера А. Алонсо, и Р.К. Щедрин создал транскрипцию номеров из оперы Ж. Бизе "Кармен". М.М. Плисецкая станцевала "Кармен-сюиту" около 350 раз.

В жизни Р.К. Щедрина композиторская работа сочеталась с выступлениями на концертной эстраде. Великолепный пианист-виртуоз, Р.К. Щедрин исполняет свои произведения для фортепиано и органа. В творчестве композитора фортепианная музыка занимает значительное место. Интересным и оригинальным произведением является 2-й концерт для фортепиано с оркестром, написанный в 1966 г. Он вызвал бурные дискуссии на Пленуме Союза композиторов СССР, где обсуждался вопрос идеологической направленности композиторской техники (!). В период работы над концертом автор хотел "заставить слушателя с неослабевающим вниманием и интересом от начала до конца слушать новое сочинение". Названия частей 2-го концерта, данные автором, настраивают слушателя на определенную образную волну: "Диалоги", "Импровизация", "Контрасты". Позднее Р.К. Щедрин о своем произведении пишет: "Хотелось бы дать в Концерте резкий стык различных музыкальных стилей".

Сегодня предлагаем послушать одно из самых известных и своеобразных произведений Р.К. Щедрина "В подражание Альбенису" (1959 г.). Пьеса посвящена жене композитора М.М. Плисецкой и написана в духе темпераментного испанского танца с частой сменой размеров. Действительно, испанский композитор И. Альбенис (1860–1909 гг.) использовал в своем творчестве ритмы песенно-танцевальных жанров Кастилии, Арагона, Басконии, Андалузии. В самобытной музыке И. Альбениса национальная основа органично соединяется с достижениями современного ему музыкального искусства. В пьесе Р.К. Щедрина указание "rubato", т.е. свободное отношение к темпу, придает музыке характер импровизации, что типично для народных песен и танцев юга Испании.

"В подражание Альбенису" – пьеса фортепианная, но существуют транскрипции для струнных инструментов. Итак, играет автор Р.К. Щедрин.

Арх. № ф. 4, ед. уч. 41401

Время звучания: 
3 мин. 53 сек.