РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

85-летие со дня основания города Комсомольск-на-Амуре

Версия для печати

Этот замечательный город образован Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1932 г. "О преобразовании селения Пермского Нижнетамбовского района Дальневосточного края в город Комсомольск-на-Амуре". В начале 1930-х гг. советское правительство уделяло особое внимание обороноспособности страны, в том числе Дальнего Востока. На XVI съезде ВКП(б) (1930 г.) был взят курс на индустриализацию Дальневосточного края. К тому времени назрела настоятельная необходимость построить на Дальнем Востоке судостроительный и авиационный заводы, задействуя реку Амур как крупную транспортную магистраль. То, что Амур судоходен и имеет выход в Тихий океан документально доказала экспедиция адмирала Г.И.Невельского на барке "Байкал" в 1849 г., подтвердив поистине стратегическое значение Амура для России. Г.И.Невельской предложил создать на Амуре посты (станки). В 1857 г. специальная комиссия, возглавляемая топографом и картографом К.Ф. Будогосским должна была выработать план создания русских сел на Амуре. Изучались, в том числе, и записки ботаника Н.Н.Максимовского с описанием Амура. Например, ботаник писал, что в районе нанайского стойбища Мылки можно создать поселения, так как "…здесь скаты нагорного берега пологи, грунт земли – чернозем, (…) на противоположном берегу реки … множество строевого леса, берег здесь приглубый, суда могут к нему пришвартовываться". Генерал-губернатор Восточной Сибири и Дальнего Востока Н.Н.Муравьев-Амурский одобрил представленный план и летом 1860 г. были подготовлены срубы для будущего села Пермского-на-Амуре, датой основания которого считается август 1860 года. В 1859 – 1862 гг. переселение крестьян осуществлялось за казенный счет, причем ехали крестьяне зажиточные, самостоятельные. После отмены крепостного права в 1861 г. на Амуре могли селиться все желающие. От земледелия пришлось отказаться из-за сложных природных условий. Поселенцы занимались заготовкой дров, торговали, в том числе и с японцами. Село Пермское разрасталось, в 1932 году было 49 дворов, более 300 жителей. Первоначально было определено место для строительства при слиянии рек Амура и Уссури у села Нижневоронежского в 14 км от Хабаровска. Захват Манчжурии Японией обусловил перенос площадки подальше от границы. Село Пермское как раз находилось в 400 км от границы с Китаем, т.е. на максимальной дальности полета японских самолетов. Судостроительный и авиационный заводы строились одновременно на расстоянии около 12 км. По плану два города должны были развиваться навстречу друг другу и объединиться. Но площадка авиазавода была затоплена, и строительство пришлось перенести вглубь тайги. В 1933 г. город Комсомольск-на-Амуре представлял собой отдельные поселки, островки из саманных бараков, шалашей, разбросанных по тайге. Поселки, соединяемые тропками и грунтовыми дорогами, прозвали "Шалаши Ильича" или "Каттельград" по имени первого директора "Дальпромстроя" И.Каттеля, инициатора строительства времянок. Жилья катастрофически не хватало, так как все силы были брошены на возведение заводов. Новых строителей нельзя было привлечь – им негде было бы жить. Тем не менее город рос, появлялись новые дороги, предприятия. Силами заключенных ГУЛАГа началось строительство железной дороги до г. Хабаровска. Современный город Комсомольск-на-Амуре, протянувшийся более, чем на 30 км – крупный промышленный, научный, культурный центр Дальнего Востока. Город строили, в основном, комсомольцы первого (1932 г.) и второго (1934 г.) призывов, завербованные рабочие, заключенные. Фрагмент интереснейших воспоминаний одного из первостроителей Комсомольска-на-Амуре М.Н.Ополева предлагаем вашему вниманию (запись 1983 г., арх. № ф. 12, оп. 4 "м", ед. уч. 24).

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика