Сибиряков Лев Михайлович
Сибиряков (настоящая фамилия Спивак Лейб Моисеевич) Лев Михайлович) (1869 - 1938 (в некоторых источниках 1942) гг.) - артист оперы (высокий бас).
Мальчик с детства обладал великолепным голосом, поэтому еще ребенком часто пел в синагогальном хоре. Серьезно заниматься пением начал в Одессе, где и началась его сценическая карьера. Затем совершенствовался в Милане у Ч. Росси.
В 1895 г. певец дебютировал под псевдонимом Спиваккини в Италии, где выступал в Неаполе в театре «Сан-Карло», Милане, где был приглашен знаменитым дирижером А. Тосканини в театр «Ла Скала». Итальянская вокальная школа определила его дальнейшую исполнительскую манеру. Возвратившись на Родину в конце 1890-х гг., он с успехом гастролировал по городам России в составе сначала оперной труппы из Петербурга, затем в различных провинциальных русских оперных театрах, в том числе в Киеве, Харькове, Баку и Тифлисе. Публика восторженно встречала выступления певца, программу которых составляли арии классического оперного репертуара и популярные народные песни. Следующим шагом стало приглашение на сцену великого Мариинского театра. Но в связи с тем, что евреям путь в Мариинский театр был закрыт, Лейб Моисеевич Спивак прошел обряд крещения и принял новое имя и отчество – Лев Михайлович и взял фамилию своей жены. Так он стал Сибиряковым. Только после этого он стал солистом знаменитой Мариинки – Императорского оперного театра, на сцене которого пел с 1909 по 1921 г.
В 1902 и 1903 гг. певец выступал также в московском Большом театре. Гастролировал в Тифлисе, Харькове, Бостоне, Лондоне, Берлине, Париже, Брюсселе.
Ария Сусанина «Чуют правду» из 4 д. оперы «Жизнь за царя» (М.И. Глинка).
Запись 1908 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1484.
В конце 1921 г. (в некоторых источниках в 1922 г.) он эмигрировал в Польшу и с успехом продолжал выступать в странах Западной Европы. Как и Ф.И. Шаляпин Лев Михайлович активно пропагандировал русское оперное искусство. В 1932 г. один сезон он проработал в театре в Монте-Карло.
С начала 1930-х гг. жил в Варшаве, где преподавал в Варшавской консерватории (профессор).
Л.М. Сибиряков обладал ровным, мощным голосом мягкого тембра. Владел искусством филировки и пения mezza voce. Современники часто сравнивали голос певца со звуком виолончели и органа.
Его партнерами по сцене часто были Л.В. Собинов и Ф.И. Шаляпин.
Ариозо Мефистофеля у церкви из 4 д. оперы «Фауст» (Ш. Гуно).
Запись 1909 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1546.
Материал подготовлен сотрудниками РГАФД
