15.08.2016

Замечательному композитору Микаэлу Леоновичу Таривердиеву сегодня исполнилось бы 85 лет. С музыкой он был с самого раннего детства: с 6 лет начал учиться в музыкальной школе при Тбилисской консерватории, а в 8 уже был автором серьезных камерных произведений. Учителем М.Л.Таривердиева в Московском музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных стал сам А.И.Хачатурян. Дебют молодого композитора состоялся в Большом зале Московской консерватории - З.Долуханова исполняла его романсы. Еще будучи студентом "Гнесинки" М.Л.Таривердиев написал музыку к кинофильму "Человек за бортом", а в 1958 г. дебютировал в кино по-настоящему в картине "Юность наших отцов". Чудесная музыка М.Л.Таривердиева звучит в 132 кинофильмах, а еще он писал оперы и балеты, концерты для скрипки, органа, альта и других инструментов с оркестром, симфоническую музыку. Широкой публике М.Л.Таривердиев лучше всего известен как автор киномузыки. Композитор говорил, что если бы Моцарт жил в наше время, то непременно бы работал в кино. Настоящую славу ему принесла именно музыка к кинофильмам "Семнадцать мгновений весны", "Ирония судьбы, или с легким паром", "Старомодная комедия" и другим. При этом музыка М.Л.Таривердиева, независимо от жанра абсолютно узнаваема – будь то музыка для кино или театра, опера или романс. М.Л.Таривердиев первым из композиторов обратился к поэзии современных ему поэтов, создав вокальные циклы на стихи Л.Н.Мартынова, А.А.Вознесенского, Б.А.Ахмадулиной, Е.А.Евтушенко и других, а также М.И.Цветаевой, М.А.Светлова, Э.Хемингуэя… Автор называл эти произведения "третьим направлением", это не песня, не романс, это нечто особенное, порой даже странное. Скорее это монологи, которые М.Л.Таривердиев начинает петь сам. Один из таких монологов предлагаем послушать сегодня: "Загляжусь ли на поезд" на стихи А.А.Вознесенского исполняет М.Л.Таривердиев (арх. № ф. 4, ед. уч. 60806).