145 лет со дня рождения писателя М.М. Пришвина

05.02.2018

Русский писатель, прозаик и публицист Михаил Михайлович Пришвин много путешествовал: еще до Октябрьской революции – за границу, по возвращении в Россию, увлекшись этнографией, фольклором – по Русскому Северу. Побывал в Архангельске, объехал берег Белого моря, Соловецкие острова, был за Каниным Носом, на Мурмане. Дальше – на пароходе в Норвегию, следуя вокруг Скандинавского полуострова вернулся в Петербург. Во время путешествия М.М. Пришвин записывал фольклор, северные сказы. А за книгу очерков об Олонецкой губернии "В краю непуганых птиц" был награжден медалью Русского географического общества.

Творчество М.М. Пришвина принесло ему известность в литературных кругах, он сблизился с М. Горьким, А.Н. Толстым, Д.С. Мережковским. Почти все произведения М.М. Пришвина посвящены описаниям впечатлений от путешествий, наблюдений за природой. После поездки в Заволжье (1908 г.) родилась книга "У стен града невидимого", впечатления от Крыма и Казахстана отразились в "Адаме и Еве" и "Черном арабе". При содействии М. Горького в 1912–1914 гг. появилось первое собрание сочинений М.М. Пришвина.

После Первой Мировой войны, Октябрьской революции, после некоторых идейных колебаний писатель принял Советскую власть. Жил и работал на Смоленщине, в Переславле Залесском, Загорске, Ельце и др. В 1920-е гг. создавались серии охотничьих и детских рассказов, которые вошли позднее в книгу "Календарь природы" (1935 г.). Михаил Михайлович в 1923 г. начал работать над автобиографическим романом "Кащеева цепь", и работал над ним до конца жизни.

В 1930 гг., научившись водить автомобиль, путешествовал на своем фургоне по всей стране, создавая книги о Дальнем Востоке, о Русском Севере. 1940-е гг. также отмечены несколькими книгами М.М. Пришвина.

Еще в 1920-х гг. увлекшись фотографией, М.М. Пришвин очень серьезно изучил технику фотографирования и иллюстрировал свои произведения собственными фотографиями, считая, что это поможет словесный образ дополнить зрительным. М.М. Пришвин писал, что с тех пор, как завел фотокамеру, стал "фотографически думать", называл себя "художником света". С увлечением писатель создавал циклы "фотозаписей" – "Паутинка", "Капли", "Почки" и т.д., делая снимки крупными планами. К каждой фотографии прилагались комментарии. 26.09.1930 г. он записал в дневнике: "Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту и в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит". Более четверти века М.М. Пришвин не расставался с фотоаппаратами, в архиве его сохранилось более 2 тысяч негативов. Опыт фотографирования отразился на образном восприятии писателем действительности, он писал: "Наша республика похожа на фотографическую темную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри все освещено красным фонариком".

Главной своей книгой Михаил Михайлович считал "Дневники", которые вел на протяжении более 50 лет. Эти дневники, объем которых больше, чем полное 8-томное собрание его сочинений, отображают огромную духовную работу писателя, его размышления о смерти и жизни. Подчас творчество М.М. Пришвина вызывало противоречивые оценки современников. Резко отзывались о нем А.Т. Твардовский, И.С. Соколов-Микитов, А.П. Платонов. Почитателями таланта писателя были С.Я. Маршак, В.Я. Шишков, Вс.В. Иванов, К.А. Федин и др. К.Г. Паустовский восторженно отзывался о "Дневниках", считая, что двух-трех строк из него хватило бы на целую книгу. М.М. Пришвин размышлял в своих произведениях о смысле жизни, о религии, о связи человека с природой и эти размышления интересны и поучительны для нас.

Вот редкая запись выступления М.М. Пришвина о сути писательского труда (запись 1953 г.).

Арх. № ф. 1, ед. уч. 6579.

Время звучания: 
4 мин. 03 сек.