115 лет со дня рождения народного артиста СССР Э.П. Гарина

10.11.2017

Сегодня хочется вспомнить замечательного актера театра и кино, режиссера и сценариста Эраста Павловича Гарина. "Гарин" – сценический псевдоним, который Э.П. Герасимов взял, играя на сцене гарнизонного театра в Рязани, после того, как поступил после окончания гимназии в 1919 г. добровольцем в Красную Армию. С этим театром Э.П. Гарин попал в Москву и был замечен В.Э. Мейерхольдом, который посоветовал ему учиться.

В 1921 г. Э.П. Гарин поступил в Государственные высшие режиссерские мастерские (руководимые В.Э. Мейехольдом) и стал актером Государственного экспериментального театра мастерских Наркомпроса РСФСР (1922–1926 гг.) и, одновременно, актером театра В.Э.Мейерхольда (1922–1936 гг.). Первая большая работа Э.П. Гарина была в спектакле "Д.Е." ("Даешь Европу") – ироническом политическом обозрении по романам И.Г. Эренбурга и Б.Келлермана (1924 г.). Э.П.Гарин играл сразу 7 ролей изобретателей, владея искусством молниеносных превращений, поражая своей ловкостью, пародийностью, особой характерностью. Здесь уже проявились черты будущего "гаринского стиля" – оригинальная манера двигаться, говорить, мимика лица, жесты. Э.П. Гарин всегда был внимателен к слову, интонационной и пластической разработке роли, владел приемами эксцентрики.

Очень скоро Э.П. Гарин выдвинулся в ряд ведущих актеров театра В.Э. Мейерхольда. Настоящую славу принесла Э.П. Гарину роль Гулячкина в спектакле по пьесе Н.Р. Эрдмана "Мандат" (1925 г.), роль сатирическая, исполненная актером блестяще. Один из критиков насчитал более 300 взрывов смеха в зале. Крупной работой стала роль Хлестакова в спектакле по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор" (1926 г.). Спектакль вызвал сотни восторженных отзывов и рецензий, в том числе А. Белого, М.А. Чехова, А.В. Луначарского. Спектакль "Ревизор" вошел в историю театра как наивысшее достижение режиссерского искусства В.Э. Мейерхольда, во все хрестоматии по театральному искусству. В 1928 г. Э.П. Гарин был утвержден на роль Чацкого в спектакле "Горе уму" (у А.С. Грибоедова – "Горе от ума"). На эту роль намечен был выдающийся чтец-декламатор В.Н. Яхонтов, но В.Э. Мейерхольд назначил Э.П. Гарина: "Я знаю, меня будут упрекать в пристрастии, но мне кажется, только Гарин будет нашим Чацким: задорный мальчишка, а не трибун". Чацкий Э.П. Гарина был необычным, не таким, каким зритель привык его видеть в классических постановках "Ревизора". В.Э. Мейерхольд говорил: "Я спешу на репетицию окрыленный, потому что ожидаю встречи с Гариным". Искусство Э.П. Гарина было очень близко эстетическим воззрениям великого режиссера.

Эраст Павлович обладал ярко выраженной комической внешностью, он был худощавым (это подчеркивалось еще и мешковатыми костюмами), с выразительным лицом с длинным носом и пронзительным скрипучим голосом. В комических, гротескных ролях, воплощая отрицательных персонажей он был совершенно неотразим. Особенность своего сценического искусства сам актер обозначил как "олириченную сатиру". Работа с В.Э.Мейерхольдом оказала огромное влияние на все творчество Э.П. Гарина, определило его склонность к жанру сатиры.

В 1936 г. Э.П. Гарин, стремясь попробовать себя в режиссуре, перешел в Ленинградский театр комедии, где и работал актером и режиссером до 1950 г., поставил несколько спектаклей. Как режиссер Э.П. Гарин поставил фильм "Женитьба" (1936 г.), смесь кинофильма и театрального спектакля, сам же сыграл роль Подколесина. Отклики на это произведение были разноречивы, а чуть позднее, в 1937–1938 гг. под флагом борьбы с "формализмом" на картину обрушилась лавина разгромной критики, негатив был смыт, а прокатные копии уничтожались повсеместно. До сих пор не найдено ни одной копии, несмотря на то, что сам Э.П. Гарин много лет (безуспешно) занимался поисками, в том числе в фильмотеках других стран.

После Великой Отечественной войны Э.П. Гарин (с женой) переехал в Москву и работал на киностудии Союздетфильм (ныне – Киностудия им. М.Горького), продолжал время от времени сниматься в кино. Трижды за свою кинематографическую карьеру Эрасту Павловичу довелось сыграть королей: в фильмах "Золушка" (1947 г.), "Каин XVIII" (1963 г.), "Обыкновенное чудо" (1964 г.). Одна из последних киноролей Э.П. Гарина – профессор-археолог в комедии "Джентльмены удачи" (1971 г.). В 1970 гг. Э.П. Гарин озвучивал мультфильмы, работал на радио. Всего Э.П. Гарин снялся в более чем 40 фильмах, озвучил более 40 мультфильмов. Как режиссер он снял 7 кинофильмов, написал 3 сценария.

На радио Э.П. Гарин с увлечением работал над стихами и прозой В.В. Маяковского, и сейчас есть возможность послушать интереснейшую запись, в которой Э.П. Гарин рассказывает об этой работе и читает стихи В.В. Маяковского.

Журнал "Кругозор", 1973 г., № 6.
Арх. № ф. 21, оп. 4 "м", ед. уч. 34).

Время звучания: 
7 мин. 00 сек.