Jump to navigation

Российский государственный архив фонодокументов
Российский государственный
архив фонодокументов
  • ОБ АРХИВЕ
  • УСЛУГИ
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
  • Поиск по сайту
  • Об архиве
    • История архива
      • Видеоролик об архиве
    • Структура архива
    • Устав архива
    • Пресса о РГАФД
    • Контактная информация
    • Схема проезда
  • Услуги
  • Читальный зал
    • Порядок использования архивных документов в читальном зале
  • Новости
  • Звуковой календарь
  • Рубрики
    • Новости
    • Звуковой календарь
    • Москва и москвичи
    • Театр в звуке
    • Архивные редкости
    • Рассказы Старого Граммофона
    • Устная история
    • История отечественной звукозаписи и фоноархивистики
  • Фонды РГАФД
    • Список фондов
    • Георгий Карпович Териков
    • Евгениия Васильевна Алтухова
  • Научно-справочный аппарат
    • База данных РГАФД
    • Обзоры фондов
      • Из истории отечественной звукозаписи и фоноархивистики
      • Гостелерадио СССР
      • Фирмы грампластинок до 1917 года
      • Личные фонды
      • Ранние советские грамзаписи
      • Зарубежные грамзаписи
      • Грамзаписи производителей местной промышленности
        • Фонд № 645. «МСХМ СССР. Завод имени Кирова «Кама»
        • Фонд № 408. «Фабрика № 1 «Пластмасс» ММП РСФСР»
        • Фонд № 409. «Фабрика № 3 «Пластмасс» треста Мосгорхимпластмасс ММП РСФСР»
        • Фонд № 632. «Студия звукозаписи. Москворецкий трест Местной промышленности Мосгорисполкома»
        • Фонд № 498. «Фабрика «Авангард» Леноблкужда Балтийской железной дороги»
        • Фонд № 636. «Местная промышленность Латвийской ССР»
        • Фонд № 637. «Завод изделий бытовой химии г. Каунас Литовской ССР»
        • Фонд № 638. «Промкомбинат Кагановичского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 695. «Промкомбинат Киевского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 696. «УРСР – Харьковский РАДНАРГОСП. Завод «Харпластмасс»
      • Фонды библиотек
        • Фонд № 768. «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова»
      • Фонды музеев
        • Фонд № 32. «Государственный культурный центр – музей В.С.Высоцкого. «Дом Высоцкого на Таганке»
        • Фонд № 365. «Музей-квартира А.Б.Гольденвейзера»
        • Фонд № 502. «Национальный музей памяти жертв нацизма в Вашингтоне»
        • Фонд № 566. «Мемориальный музей-квартира Е.Ф.Гнесиной»
        • Фонд № 584. «Государственный Центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки»
        • Фонд № 618. «Театральный музей им. А.А.Бахрушина»
      • Фонды научных организаций и государственных учебных заведений
      • Фонды общественно-политических организаций
      • Фонды благотворительных организаций
        • Фонд № 541 «Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова»
        • Фонд № 542 «Международный Благотворительный Фонд помощи юным пианистам Владимира Крайнева»
        • Фонд № 598 «Благотворительный Фонд отечественного культурного наследия "Незыбытые имена"»
      • Фонды религиозных организаций
      • Фонды зарубежных фирм грамзаписи 1906-1914 гг.
      • Фонды СМИ
      • Фонды творческих организаций
        • Фонд № 176. «Центральный дом кинематографистов (ЦДК)»
        • Фонд № 196. «Центральный дом журналистов (ЦДЖ)»
        • Фонд № 550 «Клуб любителей русского романса при ЦДА им. А.А. Яблочкиной "Хризантема"»
        • Фонд № 806 «Культурный центр " Дом-музей Марины Цветаевой"»
      • Фонды театров
        • Фонд № 615 «Государственный академический Малый театр»
        • Фонд № 616. «Белорусский академический театр им. Я. Купалы»
        • Фонд № 617. «Театр им. Ленсовета (г. Санкт-Петербург)»
        • Фонд № 635. «Московский театр "Современник"»
        • Фонд № 709. «Московский еврейский театр "Шалом"»
        • Фонд № 731. «Московский театр сатиры»
        • Фонд № 732. «Театральная компания С.А. Виноградова»
        • Фонд № 733 «Московский театр под руководством О.П. Табакова»
        • Фонд № 734. «Государственный академический театр им. Е.Б. Вахтангова»
        • Фонд № 735. «Московский театр – "Школа современной пьесы"»
        • Фонд № 736. «Государственный академический театр им. Моссовета»
        • Фонд № 737. «Московский академический театр им. Вл. Маяковского»
        • Фонд № 738. «Государственный академический Большой театр России»
        • Фонд № 739. «Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова»
        • Фонд № 740. «Московский театр "Мастерская Петра Фоменко"»
        • Фонд № 741. «Московский художественный академический театр им. А.П. Чехова»
        • Фонд № 742. «Московский театр "Сатирикон" им. А.И. Райкина»
        • Фонд № 743. «Театр на Малой Бронной»
        • Фонд № 744. «Московский театр им. М.Н. Ермоловой»
        • Фонд № 745. «Московский театр "Et Cetera"»
        • Фонд № 746. «Московский театр "Ленком"»
        • Фонд № 749. «Центральный академический драматический театр Советской Армии»
        • Фонд № 750. «Грузинский государственный академический театр имени Шота Руставели»
        • Фонд № 752. «Московский театр "Около дома Станиславского"»
        • Фонд № 753. «Центр им. Вс. Мейерхольда»
        • Фонд № 754. «Государственный академический театр комедии им. Н.П. Акимова»
        • Фонд № 755. «Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина»
        • Фонд № 756. «Академический Малый театр Европы»
        • Фонд № 211. «Театр песни "Время"»
        • Фонд № 568 «Российский академический молодежный театр»
      • Фонд "Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ)"
      • Фирма грамзаписи “Мелодия”
        • Пластинки 1952-1963 гг.
        • Пластинки 1964-1969 гг.
        • Пластинки 1969-1974 гг.
        • Пластинки 1975-1978 гг.
        • Пластинки 1979-1980 гг.
        • Пластинки 1981-1991 гг.
          • I. Оперная музыка
            • Полные записи
            • Оркестровые фрагменты оперной музыки
            • Оперные арии
          • II. Вокально-камерная музыка
          • III. Хоровая музыка
          • IV. Вокально-симфоническая музыка
          • V. Балетная музыка
          • VI. Симфоническая музыка
            • Концерты для инструмента с оркестром
            • Симфонические произведения
          • VII. Камерно-инструментальная музыка
          • VIII. Оперетта
            • Полные записи
            • Арии
            • Дуэты
            • Фрагменты оперетт
          • IX. Легкая оркестровая и танцевальная музыка
          • X. Музыка из кинофильмов
          • XI. Песни
            • Солисты
            • Дуэты, ансамбли, группы, хоровые коллективы
          • XII. Народная музыка
          • XIII. Мюзиклы
          • XIV. Театральные и эстрадные записи
            • Полные записи
            • Фрагменты
          • XV. Декламации
            • Чтение авторами своих произведений
            • Чтение произведений других авторов актерами, чтецами и т.д.
          • XVI. Инсценировки
          • XVII. Композиции
          • XVIII. Гимны
          • XIX. Речевые записи
          • XX. Лекции
          • XXI. Колокольные звоны
          • XXII. Учебные записи
          • XXIII. Другие записи
      • Внешнеторговое объединение «Международная книга»
      • Грампласттрест Наркомата тяжелой промышленности
        • История фонда № 540
        • Пластинки 1935-1947 гг.
        • Пластинки 1947-1953 гг.
        • Пластинки 1953-1960 гг.
        • Пластинки 1960-1969 гг.
    • Внутриархивные справочники
    • Тематические каталоги
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Локальные нормативные акты и иные документы РГАФД в сфере противодействия коррупции
        • Кодекс этики и служебного поведения работников РГАФД
        • Антикоррупционная политика в РГАФД
        • Положение о конфликте интересов в РГАФД
        • Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в РГАФД
        • Приказ РГАФД о порядке сообщения работниками ФКУ «Российский государственный архив фонодокументов» о получении подарка
    • Формы документов, связанных с противодействием, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • 2016 г.
      • 2015 г.
      • 2014 г.
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Вопрос – Ответ
  • Карта сайта
 
  • ЗВУКОВОЙ КАЛЕНДАРЬ
  • РУБРИКИ
  • ПРОЕКТЫ
  • НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ

Вы здесь

Главная » Рубрики » Москва и москвичи
Теги: Москва и москвичи, Москва, Сивцев Вражек, переулок Сивцев Вражек, Тургенев, Тургенев И.С., Коонен, Коонен А.Г., Герцен, Герцен А., 12 стульев, Двенадцать стульев, Ильф и Петров, Папанов, Папанов А.Д., Московский театр сатиры, Толстой, Толстой Л.Н., война и мир, Воскресенье, Качалов, Качалов В.И., Цветаева, Цветаева М.И., Пастернак, Пастернак Б.Л., Осоргин, Осоргин М.А., Нестеров, Нестеров М.В., Либединский, Либединский Ю.Н., Фадеев, Фадев А.А., Есенин, Есенин С.А., Никоненко, Никоненко С.П., Светлов, Светлов М.А., Шукшин, Шукшин В.М., Степан Разин, Вучетич, Вутетич Е.В., Богомолец, Богомолец А.А., Мясковский, Мясковский Н.Я., Катульская, Катульская Е.К., Юртайкин Б.М., Лермонтов, Лермонтов М.Ю., Матусовский, Матусовский М.Л., Соловьев-Седой, Соловьев-Седой В.И.

Переулок Сивцев Вражек

Многим название «Сивцев Вражек» представляется довольно странным, необычным. Переулок находится в самом центре Москвы. Он начинается от Гоголевского бульвара и заканчивается у Денежного переулка, пересекая при этом Большой Афанасьевский, Староконюшенный, Плотников и другие переулки. Длина Сивцева Вражка всего около 860 метров.

Когда-то на месте будущего переулка был овраг, по которому протекал ручей "Сивец", или речка "Сивка". Сивец впадал в ручей Чарторый, который протекал вдоль защитных укреплений Белого города. Название Сивец обычно связывают с "серым" – "сивым" – цветом воды в ручье. В XIX веке Сивец и Чарторый были заключены в подземные трубы. Когда именно это произошло, точно неизвестно. Утверждают, что это произошло в начале XIX века. Однако известный анархист П.Кропоткин, родившийся в 1842 г., вспоминал о ручье Сивец и описывал его как очень бурный. Одновременно с исчезновением ручья под землей, засыпан был и овраг.

Название переулка часто менялось: он побывал "Протасьевским", "Троицким", "Подьяческим"… Лишь с начала XIX века на планах Москвы появился Сивцов переулок, позднее "Вражский", и, наконец, - "Сивцев Вражек".

Заметим, что Сивцев Вражек – самый длинный из арбатских переулков. В XV – XVI веках Арбат был основной магистралью дороги на Смоленск. А Сивцев Вражек, протянувшийся параллельно Арбату, являлся своего рода дублером этой дороги. В конце XVI века переулок ограничили с обеих сторон: на востоке Белым городом (Гоголевским бульваром), с запада Земляным Валом. В районе современной Смоленской-Сенной площади Сивцев Вражек упирается в Денежный переулок.

Во второй половине XVI века основную часть населения Сивцева Вражка составляли опричники Ивана Грозного. В XVII веке здесь же жили работники дворцовых слобод Иконной, Старой Конюшенной, Плотничьей. Следы этих слобод сохранились в названиях Староконюшенного и Плотникова переулков.

В основном Сивцев Вражек застраивался после Отечественной войны 1812 г. От этой застройки в Сивцевом Вражке сохранилось немногое. Сейчас облик переулка определяют в основном здания советского периода и бывшие доходные дома конца XIX – начала XX века. 

Одним из сохранившихся памятников архитектуры является дом 24/ 2, в котором жили Тургеневы в 1831-1832 гг.  Писатель И.Тургенев (1818-1883) был знаком с поэтом И.Мятлевым (1796-1844). Мятлев, современник Пушкина и Лермонтова, воевал против Наполеона, участвовал в заграничных походах, был автором юмористических стихотворений. Одно из его произведений – «Розы» - было опубликовано в 1835 г. Первую строку этого стихотворения Тургенев использовал в одном из своих стихотворений в прозе. Эти лирические произведения Тургенев называл «стихотворениями без рифмы и размера», писал их в основном за границей в 1870-х гг. В 1879 г. появилось знаменитое стихотворение в прозе «Как хороши, как свежи были розы».

1. Коонен А.Г. - стихотворение «Как хороши, как свежи были розы» Тургенева И.С.

Запись 1960 г.

Арх. № ф. 24. Оп. 4, ед. уч. 57 (2).

Время звучания: 
4 мин. 42 сек.

sivtsev-1._turgenev.mp3

Два дома – 25/9 и 27 связаны с жизнью и творчеством известного писателя, мыслителя, революционера А.Герцена (1812-1870). Подлинный дом 25/9, в котором жил Герцен, был в свое время снесен, сейчас на этом месте его бетонная копия. А вот дом 27 сохранился и в нем сейчас работает с 1975 г. единственный в России Дом-музей Герцена, в котором собрано более 1500 экспонатов, в том числе личные вещи, портреты, автографы. Герцен жил здесь в 1843-1946 гг., общался со многими деятелями культуры: Н.Огаревым, М.Щепкиным, В.Белинским, И.Тургеневым и др. Здесь написаны такие произведения Герцена, как «Сорока-воровка». «Доктор Крупов», роман «Кто виноват?», цикл философских сочинений «Письма об изучении природы» и др.

Интересно, что дом этот описан в романе И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев» как общежитие имени монаха Бертольда Шварца. Роман «12 стульев» был первой совместной работой Ильфа и Петрова. Он появился в 1927 г., опубликован в 1928. Часть литераторов с энтузиазмом встретила это произведение, другие отнеслись холодно. Более того, с 1949 и до середины 1950-х гг. «12 стульев» и «Золотой теленок» были запрещены к печати. Позднее романы все же начали печатать, и интерес к ним лишь возрастал. Существует около 20 экранизаций романов, в том числе на Кубе, в Германии, Швеции, Австрии, США, и несколько в СССР (1971 – Л.Гайдая, в 1976 г. М.Захарова).  Со временем роман «12 стульев» стал самым цитируемым произведением в Советском Союзе. 

2. Папанов А.Д. (Воробьянинов) и Мишулин С.В. (Бендер) - Сцена у провала из спектакля «12 стульев» И.Ильфа и Е.Петрова.

Творческий вечер А.Д.Папанова. Московский театр сатиры.

Запись 08.11.1965 г.

Арх. № ф. 1, ед. уч. 5668 (2).

Время звучания: 
4 мин. 57 сек.

sivtsev-2._12_stulyev.mp3

В доме № 34 в 1850-1851 гг. жил писатель Л.Толстой. Было ему тогда 22 года. Он поселился в квартире из 5 комнат. У Толстого была привычка каждый день по вечерам писать дневник – «Журнал ежедневных занятий». Однажды, смотря в окно на улицу, Толстой пришел к идее, как написано в его дневнике 25 марта 1851 г., «написать нынешний день со всеми впечатлениями и мыслями, которые он породит». За последующие 3 недели Толстой не продвинулся дальше утра и на этом остановился. Зато мы точно знаем, что 25 марта ночь «была тихая, ясная, молодой месяц виднелся из-за красной крыши большого белого дома, снегу уже мало». Здесь же Толстой работал над первым своим большим произведением «Повесть из цыганского быта», не дошедшим до нас. В романе «Война и мир» Толстой снова вспоминает Сивцев Вражек. В эпилоге романа Н.Ростов, после войны вышедший в отставку, поселился с матерью и Соней «на маленькой квартире, на Сивцевом Вражке».

3. Качалов В.И. - Фрагмент инсценировки романа «Воскресение» Толстого Л.Н.

Арх. № ф. 1, ед. уч. 7445.

Время звучания: 
4 мин. 30 сек.

sivtsev-3._tolstoy.mp3

В 1911 г. в доме № 19 Сивцева Вражка поселилась поэтесса М.Цветаева (1892-1941) со своим женихом С.Эфроном и его сестрами в «огромной неуютной квартире» на 6 этаже. В одном из писем поэту М.Волошину в октябре 1911 г. Цветаева написала:

«У меня большое окно с видом на Кремль. Вечером я ложусь на подоконник и смотрю на огни домов и темные силуэты башен».

Поэт Б.Пастернак жил в Сивцевом Вражке в доходном доме № 12 постройки начала XX века в 1917-1918 гг. Он снимал комнату в квартире своего знакомого. Здесь он пережил самое тяжелое время военного положения, введенного в Москве 27 октября 1917 г. На улицах рыли окопы, возводились баррикады. Окоп был и рядом с домом 12. Это время Пастернак описал в романе «Доктор Живаго». О своем жилье писатель вспоминал в «Охранной грамоте»:

«В неубиравшуюся месяцами столовую смотрели с Сивцева Вражка зимние сумерки, террор, крыши и деревья Приарбатья».

Тогда же Пастернак заболел «испанкой», был в критическом состоянии. Этому периоду своей жизни он посвятил поэтический цикл «Болезнь», вошедший как составная часть в книгу «Темы и варьяции».

Писатель-эмигрант М.Осоргин (1878-1942), покинувший Россию после революции, написал роман «Сивцев Вражек», в котором описал революционные события в Москве глазами членов профессорской семьи и их друзей.

С Сивцевом Вражком связана и значительная часть жизни выдающегося русского художника М. Нестерова (1862-1942). В 1920 г. он поселился в доме № 43. К тому времени много погибло его картин, эскизов, рисунков, а еще библиотека, семейный архив, письма… Лучшие картины Нестеров передал под расписку в музеи. Все они были национализированы и сохранились, но художник больше не имел на них никакого права. Нестеров писал друзьям:

«Сейчас мое положение, как и у всех художников, т.е. критическое: картины никому не нужны… Я живу в квартире старшей дочери… Работаю много, все «впрок». Кому-нибудь в отдаленном будущем, м. б. пригодится».

В Сивцевом Вражке у Нестерова не было ни мастерской, ни места для работы («…Пишу около печки на расстоянии 2-3 аршин»). В 1937 г. зять Нестерова, профессор МГУ, был арестован и расстрелян, арестовывали и дочь Ольгу, и самого художника. Две недели Нестеров провел в тюрьме, подвергаясь допросам. «Компромата» никакого не нашли и его отпустили. Он стал болеть, но продолжал работать, создал множество замечательных портретов деятелей культуры и науки - живописцев П.и А.Кориных, скульпторов И.Шадра и В.Мухиной, физиолога И.Павлова и др. Умер Нестеров в 1942 г.

В доме 6/2 обитал писатель Ю.Либединский (1898-1959). Либединский был одним из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей – РАПП – литературного объединения в СССР, предшествовавшего Союзу писателей СССР. В разные годы гостями этого дома бывали А.Ахматова и Б.Пастернак. В годы Великой Отечественной войны Либединский воевал в ополчении, был военным корреспондентом газет «Красный воин» и «Красная звезда», и именно в Сивцев Вражек он вернулся с фронта в 1941 г. после выхода из окружения его полка. Либединский – автор повестей и романов, военных очерков и рассказов, книг для юношества, мемуаров. Либединский оставил и интересные звуковые воспоминания о послевоенной литературной жизни.

4. Либединский Ю.Н. - Фрагмент воспоминаний о творчестве и личности писателя А.А.Фадеева.

Запись 1957 г.

Арх. № ф. 1, ед. уч. 4211.

Время звучания: 
5 мин. 39 сек.

sivtsev-4._libedinsky.mp3

Дом № 44/28 связан с жизнью поэта С.Есенина. Здесь он жил в 1913 г. в квартире № 14 со своей гражданской женой А.Изрядновой. После расставания с ней Есенин приходил сюда повидаться с их общим сыном. Дом этот, бывший доходный дом, построенный в неоклассическом стиле, имел 5 этажей. В 1940 г. дому добавили 6-й этаж.

В доме № 44 с самого рождения в 1941 г. и до сего времени живет известный актер, сценарист, режиссер С.Никоненко. По его инициативе в квартире Есенина был открыт «Есенинский культурный центр» с подлинными вещами Есенина и экспозицией, посвященной его творческой и личной жизни. С.Никоненко сыграл более. Чем в 200 фильмах и сериалах, как режиссер, поставил 17 картин. Его талант востребован всегда. Недавно С.Никоненко отпраздновал 80-летие, и он полон энергии и творческих идей.

5. Никоненко С.П. - Стихотворение «Живые герои» Светлова М.А (1927 г.).

Арх. № ф. 4, ед. уч. 61117.

Время звучания: 
2 мин. 41 сек.

sivtsev-5._nikonenko.mp3

Частыми гостями в доме Никоненко были известные писатели, актеры и др., в том числе А.Миронов и В.Шукшин.

Известно, что на протяжении многих лет, еще со школьной скамьи, В. Шукшина (1929-1974) увлекала историческая фигура Степана Разина, предводителя крестьянского восстания. Более 6 лет Шукшин обдумывал роман о Степане Разине. И роман «Я пришел дать вам волю» появился как раз к 300-летию восстания, в 1969 г. Писатель представлял себе образ Разина как идеал «могучего заступника крестьянства». Готовясь к созданию романа, Шукшин изучал специальную литературу, музейные собрания Астрахани, Волгограда, Загорска, Новочеркасска, изучал историю донского казачества. Вот как Шукшин рассказывает о замысле своего романа.

6. Шукшин В.М. -  Рассказ о замысле романа о Степане Разине.

Арх. № ф. 4, ед. уч. 51038.

Время звучания: 
2 мин. 02 сек.

sivtsev-6._shukshin.mp3

Интересно, что в Сивцевом Вражке жил еще один человек, тоже очень интересовавшийся личностью Степана Разина. Дом № 9 был построен в 1972 г. Министерством обороны для высших военачальников. Здесь жили генерал армии П.Батов, А.Щеглов, В.Маргелов, летчик Г.Байдуков, маршалы А.Геловани, Н.Шестопалов и др.

Среди жильцов дома был скульптор-монументалист, академик АХ СССР, народный художник СССР Е.Вучетич (1908-1974). Он принимал участие в строительстве многих выдающихся сооружений. В своем творчестве Вучетич с большой силой воссоздал важнейшие события истории нашего государства. Под руководством Вучетича был осуществлен крупный художественный проект – создана композиция и скульптура «Воин-освободитель» в Берлине. Аллегорическая скульптура Вучетича «Перекуем мечи на орала» (1957) установлена у здания ООН в Нью-Йорке. В 1958-1967 гг. был создан мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде с грандиозной скульптурой «Родина-мать зовет». Так вот, Вучетича очень привлекала историческая фигура Степана Разина. В радиопередаче «Встреча скульптора Вучетича с молодыми рабочими Московского локомотивного депо Октябрьской железной дороги» скульптор интересно рассказывает о своей работе над образом Степана Разина.

7. Вучетич Е.В. - Фрагменты рассказа о работе над образом Степана Разина.

Радиопередача «Встреча скульптора Вучетича с молодыми рабочими Московского локомотивного депо Октябрьской железной дороги».

Запись 15.03.1960 г.

Арх. № ф. 1, ед. уч. 3748.

Время звучания: 
5 мин. 27 сек.

sivtsev-7._vuchetich.mp3

Обратим внимание также на дом № 4 – дом кооператива жилищного товарищества «Научные работники», построенный в 1928-1930 гг. Квартиру № 4 занимал видный ученый, патофизиолог и микробиолог, академик АН СССР и АМН СССР А.Богомолец (1881-1946). Он создал учение о взаимодействии опухоли и организма. Богомолец был основоположником российской и украинской патофизиологии, эндокринологии и геронтологии. В 1909 г. на защите докторской диссертации Богомольца оппонентом был академик И.Павлов и очень высоко оценил работу своего молодого коллеги. Богомолец стал самым молодым в России доктором медицины в 28 лет. В 1937 г. он изобрел иммунную цитотоксическую сыворотку, ускоряющую заживление ран. Сыворотка Богомольца широко применялась в годы великой Отечественной войны. Богомолец участвовал в создании первого в мире Института гематологии и переливания крови, затем возглавил институт. Под его руководством была разработана уникальная методика консервации донорской крови, применяемая до сих пор. Богомолец и его ученики установили универсальный донорский характер 1 группы крови. Академик Богомолец – автор множества выдающихся научных трудов.

8. Богомолец А.А. (патофизиолог) - Выступление о переливании крови.

Запись 1937 г.

Арх. № ф. 4, ед. уч. 51417.

Время звучания: 
2 мин. 05 сек.

sivtsev-8._bogomolets.mp3

Среди научных работников в доме № 4 жил к квартире № 11 и выдающийся русский композитор Н.Мясковский (1881-1950) – народный артист СССР, один из крупнейших симфонистов нашей страны. Симфоническая музыка была, пожалуй, главным направлением творчества Мясковского, хотя он создавал и камерно-инструментальную музыку и многое другое. Например, его музыкальный дебют состоялся в 1908 г. в Петербурге на вечерах современной музыки – исполнялись романсы Мясковского на стихи поэтессы З.Гиппиус. Мясковский участвовал в Первой мировой войне, после 1917 г. служил в Военно-морском генеральном штабе Балтийского флота. После переезда в Москву, новую столицу России в 1918 г., Мясковский начал участвовать в музыкальной жизни, снова писал музыку. Из-под его пера вышло 27 симфоний. Его произведениям присущи серьезность замысла, глубина мысли, богатое содержание, творческий поиск и верность традициям классической русской музыки. Произведения Мясковского высоко оценивали музыканты и слушатели. Мясковский вошел в историю советской музыкальной культуры как честный, бескомпромиссный русский интеллигент. 

9. Катульская Е.К. (сопрано) и Юртайкин Б.М. (фортепиано) - Романс «Они любили друг друга» (Н.Я.Мясковский, стихи М.Ю.Лермонтова).

Арх. № ф. 540, оп. 7г, ед. уч. 169.

Время звучания: 
2 мин. 29 сек.

sivtsev-9._myaskovsky.mp3

Одной из достопримечательностей Сивцева Вражка можно считать дом № 15, или «дом-трилистник». Он построен по проекту интересного архитектора Н.Ладовского. Это здание интересной формы, построенное в 1930-1932, 168 квартир предназначались для партийных лидеров, работников НКВД, сотрудников Госплана, видных ученых и т.д.  В Сивцевом Вражке этот дом был «рекордсменом» по числу расстрелянных жильцов – их было около 20 человек. Ладовский считался в то время лидером рационализма. Он реформировал систему архитектурного образования в СССР. Его методика строилась на двух принципах: проектирование здания начинать не от плана к форме, а наоборот – от композиции к проекции. «Дом-трилистник» как раз полностью отвечает этой концепции. Ладовский мастерски вписал здание в имеющееся пространство на углу Сивцева Вражка и Староконюшенного переулка. На методике Ладовского до сих пор строится обучение будущих архитекторов. В доме № 15 в разные годы жили академик Е.Варга (политэкономия), Е.Пастернак (литературовед, сын поэта Б.Пастернака), артист А.Кайдановский.

Это был и дом известного поэта М.Матусовского (1915-1990), автора наших самых любимых и известных песен «Школьный вальс», «Это было недавно, это было давно», «Крейсер Аврора», «Вместе весело шагать» и многих других. В этом доме родилась и всемирно известная песня «Подмосковные вечера».

10. Фрагмент радиопередачи «Песни М.Матусовского» с рассказом автора о создании песни. 

Трошин В.К. - Песня «Подмосковные вечера» (Соловьев-Седой В.И., стихи М.Л.Матусовского).

Запись 28.03.1973 г.

Арх. № ф. 1, ед. уч. 6515.

Время звучания: 
5 мин. 38 сек.

sivtsev-10._matusovsky.mp3

На этом мы закончим наш обзор достопримечательных строений Сивцева Вражка. Возможно, он получился немного сумбурным – о домах пишем не по порядку и т.д. Но, думается видно, какой огромный пласт отечественной культуры связан с этим небольшим переулком.

 
 
 
 
 

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2022.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

  • Забыли пароль?