150 лет со дня основания Московской консерватории

13.09.2016

Московская консерватория отмечает 13 сентября 150-летие со дня основания. Мысль об учреждении в Москве консерватории впервые высказал капельмейстер Большого театра Фридрих Шольц еще в 1819 г., но поддержки эта мысль не получила. В 1830 г. Ф.Шольц получил разрешение открыть у себя на дому "бесплатное преподавание генерал-баса и композиции". И только в 1860 г. по инициативе пианиста и дирижера Н.Г.Рубинштейна на основе организованным им музыкальных классов появилось Московское отделение Русского музыкального общества (МО РМО, с 1873 г. – Императорское Русское музыкальное общество). Через несколько лет после создания Московского отделения РМО число действительных членов превысило 1000 человек. Появились любительский хор, проводились симфонические концерты ("симфонические собрания") и в Колонном зале Дворянского собрания, и в Манеже, вмещавшем до 12000 человек. 1 сентября 1866 г. состоялось торжественное открытие Московской консерватории в доме на Воздвиженке, арендованном Московским отделением РМО у баронессы Черкасовой. Позднее, с 1871 г. было арендовано другое здание у князя С.М.Воронцова по современному адресу: ул. Б.Никитская, д. 13, а в 1878 г. выкуплено в собственность. Строительство нового здания было начато в 1895 и закончено в 1897 гг. Малый зал открылся в 1898 г., а Большой зал – 7 апреля 1901 г. Таким образом, Московская консерватория обрела свой современный вид. Н.Г.Рубинштейн возглавил Московскую консерваторию в 1866 г. и до своей безвременной кончины в 1881 г. оставался ее директором, профессором фортепианного класса и дирижером ученического оркестра. Главная достопримечательность и гордость Московской консерватории – это Большой зал (на 1737 мест), обладающий совершенной, непревзойденной акустикой не только в русской, но и в зарубежной строительной практике, с великолепным уникальным органом, сконструированным мастером Аристидом Кавайе-Коллем. Сначала орган был показан на Всемирной Парижской выставке 1900 г. в парадном зале Русской секции. Во время выставки на нем играли лучшие французские органисты Э.Жигу, А.Гильман, Л.Вьерн. Орган был удостоен высшей награды выставки – "Гран при". После окончания выставки он был разобран, перевезен в Москву и установлен на сцене Большого зала Московской консерватории. Все расходы (200 000 франков) взял на себя известный меценат С.П. фон Дервиз. В одном из трудов по истории Московской консерватории подробно описывается мероприятие 1 сентября (по новому стилю 13-го) 1866 г.: "В 4 часа в здании консерватории состоялся торжественный обед. (…) По окончании обеда присутствовавшие не расходились, у многих явилось желание ознаменовать музыкой открытие высшего музыкального училища, и почин в этом отношении сделал П.И.Чайковский, сыгравший на фортепиано увертюру "Руслана и Людмилы" Глинки, для того, чтобы во вновь открытой консерватории первыми звуками было бы произведение гениального родоначальника русской школы".

Сегодня мы хотим поддержать традицию и предлагаем вашему вниманию увертюру к опере М.И.Глинки "Руслан и Людмила" в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР. Дирижер Е.Ф.Светланов.

Арх. № ф. 4, ед. уч. 60028

Время звучания: 
4 мин. 57 сек.