115 лет со дня рождения народного артиста СССР М.М. Яншина

02.11.2017

Яншин Михаил Михайлович, актер театра и кино, театральный режиссер полюбил театр с детства. Родители его посещали МХАТ, оперный театр Зимина и, таким образом, приобщили своих детей к искусству. М.М. Яншин говорил, что одним из сильнейших впечатлений детства была игра И.М. Москвина в роли царя Федора.

В реальном училище будущий актер участвовал в драмкружке. М.М.Яншин позднее учился в Высшем техническом училище (ныне – МГТУ им. Н.Э. Баумана), а в 1919 г. добровольцем поступил в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию, служил в войсках внутренней охраны, которые были задействованы в подавлении восстания Антонова в Тамбовской губернии. В армии Михаил Михайлович участвовал в самодеятельности – писал афиши, рисовал декорации, стоял "на занавесе". М.М. Яншин мечтал стать актером, но даже его близкие друзья актера в нем не видели. Друг М.М. Яншина В.П. Баталов (младший брат известного актера Н.П. Баталова) говорил ему: "Помилуй, какие у тебя данные для того, чтобы стать актером?"

И все же молодой человек поступил во Вторую Студию МХАТ и, окончив ее, с 1924 г. и до конца жизни был актером МХАТ. Первое время ему доставались лишь эпизодические роли. Все изменилось в 1926 г.: М.М. Яншин получил роль Лариосика в спектакле "Дни Турбиных" по произведению М.А. Булгакова. Кумир М.М. Яншина И.М. Москвин накануне премьеры сказал ему: "Завтра ты проснешься знаменитым артистом". Эти слова оказались пророческими, работу молодого актера высоко оценил К.С. Станиславский. В последующие годы М.М. Яншин много работал, играя роли в спектаклях по произведениям П. Бомарше, К. Гольдони, В.П. Катаева, Н.В. Гоголя, М.А. Булгакова, Ф.М. Достоевского… Зрителям запомнился М.М. Яншин в роли доктора Гаспара Арнери в "Трех толстяках" Ю.К. Олеши. М.М. Яншин был единственным исполнителем этой роли, в 1930–1931 гг. он сыграл ее 91 раз.

В 1930-х гг. Михаил Михайлович начал пробовать себя в режиссуре: поставил (совместно с Н.М. Горчаковым) спектакль "Шестая мира" в Московском Мюзик-холле (1931 г.), в Центральном театре Красной Армии (совместно с Ю.А. Завадским) спектакль "Мстислав Удалой". В 1934 – 1939 гг. М.М. Яншин стал художественным руководителем Московского театра ЦК Профсоюза рабочих мебельной и музыкальной промышленности СССР, в 1937–1941 г. – руководителем театра "Ромэн". В театре "Ромэн" М.М. Яншин поставил ряд спектаклей: "Цыганы", "Кровавая свадьба", "Чудесная башмачница", "Макар Чудра", "Действующие лица" и другие.

В годы Великой Отечественной войны М.М. Яншин на Кавказе организовывал художественную самодеятельность среди бойцов Красной Армии, ставил концертные программы, затем в Москве, во МХАТе сыграл несколько ролей. Вообще в этом театре М.М. Яншин сыграл 50 ролей, и в этих работах проявились разносторонность, многогранность таланта актера, роли были и комические, и драматические. Среди работ заметной стала роль Маргаритова в спектакле по пьесе А.Н. Островского "Поздняя любовь". В образе Маргаритова М.М.Яншин выходил на сцену 440 раз. После войны он ставил спектакли во МХАТе.

В 1950–1963 гг. М.М. Яншин стал главным режиссером Московского драматического театра им. К.С. Станиславского, поставил спектакли "Грибоедов", "Девицы-красавицы", "Бесприданница", "Дни Турбиных", "Чайка" и др.

В кино М.М. Яншин начал сниматься еще в 1920-х гг. Особенно известны его киноработы в лентах "Свадьба", "Шведская спичка", "Двенадцатая ночь". Яркой особенностью М.М. Яншина был его неповторимый голос, и этим голосом он озвучил множество мультфильмов: голосом М.М. Яншина говорит Крот в "Дюймовочке", Царь в "Вовке в Тридевятом царстве". Часто актеру приходилось озвучивать бегемотов, видимо внешность Михаила Михайловича ассоциировалась с этим животным, но бегемоты всегда были разные, так как М.М. Яншин даже к работам в мультипликации подходил весьма серьезно. Рассказывают, что как-то пришлось ему озвучивать Огурца. Актер поинтересовался у создателей фильма судьбой и характером своего героя. На вопрос, зачем ему это надо, ответил, что одно дело, когда говорит огурчик, греющийся на грядке, другое – перед тем, как хозяйка закатает его в банку – и изобразил оба варианта. Художникам фильма пришлось внести поправки в нарисованный ими образ огурчика.

Близкие вспоминают М.М. Яншина как доброго, открытого человека. Известный актер Е.Я. Весник отзывался о Михаиле Михайловиче так: "Незабвенный, добрый, открытый, созданный для улыбки и юмора, уютный и магнитообразный, в чем-то незащищенный, талантливый, обаятельный, сентиментальный, очень темпераментный и чуть-чуть ленивенький, любитель вкусно поесть и пригубить, спеть романс, азартно поиграть на бегах и "поболеть" за футболистов "Спартака", не способный тратить время на интриги и кляузы, любимец публики – дорогой Михаил Михайлович Яншин".

Он работал до своих последних дней. В 1975 г. на радио состоялась премьера звуковой книги "Народный артист СССР Михаил Михайлович Яншин рассказывает". Последней ролью его стала работа в телеспектакле "Соло для часов с боем". Последний раз М.М. Яншин вышел на сцену МХАТа в "Трех сестрах" в роли Чебутыкина 19 февраля 1976 г.

А сейчас – миниатюра "Истинное происшествие, рассказанное Ф. Раневской и М. Яншиным".

Миниатюра «Истинное происшествие, рассказанное Ф. Раневской и М. Яншиным».
Журнал «Кругозор», 1967 г., № 11.
Арх. № ф. 21, оп. 4 "м", ед. уч. 9.

Время звучания: 
6 мин. 03 сек.