Улица Серафимовича
Остров, на котором располагается улица Серафимовича, называют Балчуг, Болотный остров, Безымянный остров или просто Болото. Собственно, остров образовался, когда в 1783 - 1786 гг. по старице Москвы-реки проложили водоотводный канал. А раньше, до прокладки канала, остров по дамбе пересекала Всехсвятская улица, названная, как это часто бывает, по церкви Всех Святых на левом берегу Москвы-реки. Всехсвятская улица когда-то была частью дороги, соединяющей Великий Новгород с Рязанью еще до основания Москвы. До XVII века дорога пересекала Москву-реку по броду от улицы Ленивки. В середине XVII в. через брод перекинули деревянный Всехсвятский мост. В 1692 г. на месте деревянного моста воздвигли сводчатый каменный. Большой Каменный мост на каменных устоях построен в 1859 г. В XVII веке слева от улицы была часть слободы садовников, обслуживавших находившийся напротив Кремля Государев сад. Эта местность называлась «Болото», так как ежегодно весной затапливалась талой водой, которая долго не уходила. Зимой местность замерзала и здесь был большой торг. Государев сад существовал до 1701 г., когда был уничтожен пожаром. На Болоте устраивали казни. Так, в 1775 г. здесь казнили руководителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева. При постройке Большого Каменного моста в 1938 г. местность перепланировали и устроили сквер.
Всехсвятская улица существовала до 1933 г. Тогда ее переименовали в улицу Серафимовича – в честь писателя А.С.Серафимовича, еще при его жизни. Современная ул. Серафимовича имеет другую трассу. Дело в том, что в 1938 г. прежний мост 1859 г. заменили на стальной однопролетный. Новый мост пошел по другому направлению – он начинался с Боровицкой площади. Одновременно на другом конце улицы был построен Малый Каменный мост через водоотводный канал. Он заменил существовавший Малый Каменный мост 1880 г. постройки. До 1880 г. здесь был деревянный Козьмодемьянский мост 1788 г. Таким образом получилось, что улица Серафимовича пролегает между двумя Каменными мостами. Ее длина – всего 360 метров.
Часто думают, что на ул. Серафимовича существует всего один дом, но это не так. В 1928 г. на левой стороне улицы было возведено пятиэтажное здание под № 5 для обслуги Кремля и строящегося Дома правительства, частично для рабочих завода «Красный факел» на Софийской набережной. Этот дом оказался на трассе Большого Каменного моста и в 1937 г. был передвинут на 74 метра к востоку.
Конечно, главным сооружением по ул. Серафимовича является дом 2/20 по Берсеневской набережной. В 1918 г., когда Москва снова стала столицей государства, встал вопрос об обеспечении жильем членов правительства и других госслужащих. Для их проживания были отведены бывшие частные гостиницы и доходные дома – Дома Советов. В 1926 г. была создана специальная комиссия по строительству «Дома ЦИК и СНК». Ее возглавлял председатель Совнаркома А.И.Рыков. Долго не могли выбрать место. Были следующие варианты:
- между Кудринской площадью и Никитскими воротами,
- угол между Воздвиженкой и Моховой (здесь сейчас находится Российская Государственная библиотека).
Участок на Болоте, на месте бывших винно-соляных складов, существовавших с XVII в., утвердили в 1927 г.
Строительство дома было завершено в 1931 г. по проекту известного архитектора Б.М.Иофана. По первоначальному плану стены здания должны были быть красного цвета и перекликаться с цветом стен Кремля. Но нехватка денег сыграла свою роль, и стены остались оштукатуренными серыми. Дом расположился на Болотном острове на Берсеневской набережной и улице Серафимовича и занимает около 3 гектаров. Он известен как Дом правительства. Его также называли «Первым Домом Советов» и «Домом ЦИК и СНК СССР». Но более всего он известен как «Дом на набережной» после публикации одноименной повести Ю.В.Трифонова в 1976 г.
Жилой комплекс Дома на набережной уникален по своей масштабности. На момент строительства здание считалось одним из крупнейших жилых домов в Европе. Он стоит на 3000 железобетонных свай, вбитых для укрепления почвы, и бетонной подушке в 1 метр под фундаментом. На 12 этажах располагаются 505 квартир. На лестничных площадках - всего по две квартиры. В доме 25 подъездов, причем в одном из них – 11-м – нет квартир и лифтов. Назначение этого подъезда неизвестно до сих пор. В жилой комплекс входили клуб (сейчас – Театр эстрады), кинотеатр «Ударник» на 1500 мест (первый кинотеатр, созданный для звукового кино), спортзал, универсальный магазин, сберкасса, почтовое отделение, прачечная, амбулатория, детский сад и ясли. Была и столовая – жильцы питались бесплатно по специальным талонам. Во внутренних дворах были устроены фонтаны, газоны и клумбы. Стоит сказать несколько слов о квартирах. В них был дубовый паркет, они были полностью меблированы. Стулья, столы, шкафы и прочая мебель были во всех квартирах одинаковые, с инвентарными номерами. Потолки были украшены художественной росписью, над которой работали реставраторы из Эрмитажа. На кухнях имелись специальные отверстия для самоварной трубы и вход в грузовой лифт. Жильцов и обслугу доставляли на лифтах лифтеры. Чтобы спуститься, нужно было стучать в металлическую дверь, чтобы услышал лифтер, и ждать лифта (вызова лифта кнопкой не было). Сооружение дома и его дальнейшая жизнь курировались органами госбезопасности. В доме наверняка были конспиративные квартиры. Сотрудники госбезопасности служили лифтерами, консьержами, комендантами.
Изначально дом предназначался для советской элиты: партийных деятелей, старых большевиков, военачальников, героев войны и труда, ученых и деятелей культуры. Многие из жильцов были репрессированы в годы сталинского террора 1930-х гг. На доме сейчас 25 мемориальных досок в память о знаменитых жильцах. А всех известных обитателей Дома на набережной трудно перечислить. Действительно, здесь жили старые большевики С.Аллилуев, О.Пятницкий, Г.Петровский, А.Рыков, Е.Стасова, Л.Фотиева и др.
На улице своего имени в Доме на набережной жил известный писатель, журналист, военный корреспондент А.С.Серафимович (1863 - 1949 гг.). Он стал марксистом еще в 1880-х гг., участвовал в студенческом движении, был арестован и сослан в Архангельскую губернию. Здесь Александр Серафимович написал свой первый рассказ «На льдине», опубликованный под фамилией «Серафимович». Потом жил на Дону под надзором полиции, продолжал писать. В 1903 - 1908 гг. вышел 3-хтомник рассказов Серафимовича. Л.Толстой оценил их очень высоко. В годы Первой Мировой войны Серафимович был военным корреспондентом «Русских ведомостей». Революцию 1917 г. он принял безоговорочно, возглавил литературный отдел газеты «Известия», позднее стал главным редактором журнала «Октябрь». Серафимович заведовал агитмассовым отделом Моссовета, работал в Наркомпросе. Во время Гражданской войны был военным корреспондентом газеты «Правда», написал серию очерков о Гражданской войне. Прочитав рукопись романа М.Шолохова «Тихий Дон», опубликовал его в журнале «Октябрь» в 1928 г. Главным произведением Серафимовича стал роман «Железный поток» (1924 г.), в котором отражены реальные события: поход Таманской армии Е.Ковтюха (в романе Кожуха) летом 1918 г.
1. Серафимович А.С.
Фрагмент рассказа о своем пути в литературу.
Запись 1938 г. с грампластинки «Говорят писатели» (1960 г.), комментарий И.Андроникова.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 4204.
Как и было предназначено, в доме жили в разные годы государственные и общественные деятели, работники Коминтерна. Одним из обитателей был Никита Сергеевич Хрущев (1894 - 1971), советский политик, государственный деятель, возглавлявший СССР в 1953 - 1964 гг. Крестьянский парень постепенно продвигался по партийно-карьерной лестнице с 1925 г. при поддержке Л.Кагановича, видевшего в Хрущеве большие способности. Фигура Хрущева противоречива, так же, как и оценки его деятельности. Например, будучи Первым секретарем ЦК компартии Украины в 1930-х гг., он участвовал в репрессиях против так называемых «врагов народа». Воглавив страну после смерти И.Сталина, Хрущев освободил репрессированных политзаключенных, разоблачил культ личности Сталина. При Хрущеве велось массовое строительство жилья, страна достигла огромных успехов в освоении космоса, положение СССР на мировой арене укрепилось. С другой стороны, экономическая политика Хрущева оказалась провальной. В 1964 г. он был снят со всех должностей и жил в Доме на набережной до своей кончины в 1971 г.
2. Хрущев Н.С. (первый секретарь ЦК КПСС)
Фрагменты выступления о внешней политике СССР на IX сессии Верховного Совета СССР 21. 12.1957 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 0179 (6-9).
Алексей Николаевич Косыгин (1904 -1980), советский государственный и партийный деятель. Тоже жил в Доме. Организаторские способности Косыгина проявились еще в 1930-х гг., когда он, после окончания Ленинградского текстильного института за три года из мастера стал директором фабрики «Октябрьская» в Ленинграде, а уже в 1939 г. стал Наркомом легкой промышленности. В годы великой Отечественной войны Косыгин стал заместителем председателя Совета по эвакуации, работал в Комитете продовольственного и вещевого снабжения Красной Армии. В 1942 г. в блокадном Ленинграде Косыгин руководил снабжением мирного населения и войск, эвакуацией населения из блокадного города. Косыгин много сделал для организации «Дороги жизни» через Ладогу, в том числе для прокладки трубопровода по дну озера. После войны Косыгин был Министром финансов СССР, Министров легкой и пищевой промышленности, председателем Госплана. В 1964 - 1980 гг. Косыгин занимал пост председателя Совета Министров СССР, проводя экономические реформы, которые были достаточно успешны. Косыгин как государственный деятель умел мыслить масштабно, обладал феноменальной памятью. Он умел умножать в уме огромные числа, за что получил от Сталина прозвище «Арифмометр». Косыгин был талантливым дипломатом, умел улаживать международные конфликты.
3. Косыгин А.Н. (председатель Совета Министров СССР)
Фрагменты выступления о польско-советской дружбе на митинге в г. Вроцлаве (Польша) 07.04.1965 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 3882.
Дом на набережной стал домом для многих советских военачальников – И.Баграмяна. И.Конева, Р.Малиновского, Ф.Толбухина, М.Тухачевского и др. Одним из знаменитых обитателей был маршал Г.К.Жуков (1896 - 1974 гг.), четырежды Герой Советского Союза, выдающийся полководец. Он недаром получил народное прозвище «Маршал Победы». Георгий Константинович работал с 12 лет, стал скорняком. В Первую мировую войну он служил в армии, стал унтер-офицером. Так началась его военная карьера. В 1918 г. добровольцем вступил в Красную Армию, воевал под Царицыном с Врангелем и Деникиным, участвовал в подавлении крестьянского восстания на Тамбовщине (1930 - 1921 гг.) и Антоновского восстания (1922 г.). К 1938 г. Жуков стал комдивом. Во время советско-японского конфликта на Халхин-Голе в Монголии он провел несколько успешных военных операций, впервые стал Героем Советского Союза (1939 г.). Великая Отечественная война полностью раскрыла полководческий талант Жукова. Он вел сражения на западных фронтах, командовал войсками в Московской, Сталинградской битвах, битве за Ленинград, в результате чего город был освобожден от блокады. В 1943 г. Жуков стал маршалом Советского Союза. Он руководил взятием Берлина и принимал капитуляцию фашистской Германии и Парад Победы. После войны Жуков был Главнокомандующим Сухопутных войск СССР. В 1957 г. был исключен из состава ЦК КПСС, снят со всех постов в армии и отправлен в отставку.
4. Жуков Г.К., Маршал Советского Союза
Фрагменты воспоминаний о подготовке контрнаступательной операции под Сталинградом в 1942 г. Из радиопередачи «Так рождалась Победа».
Запись 31.01.1968 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 10115.
Среди обитателей Дома были известные писатели М.Кольцов, Ю.Трифонов, Б.Лавренев, деятели искусства - балерина О.Лепешинская, артист М.Жаров, знаменитые летчики, такие, как Михаил Васильевич Водопьянов (1899 - 1980 гг.), Герой Советского Союза № 6. Воздушная карьера Водопьянова началась в 1928 г. с участия в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. В 1930 г. он проложил воздушный маршрут Хабаровск – Оха – Александровск-на-Сахалине («Трасса героев» - 1130 км.). С 1931 г. Водопьянов в авиаотряде особого назначения - доставлял матрицы газеты «Правда» из Москвы в Ленинград и Харьков. В 1933 г. при выполнении испытательного перелета Москва – Петропавловск-Камчатский самолет Водопьянова разбился у озера Байкал. Бортмеханик погиб, а летчик получил множественные переломы и 36 швов только на голове. Через год (1934 г.) Водопьянов добился участия в операции по спасению челюскинцев. Позднее он совершал дальние перелеты, в том числе в Арктику. Впервые в мире совершил посадку на лед в районе Северного полюса с использованием тормозного парашюта. Водопьянов доставил группу зимовщиков на первый дрейф станции Северный полюс – 1. Он участвовал в советско-финской войне, в годы Великой Отечественной командовал дальнебомбардировочной авиадивизией. После войны участвовал в высокоширотных экспедициях.
5. Водопьянов М.В. (генерал-майор авиации, Герой Советского Союза) - Фрагменты выступления об операции по спасению челюскинцев в 1934 г.
Запись 13.04.1964 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 2952 - 2.
Соседом Водопьянова по дому был знаменитый летчик и военачальник, генерал-полковник авиации, один из семерки первых Героев Советского Союза Николай Петрович Каманин (1908 - 1982 гг.). Каманин также был участником спасения челюскинцев в 1934 г. Из 104 спасенных полярников Каманин вывез 34 человека, причем приспособил для размещения пассажиров парашютные ящики, подвешенные под крыльями самолета. Каманин участвовал в советско-финской войне. Практически всю Великую Отечественную войну был на фронте, командовал авиадивизией, штурмовыми авиационными корпусами. Под командованием Каманина авиачасти участвовали в Белгородско-Харьковской, Киевской, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях, освобождали Украину, Польшу, Румынию, Венгрию, Чехословакию. Каманин – участник Парада Победы. После войны был на командных должностях в авиации. В 1960 - 1971 гг. Каманин был организатором и руководителем отбора и подготовки первого отряда советских космонавтов.
6. Каманин Н.П., руководитель Центра подготовки космонавтов.
Фрагменты интервью 07.01.1965 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 3443.
Знаменитый дом 2/20 по улице Серафимовича и Берсеневской набережной был местом жительства представителей научной элиты. Здесь жили знаменитые академики: выдающийся авиаконструктор А.И.Микоян, создатель истребителей семейства МиГ; выдающийся историк Е.Тарле, автор ряда крупных монографий, посвященных событиям европейской истории, в том числе «Наполеон», «Талейран», «Крымская война» и многих других; ботаник, генетик, селекционер, директор Главного ботанического сада АН СССР Н.Цицин, чьи труды были посвящены гибридизации растений, и многие другие.
В их числе был хирург-онколог, Президент АН СССР и АМН СССР Николай Николаевич Блохин (1912 - 1993 гг.). Блохин вырос в семье земского врача, с детства мечтал стать хирургом. После окончания Нижегородского мединститута Блохин работал в Дивеевской сельской больнице, которая теперь носит его имя. Блохин вспоминал:
«Работа в сельской больнице не дала мне много времени на раскачку, на робкое ученичество, пришлось скоро браться и за сложные операции. (…) Терялся, опускал руки – было все! Но я благодарен годам, они ставили меня перед ситуациями, требовавшими полнейшей собранности, мобилизации духа и знаний. В те годы я полюбил хирургию навсегда!».
В 1936 г. Дивеевский райком наградил молодого хирурга патефоном и часами – это была первая награда Блохина. В годы Великой Отечественной войны он, будучи главным хирургом горьковских госпиталей, занимался, в том числе и пластической восстановительной хирургией, разработал методы лечения огнестрельных ранений костей и суставов. После войны Блохин разработал ряд методов пластических операций и хирургического лечения рака желудка. Блохин автор более 250 работ в области онкологии. Работа Блохина заслужила признание на международном уровне. Коллеги говорят о нем:
«По существу Н.Н.Блохин составил целую эпоху в развитии отечественной онкологии и медицинской науки».
Николай Николаевич был крупным ученым, блестящим клиницистом, талантливым организатором науки. А еще он был глубоким ценителем искусства, собрал прекрасную коллекцию картин русских художников: здесь были полотна Коровина, Бенуа, Серебрякова, Врубеля и др. В своей пятикомнатной квартире в Доме на набережной Блохин любил собирать известных коллекционеров. Во время этих встреч велись беседы об искусстве. В 1993 г., после смерти Блохина наследники распродали коллекцию.
7. Блохин Н.Н., президент АН СССР.
Фрагменты выступления о медицинском труде Авиценны «Канон врачебной науки» на торжественном собрании, посвященном 1000-летию со дня рождения Авиценны.
Запись 17.10.1980 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 7541 - 1.
Нельзя не упомянуть об одном из обитателей Дома, кинорежиссере, сценаристе, народном артисте СССР Григории Васильевиче Александрове (1903 - 1983 гг.). В 1920-х гг. Александров был актером Московского первого рабочего театра Пролеткульта, познакомился с С.Эйзенштейном, стал ассистентом последнего при создании фильмов «Стачка» (1924 г.), «Броненосец Потемкин» (1925 г.), снимался и как актер. Александров стал соавтором сценариев фильмов Эйзенштейна «Октябрь» (1927 г.) и «Старое и новое» (1929 г.). После творческой командировки кинематографистов в Европу и США, Александров, опираясь на свой голливудский опыт, снимал художественные и документальные фильмы. Картина «Веселые ребята» (1934 г.), одобренная Сталиным, имела огромный успех. Ее показали на Втором Венецианском кинофестивале, после чего фильм был куплен для показа во многих зарубежных странах. Газета «Нью-Йорк таймс» писала:
«Вы, может быть, думаете, что Москва только и делает, что борется, учится и работает? Ошибаетесь… Москва смеется! И так заразительно, бодро и вес8. Александров Г.В., кинорежиссер. Воспоминания о начале работы в кинематографе (Фрагменты). Запись августа 1969 г. (Арх. № ф. 1, ед. уч. 6408). ело, что вы будете смеяться вместе с ней». А Ч.Чаплин сказал: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа».
В некоторых странах фильм назывался «Весь мир смеется». После «Веселых ребят» были «Волга-Волга» и множество других картин.
8. Александров Г.В. (кинорежиссер).
Фрагменты воспоминаний о начале работы в кинематографе.
Запись августа 1969 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 6408.
Еще одним представителем творческой интеллигенции среди жильцов Дома был балетмейстер, танцовщик, педагог и хореограф Игорь Александрович Моисеев (1906 - 2007 гг.). С 18 лет он служил в труппе Большого театра. Со временем сам стал ставить спектакли. Его балеты «Красавица с острова Лю-Лю» (1926 г.) балет «Футболист» (1930 г.) были приняты публикой очень тепло. Моисеев всегда интересовался народными танцами, знал их. О том, как Моисеев пришел в балет, как создавался знаменитый ансамбль народного танца СССР он рассказывает в следующей записи.
9. Моисеев И.А., балетмейстер, руководитель Ансамбля народного танца СССР.
Фрагменты интервью 26.06.1972 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 6247).
Ансамбль Моисеева гастролирует по всему миру, везде на выступлениях прославленного коллектива аншлаги. Репертуар пополняется новыми композициями постоянно.
Отдельно хочется рассказать о Театре эстрады. Фасад клуба Дома на набережной выходит к Москве-реке, смотрится очень живописно и даже величественно. Пространство зрительного зала перекрыто крупнейшим по тому времени железобетонным куполом диаметром 32 метра.
В 1910 гг. в Москве работало популярное варьете «Альказар». Позднее, в 1920-х гг. оно переродилось в эстрадный театр под тем же названием, затем в Московский мюзик-холл. Мюзик-холл был закрыт в 1936 г., а помещение «Альказара» было отдано Московскому театру сатиры. Так и получилось, что московская эстрада долго не имела своей площадки. Усилиями Н.Смирнова-Сокольского Московский театр эстрады состоялся в 1954 г. и Смирнов-Сокольский стал его первым художественным руководителем. К моменту переезда на Берсеневскую набережную у театра эстрады было два летних помещения в саду «Эрмитаж» и Саду имени Баумана. После смерти Смирнова-Сокольского театром руководили А.Тутышкин, И.Шароев и др. С 1983 г. главным режиссером и худруком театра стал известный конферансье Б.Брунов. В Московском театре эстрады всегда бурлила жизнь. В театре были сборные программы, устраивались сольные концерты (А.Пугачевой, И.Кобзона, Л.Долиной, О.Газманова и др.), ставились спектакли и с театральными актерами. Шли спектакли по пьесам В.Коклюшкина, М.Жванецкого, проводились авторские вечера (М.Задорнова, С.Альтова и др.). На сцене МТЭ выступали звезды советской эстрады, известные актеры, дебютировали известные ныне певцы (А.Серов, Ф.Киркоров и др.), шли программы Государственного эстрадного оркестра Л.Утесова.
А в 1961 г., когда театр переехал в помещение в Доме на набережной, 18 февраля состоялось открытие Московского театра эстрады программой «Приглашаем на новоселье». Вели ее Б.Брунов и Э.Радов, а участниками были К.Шульженко, А.Шуров и Н.Рыкунин и другие артисты. Среди них была и известная артистка Рина Зеленая (Екатерина Васильевна Зеленая, 1901 - 1991 гг.). Р.Зеленая, актриса театра и кино, артистка эстрады начинала свою артистическую карьеру как эстрадная певица, а затем полностью посвятила себя театру. Она играла эксцентрические роли в пародийных пьесах, читала монологи в стихах, пела частушки и песни. Р.Зеленая работала в Московском театре сатиры, Московском и Ленинградском мюзик-холлах, Московском театре миниатюр, работала на радио, читала стихи В.Маяковского, А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака. В 1929 году пришлось Р.Зеленой заполнять неожиданно случившуюся паузу в концерте, и она прочла «Мойдодыра» К.Чуковского голосом ребенка. Успех был оглушительным. Вот так родился ее собственный жанр «Взрослым о детях», ставший с 1940-х гг. основным для артистки. Практически всю Великую Отечественную войну она провела в поездках с фронтовыми бригадами, была награждена орденом Красной Звезды за то, что прошла с армейскими частями через все Карпаты, выступила более, чем в 80 концертах. Хорошо известны кинематографические работы Р.Зеленой в фильмах «Подкидыш», «Весна», «Светлый путь», «Девушка без адреса», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Сказка о потерянном времени», сериале о Шерлоке Холмсе и др. Р.Зеленая снялась в 54 картинах, озвучила более 30 мультфильмов. Как актрисе, ей были свойственны природная склонность к пародированию, эксцентрике, импровизации. Эти качества позволили ей создать много ярких, запоминающихся ролей и номеров.
10. Зеленая Р.В.
Выступление о своей творческой деятельности и чтение рассказа Е.Пермяка «Как это было».
Из радиопередачи радиостанции «Юность».
Запись 08.02.1974 г.
В 2021 году Дом на набережной отмечает свое 90-летие. Возраст солидный. Дом стал неотъемлемой частью московского пейзажа. Его окутывает аура легенд и тайн, которые еще ждут своих летописцев и открывателей.
