РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

145-летие со дня рождения выдающегося оперного певца Л.В.Собинова (1872 – 1934 гг.)

Версия для печати

Леонид Витальевич Собинов был одним из крупнейших представителей русской классической вокальной школы. Внук крепостного крестьянина, сын ярославского приказчика, Л.В.Собинов в 1894 г. окончил юридический факультет Московского университета, работал помощником присяжного поверенного у известного адвоката Ф.Н.Плевако. Но музыка влекла Л.В.Собинова к себе: еще с 1892 г. он начал заниматься вокалом в Музыкально-драматическом училище при Филармоническом обществе в Москве, тогда же выступал в итальянской оперной труппе. Наконец, в 1897 г. Л.В.Собинов стал солистом Большого театра, хотя адвокатскую практику оставил лишь через два года, говоря о себе: "лучший певец среди юристов или лучший юрист среди певцов". Дебют в Большом театре состоялся 24 апреля 1897 г. – Л.В.Собинов выступил в партии Синодала в опере А.Г.Рубинштейна "Демон". В 1900 г. молодой певец впервые оказался в Италии. Чтобы выступать на итальянской оперной сцене, необходимо хорошо знать итальянский язык, и Л.В.Собинов овладел им в совершенстве. В 1904 – 1906 гг. Л.В.Собинов выступал в миланском театре "Ла Скала" (в традиционном итальянском репертуаре), а также в Монте-Карло, Мадриде, Лондоне, Берлине, Париже. В системе же императорских театров работал около 20 лет – до 1915 г. В годы Первой мировой войны Л.В.Собинов передал на благотворительные нужды и в помощь раненым солдатам более 200 тыс. рублей. После Октябрьской революции категорически отказывался от всех предложений эмигрировать. В 1917 - 1918 гг. и в 1921 г. Л.В.Собинов был директором Большого театра. Всего за свою артистическую карьеру артист исполнил более 40 оперных партий, были в его репертуаре и романсы русских композиторов, и русские народные песни. После 1917 г. Л.В.Собинов объехал с концертами почти весь Советский Союз. Самыми любимыми его партиями были Ленский, Лоэнгрин, Ромео, Вертер. Л.В.Собинова называют лучшим Ленским русской оперы. Эту партию он исполнил впервые в 1898 г. и работал над ней всю жизнь, совершенствуя ее. Этой партией артист и завершил свою певческую карьеру в 60 лет, исполнив Ленского в прощальный вечер 24 мая 1933 г. по случаю 35-летия артистической деятельности. Л.В.Собинов очень ответственно относился к подготовке партий. Его клавиры испещрены пометками, свидетельствующими о его стремлении к наиболее выразительному произнесению текста на музыке. Иногда Л.В.Собинов писал свои тексты к либретто. Так, ему принадлежат тексты к операм "Лоэнгрин", "Искатели жемчуга", "Травиата", "Риголетто" и др. Леонид Витальевич делал переводы и к произведениям Ф.Шумана, Л. ван Бетховена, Р.Вагнера. Некоторыми переводами Л.В.Собинова певцы пользуются и сегодня. Л.В.Собинов по праву считается одним их блестящих деятелей русской культуры. Историческая заслуга его в том, что он сумел соединить в своем творчестве различные школы пения: итальянскую школу "bel canto" с ее виртуозной вокальной техникой с традициями русского певческого искусства, подняв вокальное искусство на небывалую высоту. Л.В.Собинов создал образы, которые являются эталонными для исполнителей. Его называли первым тенором России, "Орфеем русской сцены". Серенада Эрнесто из 3 действия оперы Г.Доницетти "Дон Паскуале" входила в концертный репертуар Л.В.Собинова. Послушайте ее (запись 1908 г., арх. № ф. 4, ед. уч. 63453).

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика