РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

Русская примадонна Мария Кузнецова-Бенуа

Версия для печати
 
 
 
Мария Кузнецова-Бенуа
(1880 - 1966)
 
 
 
 
 
Здравствуйте, мои дорогие любители музыки! Давненько я не баловал Вас своими рассказами… Но я времени зря не терял. Покопался в своих архивах, журналах, книжках. Сколько же всего интересного я нашел, о скольких интересных историях мне сразу же захотелось Вам рассказать! Годы уходят, лица и имена стираются из людской памяти… И только старая граммофонная пластинка, тихо шурша, возвращает нас в прошлое. Вот про такую забытую страничку русской истории я хочу Вам рассказать.

 

 

 

Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа (урожденная Кузнецова; по первому мужу Бенуа, по второму - Карепанова/Корепанова, по третьему - Массне) (1880 — 1966 гг.), лирико-драматическое сопрано, одна из крупнейших русских певиц XX века, первая красавица Мариинской оперы. Родилась в Одессе в семье художника-портретиста Н.Д.Кузнецова, была племянницей знаменитого биолога И.И.Мечникова, женой Альфреда Массне (племянника композитора Ж.Массне). С детских лет девочка росла в атмосфере богемы, в доме родителей часто бывал П.И.Чайковский, сочинявший милые детские песенки для нее и первый обративший внимание на ее талант. Маленькая Маша твердо заявила родителям, что не хочет учиться, а хочет на сцену. Но родители здраво рассудили, что в первую очередь, необходимо классическое образование и отправили ее учиться в гимназию в Швейцарии. По возвращении в Россию девушка обучалась балетному мастерству, но потом полностью переключилась на вокал, брала уроки у итальянского педагога Марти, а затем у заслуженного мастера, российского оперного певца и режиссёра И.В.Тартакова. На сцене Петербургской консерватории в 1904 г. Мария Николаевна дебютировала в роли Татьяны в опере «Евгений Онегин» П.И.Чайковского, а уже спустя год блистала на сцене главного театра Российской империи - петербургского Мариинского театра. Так на русском небосклоне засияла новая яркая оперная звезда, ставшая примой Мариинского театра вплоть до революции 1917 г.    

Ария Виолетты "Не ты ли мне" из 1 д. оперы "Травиата" (Дж.Верди).
Запись 1905 г. (Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 535)
 

Мария Николаевна обладала гибким, сильным голосом широкого диапазона, незаурядным актёрским дарованием и темпераментом. В 1914 г. певица временно покинула Мариинский театр и отправилась на гастроли с «Русскими сезонами» театрального и художественного деятеля С.П.Дягилева. После революции 1917 г. Мария Николаевна в 1918 г. эмигрировала из России. Как и подобает актрисе, она сделала это драматически красиво - в одежде юнги бывшая прима Мариинки скрывалась на нижней палубе корабля, отправлявшегося в Швецию. До 1919 г. она гастролировала по Скандинавии. В 1919 г. была солисткой Стокгольмского и Копенгагенского оперных театров, а затем Королевского оперного театра Ковент-Гарден в Лондоне. Но в 1921 г. она окончательно переехала в Париж, который к тому времени стал «столицей» русского зарубежья. Жизнь в эмиграции сложилась у Марии Николаевны очень удачно, в отличие от очень многих ее соотечественников, оказавшихся на чужбине. Обладая жгучим южным темпераментом, она быстро показала всему Парижу и свету, русское - «где раки зимуют». Певица давала частные концерты, где исполняла французские, русские, испанские, цыганские песни, романсы и арии из опер, а также танцевала испанские народные танцы и фламенко в шикарных костюмах знаменитого художника, мастера театральной графики Л.Н.Бакста. Часть её концертов была благотворительной, полученные средства передавались специально для нужд русской эмиграции. Быть принятыми в её салоне считалось за великую честь. «Цвет общества», министры и промышленники постоянно толпились в её передней.   

Каватина Гориславы "О, мой Ратмир!" из 3 д. оперы "Руслан и Людмила" (М.И.Глинка).
Запись 1905 г. (Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 534)

Среди эмигрантов не раз возникала идея создания русской труппы, которая исполняла бы преимущественно отечественный репертуар. Таких попыток было предпринято несколько. Наиболее удачная из них связана с именем князя Алексея Акакиевича Церетели (известного оперного антрепренёра, ещё до революции 1917 г. успешно работавшего с лучшими русскими певцами, в том числе с Ф.И.Шаляпиным, для которого именно А.А.Церетели организовал первые гастроли в Америке). Решающий шаг по созданию такой труппы был сделан в 1929 г., когда Мария Николаевна Кузнецова решила вместе с мужем-миллионером Альфредом Массне (племянником знаменитого композитора) создать в Париже «Русскую оперу». А.А.Церетели присоединился к этому проекту, и благодаря именно его усилиям к участию в опере были привлечены ведущие певцы-эмигранты: К.Д.Запорожец, Л.М.Сибиряков, М.Б.Черкасская, Н.С.Ермоленко-Южина. Кроме того, удалось набрать хор из шестидесяти человек, блестящий оркестр и неплохую балетную труппу, а также привлечь в ряд постановок прославленного Ф.И.Шаляпина. Предприятие имело успех: «Русская опера» блистала на сценах Парижа, Лондона, Барселоны, Милана, Буэнос-Айреса, Мадрида. Наибольшего успеха «Русская опера» добилась в 1933 г., когда труппа была приглашена в Лондон для участия в международном конкурсе оперных театров. Соперницами «русских парижан» стали знаменитая миланская «Ла Скала» и берлинская труппа с вагнеровским репертуаром. Победа досталась русским артистам. Однако затем начались неудачи. М.Н.Кузнецова и её муж вышли из дела. Труппа распалась. Тем не менее за свою недолгую жизнь «Русская опера» успела заслужить славу одного из лучших музыкальных театров Европы, а её постановки способствовали пропаганде русского оперного искусства, и, в том числе, появлению новых русских опер в репертуаре западных театров.


Мария Николаевна, оставив сцену, поселилась в Барселоне, где вела педагогическую деятельность и была музыкальным советником местной оперы. Однако последние годы своей жизни певица провела в Париже в одиночестве, бедности и умерла 25 апреля 1966 г. в возрасте 86 лет в комнате одного из парижских отелей.
 

 

Материал подготовлен сотрудниками РГАФД

 

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика