175 лет со дня рождения французского композитора Жюля Массне

12.05.2017

Жюль Эмиль Фредерик Массне поступил в Парижскую консерваторию в 10 лет, где учился у известных французских композиторов. Музыканту пришлось испытать годы бедности, преодолеть много трудностей, упорно трудиться, подрабатывая игрой на фортепиано в кафе. В 1863 г. Ж. Массне получил за свое сочинение Большую римскую премию, причем, не имея собственного фортепиано, писал музыку, пользуясь внутренним слухом. Получив премию, Ж. Массне получил и право на четырехлетнюю поездку в Италию. Возвратившись из-за границы в 1866 г., уже через год он создал одноактную комическую оперу "Двоюродная бабушка", которая имела успех. У Ж. Массне появился постоянный издатель.

Композитор писал оркестровые сюиты, фортепианную музыку, оратории и кантаты, песни и романсы. Но главное, Ж. Массне написал 34 оперы, многие из которых по сей день звучат на сценах оперных театров. В 1978 г. Ж. Массне стал профессором Парижской консерватории, затем членом Института Франции. В 1883 г. появляется опера "Манон", в 1886 г. – "Вертер", и это были вершины творчества Ж. Массне. В этот период он пользовался вниманием в обществе и любовью публики.

Вместе с тем, музыка Ж. Массне воспринималась неоднозначно, главными достоинствами ее считаются оригинальные мелодии, гибкость, выразительность. Разноречивые суждения о музыке Ж. Массне можно найти у его современников-композиторов. И.Ф. Стравинский, например, называл оперу "Манон" "кондитерским изделием", а П.И. Чайковский писал: "Ах, как тошен Massenet!!! И что всего досаднее, так это то, что в этой тошноте что-то родственное с собою чувствую". С другой стороны, К. Дебюсси считал Ж. Массне музыкальным историком женской души, отмечая чарующие качества его дарования.

Тем не менее, музыканты-профессионалы – критики, композиторы, исполнители признавали выдающееся мастерство Ж. Массне-композитора. Последний отличался удивительной работоспособностью: сочинял музыку ежедневно с 4 часов утра. Сегодня представляем фрагмент из оперы Ж. Массне "Сид" (1885 г.). Это французская опера, для которой характерно переплетение исторических событий и любовной драмы, с большим количеством массовых сцен, с хорами и балетом. Композитор работал над "Сидом" увлеченно: "Я выучил, как всегда, либретто наизусть. Я хотел беспрестанно иметь его мысленно перед собой… (…) Я с трудом отрываюсь от работы, особенно когда она меня захватывает, как было в данном случае", – писал он.

В исполнении Пласидо Доминго, одного из выдающихся оперных певцов современности, слушайте арию Родриго из 3 действия оперы Ж. Массне "Сид" (в сопровождении Лондонского симфонического оркестра, дирижер Н. Санти).

Арх. № ф. 4, ед. уч. 62870.

Время звучания: 
5 мин. 05 сек.