Черкасская Мария (Марианна) Борисовна
Мария (Марианна) Борисовна Черкасская (по мужу Палечек) (1876 - 1934 гг.) - некогда знаменитая и любимая широкой публикой русская оперная певица. Она обладала удивительно красивым драматическим сопрано, сильным, сочным, большого диапазона, с яркими «металлическими» верхами.
Княжна Марианна Черкасская родилась в Санкт-Петербурге в аристократической семье. Училась в Смольном институте благородных девиц. После окончания основного курса она еще два года занималась там же, в пепиньерских классах, готовивших выпускниц института в наставницы. Однако судьба гувернантки ее не прельщала, поэтому после окончания классов она поступила в Петербургскую консерваторию, училась у знаменитой певицы и педагога К. Ферни-Джиральдони.
В 1900 г. окончила консерваторию и вскоре главный дирижер Петербургского Мариинского оперного театра Э.Ф. Направник, который всегда присутствовал на выпускных спектаклях и трепетно относился к талантливым выпускникам, устроил ей прослушивание в Мариинке. Дирекция театра сразу же предложила М.Б. Черкасской контракт. Это стало ее первой большой победой. С 1900 по 1918 гг. она оставалась солисткой Петербургской императорской труппы.
Ариозо Лизы «Ах, истомилась я горем» из 3 д., 2 к. оперы «Пиковая дама» (П.И. Чайковский).
Запись 1907 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1142.
Певица много гастролировала по России и за рубежом: в 1907 г. участвовала в концертах «Русских сезонов» в Париже с С.П. Дягилевым, в 1909 г. пела в миланском «Ла Скала», в 1911 г. – в Парижском театре Сары Бернар, в 1917 г. – в Монте-Карло. В русских операх одним из ее партнеров по сцене был Ф.И. Шаляпин. Однако подлинную славу на мировой сцене певица получила, исполняя партии в операх немецкого композитора Р. Вагнера (в 1914 г. она была приглашена петь Брунгильду в постановке тетралогии в Берлине).
Но Первая мировая война, а затем и революция в России 1917 г. круто изменили жизнь певицы. С 1918 г. она больше не была артисткой Мариинского театра. Примадонна со всемирной славой по трудовой повинности вынуждена была разгружать баржи с дровами на набережной Невы. К счастью, звездное европейское имя спасло ее от репрессий, но из богатой и знаменитой женщины она в один день стала нищей. И тогда певица приняла решение эмигрировать из России. Поздней осенью 1918 г., дав в небольшом частном зале прощальный концерт для друзей и поклонников, Марианна Борисовна вместе с сыном Алексеем покинула Родину. Ее муж, Николай Осипович Палечек, некогда влиятельный чиновник Министерства просвещения, остался в Петрограде. В 1937 г. он был репрессирован и расстрелян.
Судьба направила певицу в Грецию, где М.Б. Черкасская много пела, в том числе и в грандиозной постановке «Аиды» в Афинах на стадионе в присутствии 70 тысяч зрителей. Певице пришлось сменить несколько стран, она жила в Афинах, Париже, Шанхае. Ездила по всему миру, где давала концерты, помогавшие певице решать материальные проблемы. Поселиться в Париже, где нашли пристанище многие русские эмигранты, у нее не получилось. Но зато удалось получить приглашение гастролировать в Литве, из Литвы в феврале-марте 1926 г. певица приехала на гастроли в Ригу. Это был город, где все напоминало ей о прежней жизни. В Латвии она встретила многих бывших коллег по сцене – Д.А. Смирнова, Л.Я. Липковскую, какое-то время там же выступал Ф.И. Шаляпин. Здесь была публика, которая еще помнила ее в зените славы. Рига приняла певицу с восторгом.
«Роза ль ты, розочка», романс (А.С. Даргомыжский, сл. А.А. Дельвига). Дуэт с Е.И. Збруевой (контральто).
Запись 1912 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1329.
Самым насыщенным стал для нее 1927 г. Он начался для М.Б. Черкасской сольными концертами в Даугавпилсе, Риге и Таллинне, а завершился выступлением совместно с Д.А. Смирновым в зале Национальной оперы и сольным в Тарту. Успех выступлений воодушевил певицу. В 1928 г. возникла идея отметить ее 25-летний творческий юбилей. Для юбилея была выбрана опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Прежде всего потому, что Феврония была одной из самых знаменитых и любимых оперных партий М.Б. Черкасской. Очевидцы рассказывали, что сам Н.А. Римский-Корсаков отметил ее выступление в этой роли: после спектакля поцеловал ей руку, прибавив, что именно таким ему и представлялся образ Февронии. Это было в далеком 1907 г. после третьего премьерного спектакля «Китежа». Рижское общество горячо отозвалось на юбилей Марианны Борисовны. Сцена была усыпана цветами. После спектакля – бесконечные вызовы на поклоны, комплименты и поздравления гостей. Оглашались телеграммы и адреса, приветствия со всех концов света. Рядом с именем знаменитой певицы впервые на рижской афише появилось новое имя: певец Алексей Черкасский-Палечек. Это был сын Марианны Борисовны. «Орлица и орленок» – так восторженно писали о Черкасских.
О последних годах жизни певицы известно совсем немного. С возрастом, оставив оперную сцену, ещё какое-то время она продолжала концертировать и вела педагогическую работу, преподавала в Рижской консерватории. Газеты в последние годы ее жизни о ней больше не писали. И только в начале января 1934 г. появилось сообщение о том, что Марианна Черкасская тяжело больна, находится в больнице. Ей сделали операцию, казалось, что певица выздоравливает. Но через несколько дней, 11 января великая М.Б. Черкасская умерла. В прощальном шествии на Покровское кладбище участвовало несколько сотен человек. Деревянный крест и море цветов. Среди провожавших были друзья и знакомые, ее ученики, представители русской общественности, артистического и музыкального мира. Но ее сын Алексей был в это время в Америке. Ему успели сообщить о болезни матери. В ответ пришла телеграмма из Нью-Йорка: «Храни Господь. Твой Леша». Телеграмму положили в гроб Марианны Борисовны. 23 марта в зале консерватории при участии ведущих артистов Национальной оперы состоялся большой концерт памяти замечательной русской певицы. Но в советской России ее имя оказалось абсолютно забыто. Сын Алексей не терял связи с Ригой, хотя жил в Америке. Свою дочь он в память о матери назвал Марианной. Много лет Марианна Черкасская-младшая была солисткой Американского Балетного Театра.
Материал подготовлен сотрудниками РГАФД
