1918-2018 гг. 100-летие государственной архивной службы России
 
РГАФД в социальных сетях:
 
 
 

120-летие со дня рождения актрисы А.К.Тарасовой (1898 – 1973 гг.)

Версия для печати

"Королева сцены", "символ театра" так называли современники актрису театра и кино, народную артистку СССР Аллу Константиновну Тарасову. Она вспоминала: "В юности я с огромным увлечением посещала городской Соловцовский театр, где видела спектакли с участием Веры Комиссаржевской, Степана Кузнецова и многих других талантливых актеров. Я очень любила театр… Какое это было счастье! Чуть ли не из последних кресел, из-за чьей-то спины, смотреть и переживать вместе с героями…" Да, театр привлекал ее с детства, и уже в 18 лет она играла в спектаклях Московского художественного театра, и тогда же к ней пришла слава: она сыграла в спектакле по пьесе З.Н.Гиппиус "Зеленый круг". Особый успех ей сопутствовал в спектаклях по пьесам А.П.Чехова, А.Н.Островского, М.Горького. Учитель А.К.Тарасовой К.С.Станиславский говорил о ней: "Здоровая, сильная, умная, темпераментная, готовая смотреть в сущность искусства". С 1925 г. и до конца жизни Алла Константиновна служила в труппе МХАТа, т.е. более 50 лет. Начиная с 1930-х гг. почти каждая ее работа становилась событием в театральной жизни страны. Творческая жизнь А.К.Тарасовой была связана и с кинематографом. Впервые она снялась в 1923 г. в фильме Р.Вине "Раскольников". Лучшие работы А.К.Тарасовой пришлись на 1930 – 1940 гг. Прежде всего, это Катерина в спектакле (впоследствии экранизированном) по пьесе А.Н.Островского "Гроза". Эта работа – одна из художественных вершин актрисы. В исторической дилогии "Петр I" она сыграла роль Екатерины I. Одна из самых значительных театральных и киноработ А.К.Тарасовой стала роль Анны Карениной в спектакле (а затем и в фильме) "Анна Каренина" по роману Л.Н.Толстого (1937 г.). Критика восторженно отзывалась о работе А.К.Тарасовой, ее называли первой актрисой страны, выстраивались ночные очереди у касс МХАТ за билетами на спектакли А.К.Тарасовой. В кино актриса сыграла менее 10 ролей, но эти роли позволяют нам теперь увидеть воочию мастерство А.К.Тарасовой. Она писала, что в кино ее привлекает возможность полнее, чем в театре, использовать "выразительные средства артиста, главные передатчики его настроения – глаза и мимику лица" (актриса А.И.Степанова вспоминала: "У нее была удивительно красивая манера переживания, без гримас, и слезы текли красиво"). А.К.Тарасова обладала ярко выраженным лирическим складом дарования. У ее героинь – настоящие русские характеры, характеры женщин со сложной, подчас трагической судьбой. Мало кто умел воплощать женскую силу, чистоту и красоту чувств, как Алла Константиновна. Обладая мелодичным голосом, постоянно готовая к работе, она умела слушать и принимать критику, максимально точно воплощала режиссерский замысел. А.К.Тарасову ценили партнеры по сцене, друзья. Актер П.В.Массальский вспоминал о ней: "Алла Тарасова, по моему скромному мнению, - великая, а может быть, и величайшая актриса 20-го века. (…) Тарасова …играла не роль, а самую суть роли. Она была Актрисой, которая провозглашала со сцены или с экрана Вечные Истины и Вечные Ценности. Ее Тема в искусстве – это Любовь, счастливая или трагическая, но всегда безоглядная, безграничная, самоотверженная и самозабвенная…" . Почувствуйте такую Любовь, слушая в исполнении А.К.Тарасовой и А.В.Вербицкого фрагмент поэмы Н.А.Некрасова "Русские женщины" (запись 12.09.1954 г., арх. № ф. 1, ед. уч. 685 (1)).

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика