340 лет со дня рождения композитора А. Вивальди

04.03.2018

Антонио Вивальди, композитор, скрипач-виртуоз, дирижер – один из крупнейших музыкантов эпохи барокко. В юности он был пострижен в монахи, через 9 лет посвящен в духовный сан. Отказавшись от церковной карьеры, ссылаясь на болезнь, А. Вивальди целиком посвятил себя музыкальному творчеству и преподаванию игры на скрипке, виоле д'амур. А. Вивальди писал и светскую, и духовную музыку.

Композитор создал жанр инструментального концерта. Излюбленным инструментом А. Вивальди была скрипка, для нее он создал около 230 концертов. Скрипичные концерты А. Вивальди приобрели широкую известность в Западной Европе, особенно в Германии.

Кроме инструментальной музыки, А. Вивальди с увлечением писал оперы. Первые из них появились в 1713–1714 гг., позднее, в 1718–1720 гг., в Мантуе композитор написал несколько опер для сезона карнавалов и инструментальные сочинения для мантуанского герцогского двора. В общей сложности А. Вивальди написал около 40 опер, но значительного успеха они не имели. Композитор много путешествовал по Европе, был постоянно в разъездах, руководил постановками своих опер в различных театрах, обсуждал с певцами роли, вел обширную переписку, дирижирует и пишет огромное количество произведений.

А. Вивальди творил с феноменальной быстротой, о нем писали: "Он готов биться об заклад в том, что сможет сочинить концерт со всеми его партиями быстрее, чем писец сумеет его переписать". В 1725 г. появился один из наиболее знаменитых опусов А. Вивальди – сборник из 12 скрипичных концертов с подзаголовком "Опыт гармонии и изобретения" (оп. 8). Первые четыре концерта – "Весна", "Лето", "Осень", "Зима" сами собой сложились в отдельный цикл "Времена года", хотя в оригинале такого не существует.

В 1740 г. А. Вивальди отправился в Вену, в надежде на новые возможности для творчества при дворе императора Карла VI, но тот вскоре скончался. А. Вивальди умер в нищете менее, чем через год.

Имя композитора было практически забыто почти на 200 лет, и только в 1920-х гг. итальянский музыковед А. Джентили обнаружил коллекцию манускриптов А. Вивальди, содержащую 300 концертов, 19 опер, духовные и светские вокальные сочинения. Так началось возрождение былой славы композитора. Сочинения А. Вивальди поражают богатством фантазии, особой мелодичностью, и в то же время его музыка проста и непосредственна.

Произведения А. Вивальди – одни из самых исполняемых и любимых и музыкантами и слушателями. Сегодня предлагаем вашему вниманию прелестный концерт А. Вивальди для гобоя, струнных и клавесина до мажор, соч. 8 № 12 в исполнении ансамбля "Виртуозы Рима" под управлением Р. Фазано (запись из Большого зала Московской консерватории 29.05.1961 г.).

Арх. № ф. 4, ед. уч. 35237/36079.

Время звучания: 
9 мин. 06 сек.