Jump to navigation

Российский государственный архив фонодокументов
Российский государственный
архив фонодокументов
  • ОБ АРХИВЕ
  • УСЛУГИ
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
  • Поиск по сайту
  • Об архиве
    • История архива
      • Видеоролик об архиве
    • Структура архива
    • Устав архива
    • Пресса о РГАФД
    • Контактная информация
    • Схема проезда
  • Услуги
  • Читальный зал
    • Порядок использования архивных документов в читальном зале
  • Новости
  • Звуковой календарь
  • Рубрики
    • Новости
    • Звуковой календарь
    • Москва и москвичи
    • Театр в звуке
    • Архивные редкости
    • Рассказы Старого Граммофона
    • Устная история
    • История отечественной звукозаписи и фоноархивистики
  • Фонды РГАФД
    • Список фондов
    • Георгий Карпович Териков
    • Евгениия Васильевна Алтухова
  • Научно-справочный аппарат
    • База данных РГАФД
    • Обзоры фондов
      • Из истории отечественной звукозаписи и фоноархивистики
      • Гостелерадио СССР
      • Фирмы грампластинок до 1917 года
      • Личные фонды
      • Ранние советские грамзаписи
      • Зарубежные грамзаписи
      • Грамзаписи производителей местной промышленности
        • Фонд № 645. «МСХМ СССР. Завод имени Кирова «Кама»
        • Фонд № 408. «Фабрика № 1 «Пластмасс» ММП РСФСР»
        • Фонд № 409. «Фабрика № 3 «Пластмасс» треста Мосгорхимпластмасс ММП РСФСР»
        • Фонд № 632. «Студия звукозаписи. Москворецкий трест Местной промышленности Мосгорисполкома»
        • Фонд № 498. «Фабрика «Авангард» Леноблкужда Балтийской железной дороги»
        • Фонд № 636. «Местная промышленность Латвийской ССР»
        • Фонд № 637. «Завод изделий бытовой химии г. Каунас Литовской ССР»
        • Фонд № 638. «Промкомбинат Кагановичского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 695. «Промкомбинат Киевского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 696. «УРСР – Харьковский РАДНАРГОСП. Завод «Харпластмасс»
      • Фонды библиотек
        • Фонд № 768. «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова»
      • Фонды музеев
        • Фонд № 32. «Государственный культурный центр – музей В.С.Высоцкого. «Дом Высоцкого на Таганке»
        • Фонд № 365. «Музей-квартира А.Б.Гольденвейзера»
        • Фонд № 502. «Национальный музей памяти жертв нацизма в Вашингтоне»
        • Фонд № 566. «Мемориальный музей-квартира Е.Ф.Гнесиной»
        • Фонд № 584. «Государственный Центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки»
        • Фонд № 618. «Театральный музей им. А.А.Бахрушина»
      • Фонды научных организаций и государственных учебных заведений
      • Фонды общественно-политических организаций
      • Фонды благотворительных организаций
        • Фонд № 541 «Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова»
        • Фонд № 542 «Международный Благотворительный Фонд помощи юным пианистам Владимира Крайнева»
        • Фонд № 598 «Благотворительный Фонд отечественного культурного наследия "Незыбытые имена"»
      • Фонды религиозных организаций
      • Фонды зарубежных фирм грамзаписи 1906-1914 гг.
      • Фонды СМИ
      • Фонды творческих организаций
        • Фонд № 176. «Центральный дом кинематографистов (ЦДК)»
        • Фонд № 196. «Центральный дом журналистов (ЦДЖ)»
        • Фонд № 550 «Клуб любителей русского романса при ЦДА им. А.А. Яблочкиной "Хризантема"»
        • Фонд № 806 «Культурный центр " Дом-музей Марины Цветаевой"»
      • Фонды театров
        • Фонд № 615 «Государственный академический Малый театр»
        • Фонд № 616. «Белорусский академический театр им. Я. Купалы»
        • Фонд № 617. «Театр им. Ленсовета (г. Санкт-Петербург)»
        • Фонд № 635. «Московский театр "Современник"»
        • Фонд № 709. «Московский еврейский театр "Шалом"»
        • Фонд № 731. «Московский театр сатиры»
        • Фонд № 732. «Театральная компания С.А. Виноградова»
        • Фонд № 733 «Московский театр под руководством О.П. Табакова»
        • Фонд № 734. «Государственный академический театр им. Е.Б. Вахтангова»
        • Фонд № 735. «Московский театр – "Школа современной пьесы"»
        • Фонд № 736. «Государственный академический театр им. Моссовета»
        • Фонд № 737. «Московский академический театр им. Вл. Маяковского»
        • Фонд № 738. «Государственный академический Большой театр России»
        • Фонд № 739. «Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова»
        • Фонд № 740. «Московский театр "Мастерская Петра Фоменко"»
        • Фонд № 741. «Московский художественный академический театр им. А.П. Чехова»
        • Фонд № 742. «Московский театр "Сатирикон" им. А.И. Райкина»
        • Фонд № 743. «Театр на Малой Бронной»
        • Фонд № 744. «Московский театр им. М.Н. Ермоловой»
        • Фонд № 745. «Московский театр "Et Cetera"»
        • Фонд № 746. «Московский театр "Ленком"»
        • Фонд № 749. «Центральный академический драматический театр Советской Армии»
        • Фонд № 750. «Грузинский государственный академический театр имени Шота Руставели»
        • Фонд № 752. «Московский театр "Около дома Станиславского"»
        • Фонд № 753. «Центр им. Вс. Мейерхольда»
        • Фонд № 754. «Государственный академический театр комедии им. Н.П. Акимова»
        • Фонд № 755. «Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина»
        • Фонд № 756. «Академический Малый театр Европы»
        • Фонд № 211. «Театр песни "Время"»
        • Фонд № 568 «Российский академический молодежный театр»
      • Фонд "Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ)"
      • Фирма грамзаписи “Мелодия”
        • Пластинки 1952-1963 гг.
        • Пластинки 1964-1969 гг.
        • Пластинки 1969-1974 гг.
        • Пластинки 1975-1978 гг.
        • Пластинки 1979-1980 гг.
        • Пластинки 1981-1991 гг.
          • I. Оперная музыка
            • Полные записи
            • Оркестровые фрагменты оперной музыки
            • Оперные арии
          • II. Вокально-камерная музыка
          • III. Хоровая музыка
          • IV. Вокально-симфоническая музыка
          • V. Балетная музыка
          • VI. Симфоническая музыка
            • Концерты для инструмента с оркестром
            • Симфонические произведения
          • VII. Камерно-инструментальная музыка
          • VIII. Оперетта
            • Полные записи
            • Арии
            • Дуэты
            • Фрагменты оперетт
          • IX. Легкая оркестровая и танцевальная музыка
          • X. Музыка из кинофильмов
          • XI. Песни
            • Солисты
            • Дуэты, ансамбли, группы, хоровые коллективы
          • XII. Народная музыка
          • XIII. Мюзиклы
          • XIV. Театральные и эстрадные записи
            • Полные записи
            • Фрагменты
          • XV. Декламации
            • Чтение авторами своих произведений
            • Чтение произведений других авторов актерами, чтецами и т.д.
          • XVI. Инсценировки
          • XVII. Композиции
          • XVIII. Гимны
          • XIX. Речевые записи
          • XX. Лекции
          • XXI. Колокольные звоны
          • XXII. Учебные записи
          • XXIII. Другие записи
      • Внешнеторговое объединение «Международная книга»
      • Грампласттрест Наркомата тяжелой промышленности
        • История фонда № 540
        • Пластинки 1935-1947 гг.
        • Пластинки 1947-1953 гг.
        • Пластинки 1953-1960 гг.
        • Пластинки 1960-1969 гг.
    • Внутриархивные справочники
    • Тематические каталоги
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Локальные нормативные акты и иные документы РГАФД в сфере противодействия коррупции
        • Кодекс этики и служебного поведения работников РГАФД
        • Антикоррупционная политика в РГАФД
        • Положение о конфликте интересов в РГАФД
        • Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в РГАФД
        • Приказ РГАФД о порядке сообщения работниками ФКУ «Российский государственный архив фонодокументов» о получении подарка
    • Формы документов, связанных с противодействием, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • 2016 г.
      • 2015 г.
      • 2014 г.
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Вопрос – Ответ
  • Карта сайта
 
  • ЗВУКОВОЙ КАЛЕНДАРЬ
  • РУБРИКИ
  • ПРОЕКТЫ
  • НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ

Вы здесь

Главная » Рубрики » Цикл: «Русская опера в изгнании. Слава и забвение»
  • Версия для печатиВерсия для печати
Теги: 
Рассказы Старого Граммофона, Смирнов Д.А., Верди Дж., Бизе Ж.
Рубрика: Рассказы Старого Граммофона

Смирнов Дмитрий Алексеевич

Дмитрий Алексеевич Смирнов (1882 - 1944 гг.) - один из лучших оперных теноров мира.

Родился в Москве, в состоятельной семье. В 1900 г. окончил Комиссаровское техническое училище, одновременно пел в церковном хоре и брал частные уроки вокала у Мечислава Раньери-Горбовского, где под руководством своего педагога учащиеся поставили в 1902 г. оперу «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, партию Ленского исполнил юный Дмитрий Смирнов. Так, в возрасте 20 лет он впервые исполнил одну из основных теноровых партий классического репертуара.

Этот первый успех и решил всю дальнейшую судьбу молодого исполнителя. Д.А. Смирнов стал заниматься у известных оперных певцов – К.И. Кржижановского, А.М. Додонова, Э.К. Павловской.

Дебют состоялся 3 февраля 1903 г. премьерой оперы «Каморра» Э.Д. Эспозито в партии Джиджи в московском театре «Эрмитаж», подготовленной Товариществом артистов Московской частной оперы С.И. Мамонтова. Впервые спетая на этой сцене партия Герцога в «Риголетто» Дж. Верди стала в дальнейшем визитной карточкой Д.А. Смирнова. По подсчётам экспертов, за творческую карьеру певца она была исполнена им более 900 раз.

Песенка Герцога «Сердце красавицы» из 4 д. оперы «Риголетто» Дж. Верди.
Запись 1909 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 305.

Время звучания: 
2 мин. 15 сек.

01_SmirnovDA_Serdce_krasavici_Rigoletto.mp3

В 1904 г. его пригласили в труппу Московского Императорского Большого театра. В 1905 г. Императорская театральная дирекция направила его на дальнейшую стажировку в Париж и Милан. 24 октября 1907 г. он дебютировал в партии Герцога («Риголетто» Дж. Верди) в петербургском Мариинском театре. Летом того же года в Кисловодске певец впервые встретился на сцене с Ф.И. Шаляпиным, для которого в последующие годы Д.А.Смирнов стал наиболее частым партнером (они сыграли вместе около 80 спектаклей). Ф.И. Шаляпин очень высоко ценил талант молодого тенора. К началу 1905 г. в 22-летнем возрасте, Дмитрий Алексеевич Смирнов уже вошёл в круг виднейших оперных артистов России. Он много гастролировал по стране, участвовал в концертах и спектаклях за границей, в том числе в «Русских сезонах» С.П. Дягилева. Певцу не было еще 25 лет, когда к нему пришла европейская слава. Д.А. Смирнов становится в один ряд с самыми выдающими вокалистами мира и выступает в концертах и спектаклях вместе с ними (среди его партнеров по сцене были: П. Амато, Дж. Фаррар, А. Дидур, А. Скотти, Э. Карузо, Т. Руффо, М. Баттистини и др.). Певца приглашают на мировые сцены: Гранд Опера (Париж), Метрополитен Опера (Нью-Йорк), театр «Казино» (Монте-Карло), Друри-Лейн (Лондон), музыкальные театры Берлина, Брюсселя, Кёльна, Милана, Рима, Барселоны, Мадрида, Бостона, Монтевидео, Вашингтона.

Романс Надира «В сияньи ночи лунной» из 1 д. оперы «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе.
Запись 1909 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 314.

Время звучания: 
4 мин. 03 сек.

02_SmirnovDA_Romans_Nadira_Iskateli_jemchuga.mp3

В 1914 г. в Лондоне Д.А. Смирнов вызвал восторги публики, исполняя партию Левко в «Майской ночи» Н.А. Римского-Корсакова. Газеты писали: «Такого тенора Лондон еще не слышал». И это в присутствии самого Э. Карузо!

После Октябрьской революции 1917 г. Д.А. Смирнов пел в Москве, летом 1919 г. выехал на гастроли по городам Украины, Крыма, Кавказа. Но весной 1920 г. из Новороссийска на пароходе «Афон» он покинул пределы России и уехал в Париж, где ему предлагают выступать в «Гранд Опера» и в следующем сезоне в Монте-Карло. Он выступал в Лондоне, Риге, Таллине, Базеле и других европейских городах.

Д.А. Смирнов уехал из России, однако это не было официальной эмиграцией, и в течение 1926–1930 гг. он ежегодно вместе с женой известной певицей Л.П. Мальцевой приезжал на гастроли в СССР, где принимал участие в спектаклях Большого театра, записывался для музыкальных программ Всесоюзного радио, много концертировал. В 1930 г. во время гастролей в СССР ему предложили остаться и выпустили из страны с условием возвращения через год, однако в феврале 1932 г. супруги Смирновы получили эстонское гражданство. В 1935 г. они поселились в Лондоне, где певец сотрудничал с радио Би-Би-Си, много концертировал. С ноября 1937 до 1939 гг. жил в Таллинне, затем переехал в Ригу, где продолжал вокальную работу. В 1940 г. он был приглашён на должность профессора Московской консерватории, осенью 1941 г. планировались его концерты в Ленинграде, однако этим планам помешала Вторая мировая война.

Один из последних концертов певца состоялся в 1941 г. в Ленинграде. Скончался Дмитрий Алексеевич Смирнов в Риге в больнице, после долгой тяжелой болезни. Похоронен на Покровском кладбище в Риге.


Материал подготовлен сотрудниками РГАФД

 

 
 
 
 
 

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2022.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

  • Забыли пароль?