РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

Русский оперный певец Владимир Розинг

Версия для печати
 
 
 
Владимир Сергеевич Розинг (1890 - 1963 гг.)
 
 
 
 
 
Здравствуйте, мои дорогие любители музыки! Давненько я не баловал Вас своими рассказами… Но я времени зря не терял. Покопался в своих архивах, журналах, книжках. Сколько же всего интересного я нашел, о скольких интересных историях мне сразу же захотелось Вам рассказать! Годы уходят, лица и имена стираются из людской памяти… И только старая граммофонная пластинка, тихо шурша, возвращает нас в прошлое. Вот про такую забытую страничку русской истории я хочу Вам рассказать.

 

 

 

Владимир Сергеевич РОЗИНГ (1890 — 1963 гг.), артист оперы (тенор). Он является одной из самых значительных фигур среди русских музыкантов в эмиграции. Совершенно неизвестный на родине, для современников на Западе он был артистом, мало чем уступавшим по силе своего таланта великому Ф.И.Шаляпину. Масштаб и самобытность его дарования уникальны.

Певец родился в семье адвоката. Окончил юридический факультет Петербургского университета, но всю свою жизнь посвятил музыке. Вокально-музыкальное образование получил у выдающегося певца и педагога И.В.Тартакова. В 1910 г. дебютировал в салонном концерте в Петербурге (вместе с 9-летним скрипачом Я.Хейфецем). Успех побудил В.С.Розинга продолжить занятия, он уехал за границу, где брал уроки у нескольких известных педагогов и артистов, представлявших разные вокальные школы - в Лондоне у Дж.Пауэра, в Париже у Дж.Сбрилья и у Я.Решке. В 1912 г. дебютировал на сцене в петербургском Театре музыкальной драмы.
    

Песня Левко "Спи, моя красавица" из 3 д. оперы "Майская ночь" (Н.А.Римский-Корсаков)
Запись 1913 г. (ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1651) 
 
 

Певец быстро завоевывал популярность и уже в 1913 г. дал в Лондоне сольный концерт в Альберт Холле. Успех задержал Владимира Сергеевича в Англии надолго, но после 1917 г. с Родиной он оказался разлучен навсегда. С 1914 г. он стал директором лондонского оперного театра "Kingaway". С 1915 г. с успехом гастролировал на оперных сценах Лондона, Парижа, Брюсселя, Мадрида. С 1921 г. жил в США, где выступал до конца 1920-х гг. на оперных сценах, в т. ч. в Нью-Йорке и Чикаго. Певец обладал мощным голосом красивого тембра, виртуозной вокальной техникой и ярким драматическим талантом. Его часто называют артистом «шаляпинского типа», т.к. он пренебрегал приемами академического вокала для достижения большей убедительности в подаче образа. Его исполнение - это театр одного актера. В своих трактовках произведений он был совершенно независим от сложившихся привычных интерпретаций, над ним не довлели ставшие классическими исполнительские традиции таких авторитетов как Ф.И.Шаляпин. Певец создавал совершенно новые прочтения ролей, часто потрясающие по своей убеждающей силе. Талант певца высоко ценил ирландский драматург и общественный деятель Б.Шоу, считавший Ф.И.Шаляпина и В.С.Розинга самыми выдающимися оперными певцами ХХ века.    

Романс Вертера "О, не буди меня" из 3 д. оперы "Вертер" (Ж.Массне)
Запись 1912 г. (Арх.№ Г-70267) 


Постепенно основным видом исполнительской деятельности Владимира Сергеевича стали камерные концерты. Его репертуар состоял преимущественно из произведений русских композиторов, включая и малоизвестные. В 1913-1921 гг. только в Лондоне он дал 104 концерта. В годы Первой мировой войны выступал в США, где дал серию концертов из произведений М.П.Мусоргского под названием «Душа России», сбор от первого же концерта - около 80 тысяч французских франков он передал через Международный Красный Крест в фонд помощи голодающим Поволжья. Позднее исполнил по радио романс «Голод» Ц.А.Кюи на нескольких языках и призвал слушателей помочь голодающей России. На его призыв откликнулись 500 тысяч граждан США и Канады. В годы Второй мировой войны певец принимал активное участие в фонде помощи России. Помимо исполнительской деятельности, он работал также в качестве режиссёра. В 1915 г. осуществил постановку в лондонском театре «Друри-Лейн» оперы «Пиковая дама» П.И.Чайковского. Летом 1921 г. совместно с дирижёром сэром Эдриеном Боултом и режиссёром Ф.Ф.Комиссаржевским осуществил постановки «Служанка-госпожа» Дж.Паизиелло, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Паяцы» Р.Леонкавалло. В 1927-1931 гг. являлся директором организованной им «Американской оперной компании», с которой гастролировал по США (эта труппа считалась одной из лучших после «Метрополитен-Опера»). С 1931 г. вновь жил в Лондоне, где вместе с дирижёром А.Коутсом основал компанию «Британская музыкально-драматическая опера». С 1939 г. работал в качестве режиссёра и продюсера оперных постановок в Лос-Анжелесе. После 1943 г. он был главным режиссёром Нью-Йоркской городской оперы. В 1950-х гг. осуществил ряд постановок в Чикагской опере. Его авторитет в музыкальном мире Америки был очень высок. Хотя значительную часть карьеры В.С.Розинга занимали постановки опер, его основной заслугой и вкладом в музыкальную жизнь Англии и Америки стало несомненно то, что он представлял репертуар русской камерно-вокальной музыки для нерусской аудитории. В Англии и Америке и по сей день В.С.Розинг считается лучшим исполнителем песен М.П.Мусоргского. Концертная деятельность артиста не прерывалась вплоть до 1940-х гг., несмотря на всю его занятость.

 

Материал подготовлен сотрудниками РГАФД

 

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика