РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

105-летие со дня рождения пианиста Я.В.Флиера (1912 – 1977 гг.)

Версия для печати

Народный артист СССР Яков Владимирович Флиер делал первые шаги в искусстве как самоучка: выучился в детстве подбирать мелодии по слуху, самостоятельно освоил нотную грамоту. Позднее занимался с преподавателем, затем учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. В Московской консерватории Я.В.Флиер учился у замечательного пианиста и педагога К.Н.Игумнова, мало чем выделяясь среди других студентов. Весной 1933 г., готовясь к дипломному выступлению, Я.В.Флиер решил играть 3-й концерт для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова. К.Н.Игумнов возмутился: "Да ты просто зазнался. Знаешь ли ты, что эта вещь под силу лишь огромному мастеру?!". Я.В.Флиер все лето готовил концерт, почти не отходил от инструмента. Ему все-таки удалось уговорить своего учителя прослушать концерт, и К.Н.Игумнов, по свидетельствам, плакал, растроганный великолепной игрой ученика. В январе 1934 г. в Малом зале консерватории состоялся экзамен. Выступление Я.В.Флиера имело огромный, даже сенсационный успех. Дипломный концерт стал первой большой победой Я.В.Флиера. После окончания консерватории молодой пианист вел активную концертную деятельность, выступая во многих городах страны. В 1935 г. он победил на 2-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде, в 1936 г. – на Международном конкурсе в Вене (Э.Гилельс занял 2-е место). В 1938 г. было 3-е место на конкурсе им. Изаи в Брюсселе. С 1937 г. Я.В.Флиер начал активно заниматься преподавательской деятельностью, с 1945 г. и до конца жизни был профессором московской консерватории. В те годы игре Я.В.Флиера были свойственны мощный темперамент, особая эмоциональность, подчас даже экзальтированность. Романтизм – вот истинное исполнительское амплуа пианиста. Его великолепные интерпретации Ф.Шопена, С.В.Рахманинова, Ф.Листа и других композиторов-романтиков производили на публику громадное художественное впечатление. Один из критиков 1930-х гг. писал: "Крупная и мелкая техника Флиера равно замечательны… Молодой пианист достиг той степени виртуозности, когда техническое совершенство само по себе становится источником художественной свободы." Образовался круг поклонников таланта Я.В.Флиера, своя аудитория – "флиеристы". 1949 год стал поворотным в судьбе музыканта. Из-за болезни рук ему пришлось прекратить сольную концертную деятельность. Я.В.Флиер перенес сложную операцию, после которой были долгие месяцы реставрации пианистической техники, вхождения в форму. На все это ушло 10 лет. В эти годы Я.В.Флиер сосредоточился на преподавании в консерватории, воспитывая молодых музыкантов. В 1959 г. музыкант возобновил выступления. В 1960-1970-х гг. Я.В.Флиер много гастролировал за рубежом – Чехословакия, Бельгия, Венгрия, Япония, Англия, Франция, ГДР, Югославия, Румыния, Болгария, Турция, США, Италия, Польша, Греция, Исландия, ФРГ, Нидерланды восторгались его искусством. А искусство Я.В.Флиера за годы болезни и восстановления изменилось. Да, в репертуаре его по-прежнему преобладали произведения Р.Шумана, Ф.Шопена, Ф.Листа, С.В.Рахманинова и др., он играл Л. ван Бетховена, П.И.Чайковского, Й.Гайдна, И.Брамса и т.д. В пианистическом искусстве Я.В.Флиера появились особая углубленность, внутренняя сосредоточенность, уравновешенность, сдержанность в проявлении чувств. С годами проявлялось его обострившееся с годами чувство меры, появилась определенная строгость в использовании изобразительных приемов. Сам Яков Владимирович говорил: "С годами начинаешь как-то иначе воспринимать искусство, это неизбежно. Меняются взгляды на музыку, меняются собственные эстетические концепции. Многое представляется чуть ли не в противоположном свете, нежели в молодости… Естественно, игра становится иной. Это, конечно, не значит, что все теперь обязательно выходит интереснее, чем прежде. Может быть, что-либо звучало интереснее как раз в ранние годы. Но факт есть факт – игра становится иной…". Я.В.Флиер был одним из лучших советских пианистов, но, в силу сложившихся обстоятельств, уделял много времени педагогической деятельности, оставаясь в тени таких мастеров, как С.Т.Рихтер и Э.Гилельс. Виртуозная техника и благородное романтическое звучание проявляются и в исполнении Я.В.Флиером Сонаты до минор К.475 В.А.Моцарта, две части которой мы предлагаем послушать (2. Adagio, 3. Allegro assai. Запись 1963 г. Арх. № ф. 4, ед. уч. 35328/29).

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика