145-летие со дня рождения русского композитора А.Н.Скрябина

06.01.2017

Александр Скрябин - выдающийся русский композитор, заявивший о себе в музыке как новатор, символист и просто как ярко одаренная личность. Новаторство А.Н.Скрябина проявилось прежде всего в гармонии, оркестровке, оригинальности замыслов и идей, в особой мелодике. Творчество А.Н.Скрябина оказалось абсолютно созвучно сложной, бурной эпохе революционных преобразований рубежа 19 – 20 вв. Вместе с тем, А.Н.Скрябин - музыкант-философ, он создал свой звуковой мир, свою систему образов. В музыке А.Н.Скрябина есть все – мощь и одухотворенность, романтичность и утонченность, поистине космический масштаб и камерность. После окончания консерватории А.Н.Скрябин начал свой путь композитора-пианиста, а пианистом он был блестящим. Концертные поездки по России и другим странам в 1890-е гг. принесли ему широкую известность и признание. В зарубежной прессе А.Н.Скрябина называли "исключительной личностью, превосходным композитором и пианистом, крупной индивидуальностью и философом". Им создано множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки. Творческими вершинами композитора считают Третью симфонию ("Божественную поэму"), "Поэму экстаза" и другие поэмы и сонаты для фортепиано. В последний период жизни, после возвращения в Россию в 1909 г., была написана поэма "Прометей" ("Поэма огня"), в которой впервые А.Н.Скрябин воплотил свои идеи в области светомузыки. Композитор разработал систему, в которой каждая тональность соответствовала определенному цвету. В симфоническую поэму "Прометей" автор ввел партию света. Композитор Н.Я.Мясковский писал, что А.Н.Скрябин – "гениальный искатель новых путей", "при помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает перед нами необычайные… эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности". Одним из самых ярких, вдохновенных и известных сочинений А.Н.Скрябина является этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12. Цикл из 12 этюдов создан в 1894 – 1895 гг., и наиболее известен именно двенадцатый, которому свойственны особая экспрессия, мощь, драматизм. Всего в трех страницах нотного текста заключен такой накал чувств, который равнодушным не оставляет никого.

В исполнении автора, А.Н.Скрябина, звучит "революционный" Этюд № 12 ре-диез минор.

Арх. № ф. 4, ед.уч. 34709/10

Время звучания: 
2 мин. 07 сек.