140 лет со дня рождения композитора С.В. Рахманинова

01.04.2018

Рахманинов Сергей Васильевич – великий композитор, пианист, дирижер, музыкальное дарование которого проявилось ярко и рано – он играл на рояле с 4 лет. К окончанию консерватории уже были написаны прелюдии, романсы, 1-й фортепианный концерт, опера "Алеко" – дипломная работа С.В.Рахманинова, сочиненная за 17 дней. Формирование и расцвет творчества С.В.Рахманинова пришлись на 1890 – 1900 гг., когда в русской культуре проходили сложные процессы обновления и становления новых направлений.

Всеобщее признание пианистической и дирижерской деятельности в России и за рубежом пришли к молодому композитору довольно рано. В 1904 – 1906 гг. он работал дирижером Большого театра, в 1907 г. участвовал в исторических концертах С.Дягилева в Париже, в 1909 г. С.В.Рахманинов впервые выступил в США. Эти годы были отмечены и активной концертной деятельностью в городах России и новыми сочинениями. Критики называли С.В.Рахманинова и А.Н.Скрябина "лучшими надеждами современной России". С.В.Рахманинов говорил о себе: "Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды". Источником вдохновения для С.В.Рахманинова служили реалии жизни, красота природы, образы живописи и литературы, он признавался: "…Я нахожу, что музыкальные идеи рождаются во мне с большей легкостью под влиянием определенных внемузыкальных впечатлений". Таким образом, композитор стремился выразить в музыке свою эмоциональную реакцию, чувства, переживания под влиянием впечатлений. Именно это обусловило формирование глубоко самобытного характера музыкального творчества С.В.Рахманинова.

Одно из самых известных его произведений – Вокализ, последняя из "Четырнадцати песен" ор. 34. Вокализы, произведения, которые не содержат слов и поются на одном гласном звуке, писали многие композиторы: Р.Глиэр (концерт для голоса с оркестром), Н.Метнер ("Соната-вокализ", "Сюита-вокализ"), М.И.Глинка, А.Е.Варламов, М.Равель ("Вокализ в форме хабанеры") и др. Часть вокализов использовалась как упражнение для певцов. Другие – в том числе и Вокализ С.В.Рахманинова, являются концертными произведениями. Композитор работал над Вокализом 3 года и посвятил его А.В.Неждановой. Весной 1915 г. С.В.Рахманинов показал выдающейся певице первую редакцию, после обсуждения внес несколько исправлений карандашом в вокальной партии, изменил тональность Вокализа. А.В.Нежданова вспоминала: "В последние годы его жизни в Москве я была осчастливлена исключительным вниманием со стороны Сергея Васильевича: он написал для меня и посвятил мне чудесный "Вокализ". Это талантливое, прекрасное произведение, написанное с большим художественным вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему свое сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал: "Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучшее и значительно больше, чем кто-нибудь словами". 25 января 1916 г. А.В.Нежданова в присутствии автора исполнила Вокализ с оркестром С.А.Кусевицкого (контрабасиста, дирижера, композитора) в Большом зале Благородного собрания в Москве. Успех был огромным. В Вокализе сконцентрированы характерные свойства лирической мелодики С.В.Рахманинова. Мелодия развивается плавно, как бы на одном дыхании, что производит впечатление непрерывной текучести. Интересно, что Вокализ звучит чаще не в вокальном варианте, а во всевозможных переложениях для разных составов оркестров, для различных инструментов, и так повелось почти сразу после появления Вокализа. Например, С.А.Кусевицкий сыграл его на контрабасе, на что журнал "Музыка" отреагировал следующим пассажем: "Боимся, что такая наклонность г. Кусевицкого к популяризации рахманиновских вдохновений заставит нас вскоре прослушать тот же вокализ в величественном исполнении тромбона, а может быть, и всех инструментов оркестра поочередно". Зато, по мнению других, А.С.Кусевицкий "буквально спел вокализ Рахманинова".

Сегодня предлагаем послушать это выдающееся произведение в классическом исполнении замечательной певицы, солистки Большого театра Б.А.Руденко и Ансамбля скрипачей Большого театра под управлением Ю.М.Реентовича.

Запись 1974 г. Арх. № ф. 4, ед.уч. 47314.

Время звучания: 
6 мин. 01 сек.