Jump to navigation

Российский государственный архив фонодокументов
Российский государственный
архив фонодокументов
  • ОБ АРХИВЕ
  • УСЛУГИ
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
  • Поиск по сайту
  • Об архиве
    • История архива
      • Видеоролик об архиве
    • Структура архива
    • Устав архива
    • Пресса о РГАФД
    • Контактная информация
    • Схема проезда
  • Услуги
  • Читальный зал
    • Порядок использования архивных документов в читальном зале
  • Новости
  • Звуковой календарь
  • Рубрики
    • Новости
    • Звуковой календарь
    • Москва и москвичи
    • Театр в звуке
    • Архивные редкости
    • Рассказы Старого Граммофона
    • Устная история
    • История отечественной звукозаписи и фоноархивистики
  • Фонды РГАФД
    • Список фондов
    • Георгий Карпович Териков
    • Евгениия Васильевна Алтухова
  • Научно-справочный аппарат
    • База данных РГАФД
    • Обзоры фондов
      • Из истории отечественной звукозаписи и фоноархивистики
      • Гостелерадио СССР
      • Фирмы грампластинок до 1917 года
      • Личные фонды
      • Ранние советские грамзаписи
      • Зарубежные грамзаписи
      • Грамзаписи производителей местной промышленности
        • Фонд № 645. «МСХМ СССР. Завод имени Кирова «Кама»
        • Фонд № 408. «Фабрика № 1 «Пластмасс» ММП РСФСР»
        • Фонд № 409. «Фабрика № 3 «Пластмасс» треста Мосгорхимпластмасс ММП РСФСР»
        • Фонд № 632. «Студия звукозаписи. Москворецкий трест Местной промышленности Мосгорисполкома»
        • Фонд № 498. «Фабрика «Авангард» Леноблкужда Балтийской железной дороги»
        • Фонд № 636. «Местная промышленность Латвийской ССР»
        • Фонд № 637. «Завод изделий бытовой химии г. Каунас Литовской ССР»
        • Фонд № 638. «Промкомбинат Кагановичского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 695. «Промкомбинат Киевского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 696. «УРСР – Харьковский РАДНАРГОСП. Завод «Харпластмасс»
      • Фонды библиотек
        • Фонд № 768. «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова»
      • Фонды музеев
        • Фонд № 32. «Государственный культурный центр – музей В.С.Высоцкого. «Дом Высоцкого на Таганке»
        • Фонд № 365. «Музей-квартира А.Б.Гольденвейзера»
        • Фонд № 502. «Национальный музей памяти жертв нацизма в Вашингтоне»
        • Фонд № 566. «Мемориальный музей-квартира Е.Ф.Гнесиной»
        • Фонд № 584. «Государственный Центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки»
        • Фонд № 618. «Театральный музей им. А.А.Бахрушина»
      • Фонды научных организаций и государственных учебных заведений
      • Фонды общественно-политических организаций
      • Фонды благотворительных организаций
        • Фонд № 541 «Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова»
        • Фонд № 542 «Международный Благотворительный Фонд помощи юным пианистам Владимира Крайнева»
        • Фонд № 598 «Благотворительный Фонд отечественного культурного наследия "Незыбытые имена"»
      • Фонды религиозных организаций
      • Фонды зарубежных фирм грамзаписи 1906-1914 гг.
      • Фонды СМИ
      • Фонды творческих организаций
        • Фонд № 176. «Центральный дом кинематографистов (ЦДК)»
        • Фонд № 196. «Центральный дом журналистов (ЦДЖ)»
        • Фонд № 550 «Клуб любителей русского романса при ЦДА им. А.А. Яблочкиной "Хризантема"»
        • Фонд № 806 «Культурный центр " Дом-музей Марины Цветаевой"»
      • Фонды театров
        • Фонд № 615 «Государственный академический Малый театр»
        • Фонд № 616. «Белорусский академический театр им. Я. Купалы»
        • Фонд № 617. «Театр им. Ленсовета (г. Санкт-Петербург)»
        • Фонд № 635. «Московский театр "Современник"»
        • Фонд № 709. «Московский еврейский театр "Шалом"»
        • Фонд № 731. «Московский театр сатиры»
        • Фонд № 732. «Театральная компания С.А. Виноградова»
        • Фонд № 733 «Московский театр под руководством О.П. Табакова»
        • Фонд № 734. «Государственный академический театр им. Е.Б. Вахтангова»
        • Фонд № 735. «Московский театр – "Школа современной пьесы"»
        • Фонд № 736. «Государственный академический театр им. Моссовета»
        • Фонд № 737. «Московский академический театр им. Вл. Маяковского»
        • Фонд № 738. «Государственный академический Большой театр России»
        • Фонд № 739. «Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова»
        • Фонд № 740. «Московский театр "Мастерская Петра Фоменко"»
        • Фонд № 741. «Московский художественный академический театр им. А.П. Чехова»
        • Фонд № 742. «Московский театр "Сатирикон" им. А.И. Райкина»
        • Фонд № 743. «Театр на Малой Бронной»
        • Фонд № 744. «Московский театр им. М.Н. Ермоловой»
        • Фонд № 745. «Московский театр "Et Cetera"»
        • Фонд № 746. «Московский театр "Ленком"»
        • Фонд № 749. «Центральный академический драматический театр Советской Армии»
        • Фонд № 750. «Грузинский государственный академический театр имени Шота Руставели»
        • Фонд № 752. «Московский театр "Около дома Станиславского"»
        • Фонд № 753. «Центр им. Вс. Мейерхольда»
        • Фонд № 754. «Государственный академический театр комедии им. Н.П. Акимова»
        • Фонд № 755. «Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина»
        • Фонд № 756. «Академический Малый театр Европы»
        • Фонд № 211. «Театр песни "Время"»
        • Фонд № 568 «Российский академический молодежный театр»
      • Фонд "Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ)"
      • Фирма грамзаписи “Мелодия”
        • Пластинки 1952-1963 гг.
        • Пластинки 1964-1969 гг.
        • Пластинки 1969-1974 гг.
        • Пластинки 1975-1978 гг.
        • Пластинки 1979-1980 гг.
        • Пластинки 1981-1991 гг.
          • I. Оперная музыка
            • Полные записи
            • Оркестровые фрагменты оперной музыки
            • Оперные арии
          • II. Вокально-камерная музыка
          • III. Хоровая музыка
          • IV. Вокально-симфоническая музыка
          • V. Балетная музыка
          • VI. Симфоническая музыка
            • Концерты для инструмента с оркестром
            • Симфонические произведения
          • VII. Камерно-инструментальная музыка
          • VIII. Оперетта
            • Полные записи
            • Арии
            • Дуэты
            • Фрагменты оперетт
          • IX. Легкая оркестровая и танцевальная музыка
          • X. Музыка из кинофильмов
          • XI. Песни
            • Солисты
            • Дуэты, ансамбли, группы, хоровые коллективы
          • XII. Народная музыка
          • XIII. Мюзиклы
          • XIV. Театральные и эстрадные записи
            • Полные записи
            • Фрагменты
          • XV. Декламации
            • Чтение авторами своих произведений
            • Чтение произведений других авторов актерами, чтецами и т.д.
          • XVI. Инсценировки
          • XVII. Композиции
          • XVIII. Гимны
          • XIX. Речевые записи
          • XX. Лекции
          • XXI. Колокольные звоны
          • XXII. Учебные записи
          • XXIII. Другие записи
      • Внешнеторговое объединение «Международная книга»
      • Грампласттрест Наркомата тяжелой промышленности
        • История фонда № 540
        • Пластинки 1935-1947 гг.
        • Пластинки 1947-1953 гг.
        • Пластинки 1953-1960 гг.
        • Пластинки 1960-1969 гг.
    • Внутриархивные справочники
    • Тематические каталоги
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Локальные нормативные акты и иные документы РГАФД в сфере противодействия коррупции
        • Кодекс этики и служебного поведения работников РГАФД
        • Антикоррупционная политика в РГАФД
        • Положение о конфликте интересов в РГАФД
        • Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в РГАФД
        • Приказ РГАФД о порядке сообщения работниками ФКУ «Российский государственный архив фонодокументов» о получении подарка
    • Формы документов, связанных с противодействием, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • 2016 г.
      • 2015 г.
      • 2014 г.
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Вопрос – Ответ
  • Карта сайта
 
  • ЗВУКОВОЙ КАЛЕНДАРЬ
  • РУБРИКИ
  • ПРОЕКТЫ
  • НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ

Вы здесь

Главная » Рубрики » Москва и москвичи
Теги: Москва и москвичи, Москва, Варсонофьевский переулок, Варсонофьевский монастырь, Шуберт-Яновская А.И., Васенин-Васильев А.В., Гельцер Е.В., Тихомиров В.Д., Скрябин А.Н., Жолтовский И.В., Мандельштам О.Э., Яхонтов В.Н., Рябушинский П.М., Эттингер П., Чупина А.А., Ильф и Петров, Двенадцать стульев, Эллочка-людоедка

Варсонофьевский переулок

Это переулок, протянувшийся между улицами Рождественка и Большая Лубянка всего на 320 метров, получил свое название по Варсонофьевскому женскому монастырю, располагавшемуся здесь и основанному, по преданию, в XVI веке матерью митрополита Филиппа Варсонофией. При монастыре было кладбище, куда свозили для погребения нищих и погибших насильственной смертью. У москвичей считалось позорным быть здесь погребенным. В Смутное время Лжедмитрий I велел "задавити" жену и сына царя Бориса Марию и Федора Годуновых и захоронить здесь, а останки царя Бориса, бывшие в Архангельском соборе Кремля, "оттоле вынять и велел положить в Варсунофьеве монастыре". В дальнейшем царь Василий Шуйский распорядился перенести их с почестями в Троице-Сергиеву лавру. Главный храм Варсонофьевского монастыря начат был строительством в 1709 г. Поскольку Петр I вскоре запретил каменное строительство в Москве, храм был достроен лишь в 1730 г. Искусствовед и реставратор И.Э.Грабарь считал храм первоклассным памятником архитектуры, писал: "Он отличался исключительной стройностью, соразмерностью пропорций и законченностью прекрасно найденных форм, служивших источником неоднократного подражания и заимствования в течение XVIII века". В 1764 г. Варсонофьевский монастырь в числе 400 монастырей был упразднен, а его собор стал приходской церковью Вознесения. Церковь была снесена в 1931 г., а на ее месте построено здание поликлиники Наркомата внутренних дел. К XIX веку Варсонофьевский переулок (одно время он носил название Вознесенский по имени храма Вознесения) был застроен преимущественно солидными доходными домами, о некоторых обитателях которых интересно узнать. В № 3 жила и умерла 11 ноября 1909 г. известная актриса императорских театров, ученица и последовательница М.С.Щепкина, А.И.Шуберт-Яновская. Она вышла сцену впервые в 5 лет, играла в Малом, Александринском, а также в театрах Вильно, Саратова, Казани, Орла, Тамбова и др. Актриса дружила с А.Ф.Писемским, переписывалась с И.А.Гончаровым, Ф.М.Достоевским и написала воспоминания "Моя жизнь". В переулке снимали комнаты артисты и музыканты московских театров. В 1915 – 1917 гг. здесь квартирует артист Малого театра А.В.Васенин-Васильев, популярный комедийный актер, в его репертуаре были роли Добчинского, Счастливцева и др. В № 4 в начале XX века жили артисты балета Е.В.Гельцер (1876 – 1962 гг.) и ее партнер по сцене и супруг В.Д.Тихомиров. Екатерина Васильевна Гельцер была звездой балета, 37 лет она служила в Большом театре (1898 – 1935 гг.). Е.В.Гельцер была поистине любимицей московской публики. Ее отличали безукоризненная хореографическая техника, необыкновенный артистизм, темперамент, особая выразительность танца. Балетная карьера Е.В.Гельцер была весьма продолжительной – последние ее выступления относятся к 1942 – 1944 гг. Она говорила: "Без труда нет искусства. Труд рождает виртуозность (…). Образ в нашем искусстве всегда должен быть столь же ясным и глубоким, как в драме".

Е.В.Гельцер. Воспоминания (фрагмент интервью 15.11.1961 г.)
Арх. № ф. 3, оп. 4, ед. уч. 235

Время звучания: 
3 мин. 52 сек.

varsonofevskii_1.geltzer.mp3

В 1898 – 1899 гг. в № 6 жил композитор А.Н.Скрябин (1871- 1915 гг.). В эти годы он вел класс фортепиано в Московской консерватории. Александр Николаевич Скрябин, композитор-новатор, музыкант-философ, создал свою систему образов, свой звуковой мир. Он был и блестящим пианистом. Одним из самых ярких, выразительных и известных произведений А.Н.Скрябина – Этюд ре диез минор, соч. 8 № 12 (1895 г.). Сам композитор никак не назвал свой этюд, но его называют "Патетическим" от авторского темпового обозначения "Patetico". 

А.Н.Скрябин. Этюд ре диез минор, соч. 8 № 12. Исполняет автор (запись 1910 г.)

Арх. № ф. 4, ед. уч. 34709

Время звучания: 
2 мин. 08 сек.

varsonofevskii_4.mandelshtam.mp3

В первые годы XX века в этом же доме (1900 – 1905 гг.) жил молодой архитектор Иван Владиславович Жолтовский. В это время он лишь недавно защитил диплом, получил звание архитектора-художника и был приглашен преподавать в Строгановском училище. И.В.Жолтовский (1867 – 1959 гг.), архитектор, художник, просветитель был фигурой поистине неординарной. Начав работу в период зарождения стиля модерн в 1890-е гг., он дожил до начала крупнопанельного домостроения 1950-х гг., сам принимал участие в проектировании первых панельных домов. В отношении И.В.Жолтовского оценки звучат противоречивые: его называют и классиком и эпигоном, новатором и подражателем. В постройках И.В.Жолтовского - смешение мотивов архитектуры Ренессанса и русского классицизма. Мастер стал академиком архитектуры в 1909 г. за многостороннюю, в том числе педагогическую деятельность. Он досконально знал весь процесс строительства, понимал суть профессии архитектора. Карьера И.В.Жолтовского, продолжавшаяся 56 лет, развивалась успешно как до, так и после Октябрьской революции. По проектам И.В.Жолтовского возведено несколько выдающихся архитектурных сооружений, в том числе в Москве. Достаточно назвать лишь некоторые из творений И.В.Жолтовского: Госбанк на ул. Неглинной (1929 г.), "Дом с башенкой" на Смоленской площади (1956 Г.), Московский ипподром (1952 г.), Дом на Моховой, 13 (1934 г.), особняк Тарасова на Спиридоновке, 30 (1912 г.) и т.д. Дожив до 91 года, он оставался человеком оптимистичным, устремленным к творчеству. Единственная запись голоса И.В.Жолтовского в РГАФД – это фрагмент юбилейного собрания в честь его 90-летия 07.12.1957 г., где он отвечает на приветствия.

Собрание, посвященное 90-летию И.В.Жолтовского, его ответы на приветствия (запись 07.12.1957 г., фрагмент.)

Арх. № ф. 3, оп. 4, ед.уч. 27

Время звучания: 
00 мин. 54 сек.

varsonofevskii_2.skriabin.mp3

В доме № 8 в 1920 – 1930 гг. в квартире № 2 жила мать замечательного артиста В.Н.Яхонтова. Здесь В.Н.Яхонтов и его жена Е.Е.Попова устраивали литературные вечера, в которых участвовали известные представители творческой интеллигенции Москвы. Бывал здесь и поэт О.Э.Мандельштам. В дневнике в июле 1931 г. Владимир Николаевич пишет: "Снова Мандельштам. Снова потрясен этой мудростью его стихов (он читал мне новые), их зрелостью с явной печатью гениальности".

О.Э.Мандельштам, "Цыганка", стихотворение 1925 г. Исполняет автор

Арх. № ф. 4, ед.уч. 60598

Время звучания: 
1 мин. 41 сек.

varsonofevskii_3.zholtovsky.mp3

В.Н.Яхонтов - ярчайший представитель искусства художественного слова. Он создал эстрадный театр одного актера "Современник", существовавший до 1935 г. С 1922 г. В.Н.Яхонтов выступал с чтением стихов А.С.Пушкина, А.А.Блока, В.В.Маяковского, С.А.Есенина и др. Артист в одиночку разыгрывал театральное представление, пользуясь приемами сценического искусства, декорациями, аксессуарами. В.Н.Яхонтов был, безусловно, уникальным артистом, выдающимся чтецом, оставил обширное творческое наследие, в том числе и звуковое. Артист писал: "Русская литература!.. Какое это глубокое, обширное и вдохновляющее понятие! Читать и читать русскую литературу, знать ее, помнить интонации авторов и тончайшие оттенки их многоголосой и разнообразной речи. (…) О, русская литература! Я преклоняюсь перед тобой". Одним из истоков творчества В.Н.Яхонтова был, безусловно, А.С.Пушкин. В своей книге "Театр одного актера" артист пишет: "К Пушкину я шел как бы в глубину лет, шел в девятнадцатый век, а потом, приблизившись к нему, посмотрев ему в глаза, где-то там прочтя его стихи, я возвращался с поэтом обратно, к нам, в двадцатый век. И я знал, что вот именно такой Пушкин нужен нам". Вот фрагменты записей В.Н.Яхонтова:

А.С.Пушкин. "Моцарт и Сальери". Монолог Сальери из 1 действия, читает В.Н.Яхонтов

Арх. № ф. 4, ед. уч. 60580-8

Время звучания: 
6 мин. 59 сек.

varsonofevskii_6.yahontov-esenin.mp3

С.А.Есенин. "Цветы мне говорят - прощай", стихотворение. Читает В.Н.Яхонтов

Арх. № ф. 4, ед. уч. 60580-3

Время звучания: 
1 мин. 32 сек.

varsonofevskii_5.yahontov-pushkin.mp3

 Среди прочих достопримечательностей Варсонофьевского переулка нельзя не упомянуть о владении № 7. Это, как повествуют переписные книги 1742 г., палаты князя М.В.Голицына. Племянник князя, Михаил, служил шутом императрицы Анны Иоанновны, для свадьбы которого и был построен Ледяной дворец. Владения М.В.Голицына затем принадлежали генерал-майору М.Л.Измайлову, потом И.А.Мальцову, владельцу хрустальных и чугуноплавильных заводов во множестве губерний, лесов и поместий, а также богатых виноградников в Крыму. Его сын, С.И.Мальцов, приумножая богатства, использовал здания в Варсонофьевском переулке под торговые конторы своей фирмы – акционерного общества "Мальцовское фабрично-торговое товарищество". В 1879 г. владение приобрел известный банкир и промышленник П.М.Рябушинский. По этому адресу жили известные врачи, коллекционер и искусствовед П.Эттингер. Его собрание картин, графики и архив после его смерти поступили в Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Здесь также обитала широко известная повивальная бабка А.А.Чупина, славившаяся своим акушерским искусством. Будучи одинокой, она все свои вознаграждения тратила на помощь бедным, обучение сирот. Варсонофьевский переулок упомянут в романе И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев" как место жительства Эллочки-людоедки. В одном из домов переулка в 1890-х гг. находилась редакция ежедневной газеты "Русский листок", имевшей разделы "Московский дневник", "Театральная хроника", "Спорт" и др., недалеко располагалась редакция еженедельного иллюстрированного журнала "Родная речь". На рубеже XIX-XX вв. в доме № 8 была редакция еженедельного политического, научного и литературного журнала "Знамя". В советское время в № 11 находилась лаборатория по изготовлению ядов для МГБ СССР под руководством Г.М.Майрановского. Вот сколько интересного (и это далеко не все) можно рассказать о Варсонофьевском переулке – достопримечательном месте старой Москвы.

 
 
 
 
 

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2018.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

  • Забыли пароль?