РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

Русский оперный певец Михаил Каракаш

Версия для печати
 
 
 
Михаил Николаевич Каракаш
(1887 - 1937)
 
 
 
 
 
Здравствуйте, мои дорогие любители музыки! Давненько я не баловал Вас своими рассказами… Но я времени зря не терял. Покопался в своих архивах, журналах, книжках. Сколько же всего интересного я нашел, о скольких интересных историях мне сразу же захотелось Вам рассказать! Годы уходят, лица и имена стираются из людской памяти… И только старая граммофонная пластинка, тихо шурша, возвращает нас в прошлое. Вот про такую забытую страничку русской истории я хочу Вам рассказать.

 

 

 

Михаил Николаевич Каракаш (1887 - 1937), лирико-драматический баритон. Родился в семье профессора геологии Петербургского университета. Пению обучался сначала под руководством своей матери - ученицы знаменитой певицы Н.А.Ирецкой. Окончил историко- филологический факультет Петербургского университета и в 1910 г. - Петербургскую консерваторию по классу профессора С.И.Габеля. Выступая в конкурсе молодых певцов за право петь на сцене Мариинского театра, молодой Михаил Каракаш исполнил заглавную партию в первом дебютном спектакле «Евгений Онегин» П.И.Чайковского в ансамбле с оперными «звездами» - Л.В.Собиновым, А.Ю.Больской, Е.И.Збруевой, В.И.Касторским.    

Сцена и ария Онегина "Когда бы жизнь домашним кругом" из 3 к. 1 д. оперы "Евгений
Онегин (П.И.Чайковский)
Запись 1913 г. (Арх.№ ф. 36, оп. 1, ед. уч. 423)

 Критика и пресса отметили исключительный успех дебютанта, а после «второго дебюта» - партии Грязного в «Царской невесте» Н.А.Римского- Корсакова - он был принят в труппу Мариинского театра на первые партии лирического баритона. В сезоне 1911-1912 гг. певец был единственным исполнителем партии Князя Елецкого в «Пиковой даме» П.И.Чайковского во всех спектаклях.     

Ария князя Елецкого "Я вас люблю" из 1 к. 2 д. оперы "Пиковая дама" (П.И. Чайковский)

Запись 1913 г. (Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 407) 

В «Лакме» Л.Делиба в 1911 г. он впервые выступил в одном спектакле с Ф.И.Шаляпиным. М.Н.Каракаш стал основным исполнителем партии Онегина в Мариинском театре. В 1912 г. он впервые исполнил одну из самых знаменитых своих ролей - Фигаро в «Севильском цирюльнике» Дж.Россини. Михаил Николаевич Каракаш стал лучшим Фигаро на русской сцене. В «Севильском цирюльнике» М.Н.Каракаш и Ф.И.Шаляпин вместе спели более 20 спектаклей. Летом 1913 г. артист ездил в Милан для занятий с известным профессором В.Вандзо, а годом ранее состоялись его первые зарубежные выступления - певец гастролировал в Вене, Берлине, Праге и Будапеште. В 1915-1917 г. М.Н.Каракаш, помимо Мариинского театра, регулярно выступал на сцене Театра музыкальной драмы (ТМД) в Петербурге, гастролировал в Одессе, Киеве, Харькове, Тифлисе. С 1918-1919 гг. выступал в Москве (Большом театре, театре Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, бывшей Опере С.И.Зимина), с июня 1918 г. вместе с Ф.И.Шаляпиным, А.В.Неждановой и др. исполнителями вошел в состав Первого театрального кооперативного товарищества в России. С апреля 1919 г. певец жил в имении отца под Симферополем и выступал с концертами в Крыму. В этот период он познакомился с композитором А.А.Спендиаровым, который посвятил певцу романс «К Армении». В октябре 1921 г. уехал с женой, знаменитой певицей Е.И.Поповой в Рим, где они выступали в оперном театре «Русская ласточка», а в 1923 г. они перебрались в Париж, где до 1926 г. работали в антрепризе М.Н.Кузнецовой- Бенуа. Тогда же певец много гастролировал в Барселоне, Загребе, Будапеште. В 1926 г. он приступил к деятельности режиссера: в Париже, в антрепризе А.А.Церетели «Русская опера» поставил оперу «Садко» Н.А.Римского- Корсакова. В 1931 г. стал профессором Русской консерватории в Париже, позднее перебрался в Белград, где был режиссером и одно время директором оперного театра, прославился своими постановками «Севильского цирюльника» (1934 г.) и «Князя Игоря» (1935 г.). Скончался Михаил Николаевич в Бухаресте в 1937 г. в возрасте всего лишь 50 лет. За свою недолгую артистическую карьеру он создал несколько абсолютно совершенных образов в русских и западных операх.

 

Материал подготовлен сотрудниками РГАФД

 

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика