Jump to navigation

Российский государственный архив фонодокументов
Российский государственный
архив фонодокументов
  • ОБ АРХИВЕ
  • УСЛУГИ
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
  • Поиск по сайту
  • Об архиве
    • История архива
      • Видеоролик об архиве
    • Структура архива
    • Устав архива
    • Пресса о РГАФД
    • Контактная информация
    • Схема проезда
  • Услуги
  • Читальный зал
    • Порядок использования архивных документов в читальном зале
  • Новости
  • Звуковой календарь
  • Рубрики
    • Новости
    • Звуковой календарь
    • Москва и москвичи
    • Театр в звуке
    • Архивные редкости
    • Рассказы Старого Граммофона
    • Устная история
    • История отечественной звукозаписи и фоноархивистики
  • Фонды РГАФД
    • Список фондов
    • Георгий Карпович Териков
    • Евгениия Васильевна Алтухова
  • Научно-справочный аппарат
    • База данных РГАФД
    • Обзоры фондов
      • Из истории отечественной звукозаписи и фоноархивистики
      • Гостелерадио СССР
      • Фирмы грампластинок до 1917 года
      • Личные фонды
      • Ранние советские грамзаписи
      • Зарубежные грамзаписи
      • Грамзаписи производителей местной промышленности
        • Фонд № 645. «МСХМ СССР. Завод имени Кирова «Кама»
        • Фонд № 408. «Фабрика № 1 «Пластмасс» ММП РСФСР»
        • Фонд № 409. «Фабрика № 3 «Пластмасс» треста Мосгорхимпластмасс ММП РСФСР»
        • Фонд № 632. «Студия звукозаписи. Москворецкий трест Местной промышленности Мосгорисполкома»
        • Фонд № 498. «Фабрика «Авангард» Леноблкужда Балтийской железной дороги»
        • Фонд № 636. «Местная промышленность Латвийской ССР»
        • Фонд № 637. «Завод изделий бытовой химии г. Каунас Литовской ССР»
        • Фонд № 638. «Промкомбинат Кагановичского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 695. «Промкомбинат Киевского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 696. «УРСР – Харьковский РАДНАРГОСП. Завод «Харпластмасс»
      • Фонды библиотек
        • Фонд № 768. «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова»
      • Фонды музеев
        • Фонд № 32. «Государственный культурный центр – музей В.С.Высоцкого. «Дом Высоцкого на Таганке»
        • Фонд № 365. «Музей-квартира А.Б.Гольденвейзера»
        • Фонд № 502. «Национальный музей памяти жертв нацизма в Вашингтоне»
        • Фонд № 566. «Мемориальный музей-квартира Е.Ф.Гнесиной»
        • Фонд № 584. «Государственный Центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки»
        • Фонд № 618. «Театральный музей им. А.А.Бахрушина»
      • Фонды научных организаций и государственных учебных заведений
      • Фонды общественно-политических организаций
      • Фонды благотворительных организаций
        • Фонд № 541 «Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова»
        • Фонд № 542 «Международный Благотворительный Фонд помощи юным пианистам Владимира Крайнева»
        • Фонд № 598 «Благотворительный Фонд отечественного культурного наследия "Незыбытые имена"»
      • Фонды религиозных организаций
      • Фонды зарубежных фирм грамзаписи 1906-1914 гг.
      • Фонды СМИ
      • Фонды творческих организаций
        • Фонд № 176. «Центральный дом кинематографистов (ЦДК)»
        • Фонд № 196. «Центральный дом журналистов (ЦДЖ)»
        • Фонд № 550 «Клуб любителей русского романса при ЦДА им. А.А. Яблочкиной "Хризантема"»
        • Фонд № 806 «Культурный центр " Дом-музей Марины Цветаевой"»
      • Фонды театров
        • Фонд № 615 «Государственный академический Малый театр»
        • Фонд № 616. «Белорусский академический театр им. Я. Купалы»
        • Фонд № 617. «Театр им. Ленсовета (г. Санкт-Петербург)»
        • Фонд № 635. «Московский театр "Современник"»
        • Фонд № 709. «Московский еврейский театр "Шалом"»
        • Фонд № 731. «Московский театр сатиры»
        • Фонд № 732. «Театральная компания С.А. Виноградова»
        • Фонд № 733 «Московский театр под руководством О.П. Табакова»
        • Фонд № 734. «Государственный академический театр им. Е.Б. Вахтангова»
        • Фонд № 735. «Московский театр – "Школа современной пьесы"»
        • Фонд № 736. «Государственный академический театр им. Моссовета»
        • Фонд № 737. «Московский академический театр им. Вл. Маяковского»
        • Фонд № 738. «Государственный академический Большой театр России»
        • Фонд № 739. «Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова»
        • Фонд № 740. «Московский театр "Мастерская Петра Фоменко"»
        • Фонд № 741. «Московский художественный академический театр им. А.П. Чехова»
        • Фонд № 742. «Московский театр "Сатирикон" им. А.И. Райкина»
        • Фонд № 743. «Театр на Малой Бронной»
        • Фонд № 744. «Московский театр им. М.Н. Ермоловой»
        • Фонд № 745. «Московский театр "Et Cetera"»
        • Фонд № 746. «Московский театр "Ленком"»
        • Фонд № 749. «Центральный академический драматический театр Советской Армии»
        • Фонд № 750. «Грузинский государственный академический театр имени Шота Руставели»
        • Фонд № 752. «Московский театр "Около дома Станиславского"»
        • Фонд № 753. «Центр им. Вс. Мейерхольда»
        • Фонд № 754. «Государственный академический театр комедии им. Н.П. Акимова»
        • Фонд № 755. «Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина»
        • Фонд № 756. «Академический Малый театр Европы»
        • Фонд № 211. «Театр песни "Время"»
        • Фонд № 568 «Российский академический молодежный театр»
      • Фонд "Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ)"
      • Фирма грамзаписи “Мелодия”
        • Пластинки 1952-1963 гг.
        • Пластинки 1964-1969 гг.
        • Пластинки 1969-1974 гг.
        • Пластинки 1975-1978 гг.
        • Пластинки 1979-1980 гг.
        • Пластинки 1981-1991 гг.
          • I. Оперная музыка
            • Полные записи
            • Оркестровые фрагменты оперной музыки
            • Оперные арии
          • II. Вокально-камерная музыка
          • III. Хоровая музыка
          • IV. Вокально-симфоническая музыка
          • V. Балетная музыка
          • VI. Симфоническая музыка
            • Концерты для инструмента с оркестром
            • Симфонические произведения
          • VII. Камерно-инструментальная музыка
          • VIII. Оперетта
            • Полные записи
            • Арии
            • Дуэты
            • Фрагменты оперетт
          • IX. Легкая оркестровая и танцевальная музыка
          • X. Музыка из кинофильмов
          • XI. Песни
            • Солисты
            • Дуэты, ансамбли, группы, хоровые коллективы
          • XII. Народная музыка
          • XIII. Мюзиклы
          • XIV. Театральные и эстрадные записи
            • Полные записи
            • Фрагменты
          • XV. Декламации
            • Чтение авторами своих произведений
            • Чтение произведений других авторов актерами, чтецами и т.д.
          • XVI. Инсценировки
          • XVII. Композиции
          • XVIII. Гимны
          • XIX. Речевые записи
          • XX. Лекции
          • XXI. Колокольные звоны
          • XXII. Учебные записи
          • XXIII. Другие записи
      • Внешнеторговое объединение «Международная книга»
      • Грампласттрест Наркомата тяжелой промышленности
        • История фонда № 540
        • Пластинки 1935-1947 гг.
        • Пластинки 1947-1953 гг.
        • Пластинки 1953-1960 гг.
        • Пластинки 1960-1969 гг.
    • Внутриархивные справочники
    • Тематические каталоги
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Локальные нормативные акты и иные документы РГАФД в сфере противодействия коррупции
        • Кодекс этики и служебного поведения работников РГАФД
        • Антикоррупционная политика в РГАФД
        • Положение о конфликте интересов в РГАФД
        • Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в РГАФД
        • Приказ РГАФД о порядке сообщения работниками ФКУ «Российский государственный архив фонодокументов» о получении подарка
    • Формы документов, связанных с противодействием, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • 2016 г.
      • 2015 г.
      • 2014 г.
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Вопрос – Ответ
  • Карта сайта
 
  • ЗВУКОВОЙ КАЛЕНДАРЬ
  • РУБРИКИ
  • ПРОЕКТЫ
  • НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ

Вы здесь

Главная » Рубрики » Рассказы Старого Граммофона
Теги: Рассказы Старого Граммофона, Северский, Северский Николай, Северский Н.Г., оперетта, эстрада, композитор, режиссер, летчик, цыганский романс, романс, Тифлис, Штраус, Штраус И., Планкетт Р., опера, Морфесси, Морфесси Ю.С., Екатерининский театр

Северский Николай Георгиевич - артист оперетты, композитор, режиссер, летчик

 

Здравствуйте, мои дорогие любители музыки! Давненько я не баловал Вас своими рассказами… Но я времени зря не терял. Покопался в своих архивах, журналах, книжках. Сколько же всего интересного я нашел, о скольких интересных историях мне сразу же захотелось Вам рассказать! Годы уходят, лица и имена стираются из людской памяти… И только старая граммофонная пластинка, тихо шурша, возвращает нас в прошлое.

Вот про такую забытую страничку русской истории я хочу Вам рассказать.

 

Северский Николай Георгиевич (наст. фам. Прокофьев-Северский) (1875-1941), артист оперетты, эстрады, композитор, режиссер, летчик. Родился 2 ноября 1875 г. (по старому стилю) в г. Тифлис. Был выходцем из старинного дворянского рода, потомственных военных. Отец Николая - Георгий Прокофьев служил в инженерных войсках в чине полковника, участвовал в строительстве Военно-Грузинской дороги на Кавказе. Николай не изменил этой традиции, тоже пошел по стопам отца и поступил на военную службу в чине поручика. Но его тяготила служба в полку, он страстно увлекся музыкой. Обладая приятным тембром голоса, блистательно исполнял цыганские романсы под гитару. В скором времени 20-летний молодой офицер оставил службу и начал гастролировать по российской провинции в составе труппы, куда входили гармонист-куплетист Петр Невский и певец Сеня Садовников. Возглавлял этот небольшой коллектив композитор Яков Пригожий. Тогда-то и родился сценический псевдоним – Северский.  В 1893 г. выступал на театральных сценах в Тифлисе. 

Но кафешантанная эстрада с ее развеселыми нравами со временем стала тяготить артиста и Николай Северский принял решение перебраться в Петербург и дебютировать на сцене столичной оперетты.

Карьера развивалась стремительно. С середины 1890-х гг. его имя вошло в моду среди театралов. 

Песня Зупана из 1 д. оперетты И.Штрауса "Цыганский барон" 
Запись 1911 г.

Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 2887

Время звучания: 
2 мин. 41 сек.

severskiy-1._pesnya_zupana.mp3

В 1895 -1898 гг. он уже выступал с одной из самых успешных исполнительниц старинных русских и цыганских романсов Раисой Раисовой в театре, принадлежавшем известному французскому антрепренёру Шарлю Омону. Работать артисту приходилось на два города - в Москве и Санкт-Петербурге. Николай Северский обладал приятным баритоном, был артистичен и красив. 

"Зачем" ("Скажи, зачем…"), цыганский романс (А.М.Давыдов, сл. Л.Эсбера) 
Запись 1905 г.

Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1102

Время звучания: 
2 мин. 15 сек.

severskiy-2._zachem.mp3

В 1897 г. в свой бенефис исполнил отечественную оперетту «Хаджи-Мурат» композитора И.Ф.Деккер-Шенка. С 1899 г. Н.Г.Северский занял ведущее положение в петербургском театре «Буфф» под управлением знаменитого предпринимателя П.В.Тумпакова. В 1910 г. певица Валентина Пионтковская организовала в Петербурге свой театр оперетты, под названием «Пассажъ», где Н.Г.Северский тоже дебютировал как премьер оперетты. Помимо этого Н.Г.Северский играл драматические роли в Суворинском и Панаевском театрах. 

Ария Маркиза "Ходил три раза кругом света" из 1 д. оперетты Р.Планкетта "Корневильские колокола" 
Запись 1909 г.

Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1311.

Время звучания: 
2 мин. 18 сек.

severskiy-3._ariya_markiza.mp3

В 1906 г. Н.Г.Северский организовал и возглавил свой театр оперетты - Екатерининский театр в Санкт-Петербурге, арендовав помещения в здании Екатерининского общественного собрания. 11 декабря 1906 г. в этом театре состоялась премьера комической оперы Р. Планкетта «Рай Магомета», солировал Николай Северский. На сцене этого театра шли не только оперетты, но и злободневные обозрения и пародии. Вскоре в театре прошла премьера новой, созданной Н.Г. Северским «мозаики» «Цыганские романсы в лицах», в которой традиции оперетты дополнялись цыганскими мелодиями и сюжетами и разыгрывались как законченные драматические сценки. Это представление стало своеобразным прообразом театрализованного песенного концерта. Сам Н.Г.Северский стал автором ряда романсов в этой постановке. Для участия в спектакле была приглашена юная Мина Дулькевич, среди  почитателей которой были писатели Александр Куприн и Леонид Андреев. Особый успех у публики имела оперетта-пародия «Жизнь человека» по одноименной пьесе Л.Н.Андреева. В главной роли был занят приглашенный из провинции Ю.С.Морфесси, для которого Николай Георгиевич Северский стал фактически «крестным отцом» в мире большой эстрады. Сам Н.Г.Северский в этой постановке в ряде сцен исполнял романсы.

"Приходи", романс (Гай, сл. неизв. автора) 
Запись 1915 г.

Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 41 (3)

Время звучания: 
2 мин. 32 сек.

severskiy-4._prihodi.mp3

Среди прочих опереточных трупп коллектив театра Н.Г.Северского отличался качественным репертуаром и серьезным отношением к сценическим постановкам. Как писало издание «Обозрения театров»:

«Екатерининский театр стал среди нынешних опереточных… чем-то вроде Художественного».

Помимо театральной деятельности Н.Г.Северский много гастролировал по стране с концертными программами. Самым популярным в его исполнении был романс «Хризантемы», автором которого была переводчица и драматург баронесса Александра Игнатьевна Радошевская. 

"Хризантемы", романс (муз. и сл. А.И.Радошевской) 
Запись 1907 г.

Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1470 (1)

Время звучания: 
2 мин. 37 сек.

severskiy-5._hrizantemy.mp3

Сам он был не только талантливым исполнителем, но и автором ряда романсов. 

"Нет, сердце, не грусти", романс (Н.Г.Северский, сл. неизв. автора) 
Запись 1913 г.

Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 947 (1)

Время звучания: 
2 мин. 17 сек.

severskiy-6._net_serdce_ne_grusti.mp3

Николай Георгиевич являлся также одним из пионеров граммофонной записи, записывал на граммофонные пластинки романсы и арии из оперетт. Н.Г.Северский был весьма востребован российскими граммофонными компаниями. Самые ранние из записанных им песен датированы 1901 г. и были выпущены компанией «Berliner Gramophone Co.». Например, цыганский романс «Я обожаю тебя» и «Песня соловья» из комической оперетты «Продавец птиц» австрийского композитора К.Целлера. 

Слава и доходы модного артиста росли не по дням, а по часам. Он становится богатым и знаменитым. Удачно сложилась и семейная жизнь артиста. Свою первую супругу Веру Прессман, которая была популярной актрисой и певицей, Николай встретил в 1893 г. во время выступления на сцене в Тифлисе. В этом браке родилось два сына – Александр и Георгий. Развелись супруги, когда их сыновья были еще подростками. Второй женой артиста стала Барбара Човикин, в браке с которой родилась дочь Ника.

За 6 лет до начала Первой мировой войны в жизни семьи Прокофьевых - Северских произошли неожиданные перемены. Всё началось с воскресной поездки всей семьи в Гатчину. В пригороде Петербурга по дороге на Лугу и Псков расположился Гатчинский дворец. Здесь, на военном поле Кирасирского полка, впервые в России ещё 11 октября 1909 г. французский механик Жорж Леганье продемонстрировал публике пилотаж летательного аппарата типа «Вуазен» с мотором. Это поле вскоре стало первым аэродромом России, на котором началась подготовка лётных кадров и испытания новых самолётов. Торжественное открытие Гатчинского аэродрома состоялось 26 марта 1911 г. Посмотреть на аэропланы и полюбоваться их полётами в Гатчину приезжало все петербургское высшее общество. Поездка в Гатчину закончилась для семьи Прокофьевых - Северских страстным увлечением авиацией. После первой поездки Николай Георгиевич с выросшими сыновьями Сашей и Жоржем зачастил в Гатчину. Газета «Русское слово» за 1910 г. писала:

«Опереточный певец Северский начинает на днях обучаться полетам на моноплане «Блерио». Для этого он переезжает на временное жительство в Гатчину. Весною Северский предпримет большое турне по России в качестве дипломированного летчика».

В сентябре 1911 г. Николай Георгиевич окончил летную школу и, получив диплом Всероссийского аэроклуба за № 48, стал одиннадцатым по счету русским летчиком.

Вскоре возникла идея купить собственный самолет «Фарман» и арендовать для него место на Гатчинском аэродроме, в ангаре Всероссийского аэроклуба. Аэроплан был приобретен за 14 тысяч рублей. Помимо отца на нем летал и его младший сын Георгий. 

Для Николая Георгиевича увлечение авиацией оставалось захватывающим увлечением. Но в 1914 г. началась Первая мировая война и он решил, что навыки пилота-любителя могут оказаться для Отечества более востребованы, чем его талант артиста. Он добровольно из запаса вступил в действующую армию, сохранив звание поручика. Был назначен лётным инструктором в Гатчине. Вскоре 45-летний поручик был направлен на боевую работу в Эскадру воздушных кораблей «Илья Муромец». Но заболел воспалением лёгких и оказался в госпитале. После выздоровления Николай Георгиевич вновь вернулся на инструкторскую работу в Гатчину. Сыновья Северского - Александр и Георгий – пошли по стопам отца, став отличными пилотами. Младший сын Георгий служил вместе с отцом. Старший сын, мичман Александр Прокофьев в конце июня 1915 г. успешно сдал выпускной экзамен в Офицерских курсах авиации Политехнического института и получил звание морского лётчика. Он также участвовал в боях Первой мировой войны, потерял ногу, но, невзирая на ранение, продолжал службу. В боевом вылете 1 октября 1917 г. совершил вынужденную посадку в немецком тылу, сжёг самолёт и, пройдя свыше 30 вёрст, вышел в расположение своих войск. К моменту Октябрьской революции 1917 г. лейтенант А.Н.Прокофьев-Северский был одним из самых известных лётчиков-асов в России. Именно он стал прототипом героя рассказа «Сашка и Яшка» А.И.Куприна, близко знавшего семью Прокофьевых-Северских.

Революцию 1917 г. Николай Георгиевич Северский не принял категорически. Воевал с красными в составе Белой армии. Во время Гражданской войны пути Н.Г.Северского с сыном Георгием и путь второго его сына Александра разошлись. В 1920 г. Николай Георгиевич эмигрировал вместе с Георгием сначала в Константинополь. Здесь он играл в составе местной опереточной труппы «Принтания», выступавшей под руководством Давецкой и Ардатова.

В 1923 г. он с Георгием перебрался во Францию, в Париж, где прожил всю свою оставшуюся жизнь со второй женой и дочерью Никой. 

Живя во Франции, он вел активную общественную жизнь, продолжая заниматься театральными постановками. В 1924 г. он являлся Вице-председателем Союза русских летчиков во Франции. Входил в Лигу монархистов, был член правления Лиги. Одновременно выступал, в том числе вместе с сыном Георгием, в концертах, на вечерах в клубе Союза русских писателей и журналистов. Работал артистом и режиссером в Русском театре К.Я.Григоровича-Тинского и Н.Р.Литвинова, где в 1927 г. поставил спектакли «Ревизор» Н.В.Гоголя и «Белая гвардия» М.А.Булгакова. Осуществил постановку спектакля по пьесе драматурга, эмигранта А.М.Ренникова «Галлиполи». Стал автором оперетты «Цыганские романсы в лицах», премьера которой состоялась в театре Русской оперетты в 1938 г. После войны спектакль был возобновлен.

Николай Георгиевич Северский также снимался в кино. В 1925 г. вышла шведская черно-белая немая эпическая историческая военная драма режиссера Дж.Бруниуса в 2-х частях «Карл XII», в которой роль царя Петр I сыграл Н.Г.Северский. 5 декабря 1925 г. в Париже состоялась премьера французской черно-белой немой драмы режиссера Г.Равеля «Адвокат» по пьесе Е.Бриё. Роль отца графа де Кодре исполнил Николай Северский. 

С 1933 по 1941 гг. он являлся членом приходского совета храма Христа Спасителя в Аньере под Парижем, в 1933 г. был казначеем прихода. С 1936 по 1941 гг. работал редактором и издателем «Приходского листка», выпустил 53 номера. 

Николай Георгиевич Северский умер во Франции в период немецкой оккупации 4 апреля 1941 г. на 66-м году жизни. Похоронен на кладбище коммуны Курбевуа северо-западного пригорода Парижа. 

P.S.  Старший сын, Александр Прокофьев-Северский в 1927 г. стал гражданином США. Основал компанию, где являлся авиаконструктором и владельцем фирмы. К концу Второй мировой войны А.Н.Прокофьев-Северский был признанным военным авторитетом и имел должность консультанта по военным делам при правительстве США. Считался лучшим военным специалистом по боям в воздухе. Был удостоен многочисленных наград. В последние годы жизни увлекся проблемами защиты окружающей среды. Но до конца своей жизни оставался консультантом ВВС США и лектором Авиационного университета. 

Младший сын, Георгий Николаевич Прокофьев-Северский унаследовав музыкальность отца и имея красивый и приятный голос, живя в Париже, стал выступать как исполнитель старинных русских романсов и современных западных популярных песен, записал несколько пластинок. В 1950 г. переехал в США. Работал экспертом в авиационных фирмах своего брата А.Н. Северского. Параллельно продолжал выступать с концертами и записывать пластинки под псевдонимом «Жорж Северский».

 
 
 
 
 

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2022.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

  • Забыли пароль?