120 лет со дня рождения актрисы А.К. Тарасовой

06.02.2018

Королева сцены", "символ театра" так называли современники актрису театра и кино, народную артистку СССР Аллу Константиновну Тарасову. Она вспоминала: "В юности я с огромным увлечением посещала городской Соловцовский театр, где видела спектакли с участием Веры Комиссаржевской, Степана Кузнецова и многих других талантливых актеров. Я очень любила театр… Какое это было счастье! Чуть ли не из последних кресел, из-за чьей-то спины, смотреть и переживать вместе с героями…"

Да, театр привлекал ее с детства, и уже в 18 лет она играла в спектаклях Московского художественного театра, и тогда же к ней пришла слава: она сыграла в спектакле по пьесе З.Н. Гиппиус "Зеленый круг". Особый успех ей сопутствовал в спектаклях по пьесам А.П. Чехова, А.Н. Островского, М. Горького.

Учитель А.К. Тарасовой К.С. Станиславский говорил о ней: "Здоровая, сильная, умная, темпераментная, готовая смотреть в сущность искусства". С 1925 г. и до конца жизни Алла Константиновна служила в труппе МХАТа, т.е. более 50 лет. Начиная с 1930-х гг. почти каждая ее работа становилась событием в театральной жизни страны.

Творческая жизнь А.К. Тарасовой была связана и с кинематографом. Впервые она снялась в 1923 г. в фильме Р. Вине "Раскольников".

Лучшие работы А.К. Тарасовой пришлись на 1930–1940 гг. Прежде всего, это Катерина в спектакле (впоследствии экранизированном) по пьесе А.Н. Островского "Гроза". Эта работа – одна из художественных вершин актрисы. В исторической дилогии "Петр I" она сыграла роль Екатерины I. Одна из самых значительных театральных и киноработ А.К. Тарасовой стала роль Анны Карениной в спектакле (а затем и в фильме) "Анна Каренина" по роману Л.Н. Толстого (1937 г.).

Критика восторженно отзывалась о работе А.К. Тарасовой, ее называли первой актрисой страны, выстраивались ночные очереди у касс МХАТ за билетами на спектакли А.К. Тарасовой. В кино актриса сыграла менее 10 ролей, но эти роли позволяют нам теперь увидеть воочию мастерство А.К. Тарасовой. Она писала, что в кино ее привлекает возможность полнее, чем в театре, использовать "выразительные средства артиста, главные передатчики его настроения – глаза и мимику лица" (актриса А.И. Степанова вспоминала: "У нее была удивительно красивая манера переживания, без гримас, и слезы текли красиво").

А.К. Тарасова обладала ярко выраженным лирическим складом дарования. У ее героинь – настоящие русские характеры, характеры женщин со сложной, подчас трагической судьбой. Мало кто умел воплощать женскую силу, чистоту и красоту чувств, как Алла Константиновна. Обладая мелодичным голосом, постоянно готовая к работе, она умела слушать и принимать критику, максимально точно воплощала режиссерский замысел. А.К. Тарасову ценили партнеры по сцене, друзья. Актер П.В. Массальский вспоминал о ней: "Алла Тарасова, по моему скромному мнению, – великая, а может быть, и величайшая актриса 20-го века. (…) Тарасова …играла не роль, а самую суть роли. Она была Актрисой, которая провозглашала со сцены или с экрана Вечные Истины и Вечные Ценности. Ее Тема в искусстве – это Любовь, счастливая или трагическая, но всегда безоглядная, безграничная, самоотверженная и самозабвенная…" .

Почувствуйте такую Любовь, слушая в исполнении А.К. Тарасовой и А.В. Вербицкого фрагмент поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины" (запись 12.09.1954 г.).

Арх. № ф. 1, ед. уч. 685 (1).

Время звучания: 
3 мин. 09 сек.