205 лет со дня рождения композитора А.С. Даргомыжского

14.02.2018

Даргомыжский Александр Сергеевич, крупный русский композитор в юности вел светскую жизнь, посещая музыкально-литературные вечера в салонах, вращался в кругу поэтов, художников, артистов, музыкантов. Обладая разносторонним, в том числе и музыкальным образованием, проявлял тягу к музыкальному сочинительству. Дружба с М.И. Глинкой помогла начинающему композитору восполнить пробелы в композиции.

Первые оперы А.С. Даргомыжского оказались неудачными, тогда как романсы и баллады принесли автору известность. В начале 1840-х гг. А.С. Даргомыжский обращается к поэзии А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова. В эти годы написаны такие известные романсы "Я вас любил", "Ночной зефир", "Вертоград", "Мне грустно" и др. Практически А.С. Даргомыжский создал новые разновидности романса – лирико-психологические, монологи, жанрово-бытовые романсы-сценки. Сам композитор писал: "…Обращаясь постоянно в обществе певцов и певиц, мне практически удалось изучить как свойства и изгибы человеческих голосов, так и искусство драматического пения".

В русской культуре, в том числе литературе и музыке 1940 – нач. 1950-х гг. проявлялся интерес к народной жизни, психологии "маленького человека", формировалась т.н. "натуральная школа". А.С. Даргомыжский, по сути, являлся первым представителем "натуральной школы" в русской музыке. Об этом свидетельствует появление в 1850-х гг. известных обличительных романсов композитора: "Червяк", "Титулярный советник", "Старый капрал". А.С.Даргомыжскому были близки образы "униженных и оскорбленных", сострадание переживаниям "маленького человека".

Десять лет (1845–1855 гг.) с перерывами А.С. Даргомыжский работал над оперой "Русалка", которая открыла новое направление в русском оперном искусстве. Постановка оперы в 1856 г. в Петербурге вызвала интерес публики, но недоброжелательное отношение дирекции императорских театров. Лишь в середине 1860-х гг., с изменением ситуации в России, опера шла уже с большим успехом. "Русалка" стала одной из самых любимых русских опер. Вырос авторитет А.С. Даргомыжского в музыкальном мире.

Осталась незаконченной опера "Каменный гость", где музыка писалась на подлинный текст А.С. Пушкина. Композитор говорил: "Пишу не я, а какая-то сила, мне неведомая". В "Каменном госте" А.С. Даргомыжский использовал новые средства музыкальной выразительности, в том числе "певучий речитатив". По желанию композитора, после его смерти опера была завершена Ц.А. Кюи и Н.А. Римским-Корсаковым.

Помимо опер, А.С. Даргомыжский написал более ста романсов, много вокальных ансамблей, симфонические пьесы.

А.С. Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, он писал: "я не намерен снизводить… музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды". М.П. Мусоргский посвятил А.С. Даргомыжскому одно из своих вокальных произведений: "Великому учителю музыкальной правды". А.С. Даргомыжский стремился найти и передать в мелодии живую интонацию человеческой речи, выражающую чувства, разнообразные оттенки душевных переживаний. Творчество А.С. Даргомыжского высоко оценивали русские композиторы 1860-х гг., в первую очередь представители "Могучей кучки". Композитор Асафьев писал: "Даргомыжский владел порой гениальной интуицией музыканта-драматурга, не уступая Монтеверди и Глюку".

Предлагаем послушать сегодня романс А.С. Даргомыжского на стихи А.С. Пушкина "Вертоград" в исполнении народного артиста СССР А.Б. Соловьяненко.

Арх. № ф. 4, ед. уч. 70017.

Время звучания: 
2 мин. 10 сек.