РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

90-летие со дня рождения театрального режиссера и актера О.Н.Ефремова (1927 – 2000 гг.)

Версия для печати

Народный артист СССР Олег Николаевич Ефремов, один из выдающихся театральных режиссеров и актеров своего времени, еще в детстве играл в театр – вырезал кукол из бумаги, делал декорации. Позднее был драмкружок при доме пионеров. В 1945 г. О.Н.Ефремов поступил в Школу-студию МХАТ. Он вспоминал: "Каждый из нас как бы примеривался быть одним из тех, кто тогда блистал на мхатовской сцене… Все интересы пересекались на этом театре, ничего другого в жизни не было. …Нам внушали сверхсерьезное отношение к искусству театра: это трудно вообразить сегодня, но это так". Но, по окончании учебы О.Н.Ефремова ждал не МХАТ, а Центральный детский театр, в котором состоялся его актерский дебют (замеченный критикой) в пьесе В.С.Розова "Ее друзья". В 1950-е гг. ЦДТ был одним из самых интересных театров Москвы. До 1957 г. О.Н.Ефремов сыграл в ЦДТ более 20 ролей, приобрел известность как актер, в 1955 г. дебютировал и как режиссер. В 1956 г. из группы молодых актеров-приверженцев К.С.Станиславского, образовалась "Студия молодых актеров". Так родился театр "Современник", и О.Н.Ефремов возглавил его и был художественным руководителем до 1970 г. После дебютного спектакля по пьесе В.С.Розова "Вечно живые" новый театр быстро завоевал популярность. Здесь ставились пьесы В.П.Аксенова, А.А.Галича, А.И.Солженицына – одним словом, это был театр "шестидесятников". Не было у театра своей сцены, спектакли ставились на разных площадках, в том числе в клубах. Это вполне объясняет аскетичность реквизита и декораций. Кроме того, изначально "Современник", и в первую очередь его лидер О.Н.Ефремов исповедовали "антитеатральность" вслед за К.С.Станиславским, говорившим: "В театре я больше всего ненавижу театр". Критика того времени отмечала, что "Современник" "всегда прост и даже грубоват". Статус театра "Современник" получил лишь в 1964 г. В 1970 г. О.Н.Ефремов возглавил МХАТ, обстановка в труппе которого была напряженной. С первых дней работы О.Н.Ефремова в театре труппа (более 200 человек!) практически раскололась на два лагеря – "ефремовцев" и "антиефремовцев". Олег Николаевич вспоминал: "Со "стариками" было проще. Они развращены официальной лаской, многие утратили мужество, они прожили чудовищные годы в затхлом воздухе и успели им отравиться. Но все же с ними было легче. Когда затрагивались вопросы искусства, в них что-то просыпалось. Что ни говори, это были великие артисты". Главной проблемой стали актеры среднего поколения. К концу 1980-х гг. обстановка накалилась настолько, что произошел раскол театра, и О.Н.Ефремов стал руководить МХТ им. А.П.Чехова. Всю свою творческую жизнь О.Н.Ефремов был не только режиссером, но и актером. И в театре, и в кино он создал удивительные, запоминающиеся образы. Кинодебют его состоялся в 1955 г. в фильме М.К.Калатозова об освоении целины "Первый эшелон". О.Н.Ефремов-актер избегал, как правило, ярких красок, крайне редко пользовался гримом, играл исключительно современный репертуар. Поведение О.Н.Ефремова на сцене и перед кинокамерой было естественно, органично. В кино играл роли партийных деятелей, чекистов и лирические роли. Одной из таких была роль таксиста Саши в фильме "Три тополя на Плющихе". А.Н.Пахмутова сначала отказывалась писать музыку к фильму, но, посмотрев отснятый материал, сказала: "Если я и напишу музыку, то только из-за крупного плана Ефремова". Пожалуй, главной особенностью творческой манеры О.Н.Ефремова можно назвать кажущееся отсутствие перевоплощения. Последней киноролью О.Н.Ефремова была роль Чтеца в телефильме "Моя жизнь" (реж. Г.В.Катаев, 1999 г., Авторское телевидение), О.Н.Ефремов читает А.П.Чехова. Режиссер фильма Г.В.Катаев сказал: "Он интересен своим открытым взглядом, мудрой интонацией, ефремовской манерой говорить и реагировать на собственные мысли и ощущения. От его лица трудно отвести взгляд". В телепередаче о поэте А.Т.Твардовском О.Н.Ефремов читает стихотворение "Космонавту". Услышим еще раз его мудрую интонацию, представим себе его открытый взгляд, вспомним по-человечески обаятельного Олега Николаевича Ефремова (запись 13.09.1973 г. Арх. № ф. 1, ед. уч. 6371).

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика