145 лет со дня рождения выдающегося оперного певца Л.В. Собинова

07.06.2017

Собинов Леонид Витальевич был одним из крупнейших представителей русской классической вокальной школы. Внук крепостного крестьянина, сын ярославского приказчика, Л.В. Собинов в 1894 г. окончил юридический факультет Московского университета, работал помощником присяжного поверенного у известного адвоката Ф.Н. Плевако. Но музыка влекла Л.В. Собинова к себе: еще с 1892 г. он начал заниматься вокалом в Музыкально-драматическом училище при Филармоническом обществе в Москве, тогда же выступал в итальянской оперной труппе. Наконец, в 1897 г. Л.В. Собинов стал солистом Большого театра, хотя адвокатскую практику оставил лишь через два года, говоря о себе: "лучший певец среди юристов или лучший юрист среди певцов". Дебют в Большом театре состоялся 24 апреля 1897 г. – Л.В. Собинов выступил в партии Синодала в опере А.Г. Рубинштейна "Демон".

В 1900 г. молодой певец впервые оказался в Италии. Чтобы выступать на итальянской оперной сцене, необходимо хорошо знать итальянский язык, и Л.В. Собинов овладел им в совершенстве. В 1904–1906 гг. Л.В. Собинов выступал в миланском театре "Ла Скала" (в традиционном итальянском репертуаре), а также в Монте-Карло, Мадриде, Лондоне, Берлине, Париже. В системе же императорских театров работал около 20 лет – до 1915 г. В годы Первой мировой войны Л.В. Собинов передал на благотворительные нужды и в помощь раненым солдатам более 200 тыс. рублей.

После Октябрьской революции категорически отказывался от всех предложений эмигрировать. В 1917-1918 гг. и в 1921 г. Л.В. Собинов был директором Большого театра. Всего за свою артистическую карьеру артист исполнил более 40 оперных партий, были в его репертуаре и романсы русских композиторов, и русские народные песни. После 1917 г. Л.В. Собинов объехал с концертами почти весь Советский Союз. Самыми любимыми его партиями были Ленский, Лоэнгрин, Ромео, Вертер. Л.В. Собинова называют лучшим Ленским русской оперы. Эту партию он исполнил впервые в 1898 г. и работал над ней всю жизнь, совершенствуя ее. Этой партией артист и завершил свою певческую карьеру в 60 лет, исполнив Ленского в прощальный вечер 24 мая 1933 г. по случаю 35-летия артистической деятельности.

Л.В. Собинов очень ответственно относился к подготовке партий. Его клавиры испещрены пометками, свидетельствующими о его стремлении к наиболее выразительному произнесению текста на музыке. Иногда Л.В. Собинов писал свои тексты к либретто. Так, ему принадлежат тексты к операм "Лоэнгрин", "Искатели жемчуга", "Травиата", "Риголетто" и др. Леонид Витальевич делал переводы и к произведениям Ф. Шумана, Л. ван Бетховена, Р. Вагнера. Некоторыми переводами Л.В. Собинова певцы пользуются и сегодня. Л.В. Собинов по праву считается одним их блестящих деятелей русской культуры. Историческая заслуга его в том, что он сумел соединить в своем творчестве различные школы пения: итальянскую школу "bel canto" с ее виртуозной вокальной техникой с традициями русского певческого искусства, подняв вокальное искусство на небывалую высоту. Л.В. Собинов создал образы, которые являются эталонными для исполнителей. Его называли первым тенором России, "Орфеем русской сцены".

Серенада Эрнесто из 3 действия оперы Г. Доницетти "Дон Паскуале" входила в концертный репертуар Л.В. Собинова. Послушайте ее (запись 1908 г.).

Арх. № ф. 4, ед. уч. 63453.

Время звучания: 
2 мин. 49 сек.