РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

Русская примадонна Лидия Липковская

Версия для печати
 
 
 
 
Лидия Липковская
(1884 - 1958)
 
 
 
 
 
Здравствуйте, мои дорогие любители музыки! Давненько я не баловал Вас своими рассказами… Но я времени зря не терял. Покопался в своих архивах, журналах, книжках. Сколько же всего интересного я нашел, о скольких интересных историях мне сразу же захотелось Вам рассказать! Годы уходят, лица и имена стираются из людской памяти… И только старая граммофонная пластинка, тихо шурша, возвращает нас в прошлое. Вот про такую забытую страничку русской истории я хочу Вам рассказать.

 

 

 

Лидия Яковлевна Липковская (1884 — 1958), оперная певица (колоратурное сопрано). Жена знаменитого певца Г.А.Бакланова. Родилась в многодетной семье сельского учителя. Отец очень любил музыку, сам играл на скрипке и организовал детский хор, в котором пели его дети. Лида начала с пяти лет. Начальное образование получила в двухклассной сельской школе. Затем поступила в Мариинскую женскую гимназию в Каменец-Подольске, где пела в церковном хоре и с 14 лет участвовала в любительских концертах. Обучаясь на последнем курсе гимназии, в 17 лет, против воли родителей, девушка тайно вышла замуж за студента факультета восточных языков Петербургского университета Христофора Маршнера, который был старше ее на шесть лет. В 1902 г. она уехала с мужем в Петербург, в 1903 г. поступила в консерваторию, где обучалась пению у Н.А.Ирецкой (которая считалась едва ли ни самым крупным в России педагогом, занимавшимся с женскими голосами), получая материальную поддержку в 100 рублей от царицы. Вскоре у нее родилась дочь Ариадна. Через два года Л.Я.Липковская оставила мужа, который противился ее желанию учиться петь. На втором курсе дебютировала под своей девичьей фамилией в русско-итальянской частной опере на бенефисе выдающегося тенора, любимца петербургской публики Н.Н.Фигнера 4 января 1904 г., где двадцатилетняя Лида Липковская заменила заболевшую певицу М.М.Гущину и без репетиций блестяще исполнила партию Джильды в опере «Риголетто» Дж.Верди. Об успехе певицы написали многие газеты, отметив выразительный голос и драматический талант. Профессор Н.А.Ирецкая отдав должное вокалу студентки, за самовольный выход на сцену отстранила ее от занятий, но вскоре простила и разрешила вернуться в консерваторию. Но по приглашению Н.А.Римского-Корсакова юная студентка все же спела на частной сцене Снегурочку в его одноименной опере. Уже через два года, в 1906 г., окончив консерваторию, Л.Я.Липковская заключила контракт на три года с Мариинским театром. На первой оперной сцене России она фактически стала преемницей знаменитой певицы Е.К.Мравиной. Через год театр направил ее на стажировку к известному вокальному педагогу и дирижёру миланской оперы Витторио Ванзо в театр «Ла Скала» для изучения итальянской техники пения. Своим голосом она овладела в совершенстве, что позволяло ей блестяще исполнять труднейшие оперные партии. Взыскательная публика была покорена и Л.Я.Липковская стала считаться одной из лучших колоратурных сопрано России. Особенно прославилась артистка в операх Н.А.Римского-Корсакова в партиях Снегурочки и Марфы («Царская невеста»). По воспоминаниям ветеранов Мариинского театра, все, кто только мог из его работников, собирались за кулисами, чтобы услышать и увидеть потрясавшее всех исполнение сцены таяния Снегурочки в ее исполнении.     

Ария Снегурочки "Великий царь" (Сцена таяния) из 4 д. оперы "Снегурочка"
(Н.А.Римский-Корсаков)
Запись 1912 г. (ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 490)
 

В сентябре 1907 г. она впервые выступила с Ф.И.Шаляпиным в опере «Лакме» Л.Делиба. 17 ноября 1907 г. ее партнером по сцене в этой же опере был Л.В.Собинов. Н.Н.Фигнер пригласил певицу исполнить партию Джульетты («Ромео и Джульетта» Ш.Гуно) на своем прощальном бенефисе 28 декабря 1907 г., на котором присутствовала вся петербургская знать.      

Вальс Джульетты "Жить беспечно" из 1 д. оперы "Ромео и Джульетта" (Ш.Гуно).
Запись 1913 г. (Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 507)

В январе 1908 г. она впервые выступила на сцене Большого театра, московская публика радушно встретила певицу, но критика отнеслась сдержанно. После возвращения в Петербург певица получила приглашение в Париж для участия в сезонах Русской оперы С.П.Дягилева (1909, 1920-1930-е гг.). Много гастролировала - в Милане, Париже, в Америке в 1909-1911 гг., пела в «Metropolitan Opera» в Нью-Йорке, а также в Бостоне и Чикаго. В Чикаго выступила в 1910-1911 гг. в партии Лючии ди Ламмермур в одноименной опере Г.Доницетти. Американская пресса писала, что Л.Я.Липковская - самая прелестная Лючия, какую когда-либо видели в Чикаго. В США произошла ее встреча с Э.Карузо и Т.Руффо, ставшими партнерами певицы в ряде опер. Пресса свидетельствовала о «полном покорении» ею Америки. В миланском театре «Ла Скала» специально для Л.Я.Липковской была поставлена опера «Сомнамбула» В.Беллини. В дальнейшем она успешно гастролировала во многих городах: в Москве, Киеве, Одессе, Берлине, Вене, Будапеште. Лидия Яковлевна обладала необычайным по красоте голосом «серебристого» теплого тембра и широкого диапазона, музыкальной и артистической культурой. Её голос сравнивали с флейтой и скрипкой. Зарубежная критика, называла артистку «северной звездой», ставя её в ряд таких выдающихся певиц как М. ван Зандт, А.Патти и А.Галли-Курчи. Партии зарубежного репертуара она всегда исполняла на языке оригинала, что в то время было редкостью. Её репертуар насчитывал свыше 60 опер. Талант певицы высоко ценили Н.А.Римский-Корсаков, Ц.А.Кюи, Э.Ф.Направник, А.К.Глазунов, Ж.Массне (композитор назвал её «лучшей Манон» из до сих пор им слышанных и виденных), К.С.Станиславский, В.Э.Мейерхольд, В.И.Качалов, Ф.И.Шаляпин.
   
 

Ариозо (Молитва) Тоски "Я лишь пела" из 2 д. оперы "Тоска" (Дж.Пуччини)
Дата записи: 1912 г. (Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 2685) 

20 сентября 1914 г. Л.Я.Липковская стала cолисткой петербургского Театра музыкальной драмы (1914-1915) и с разрешения министерства двора организовала спектакль в пользу раненых воинов. В октябре 1916 г. «Биржевые ведомости» в Петербурге рассказали читателям о намерении певицы создать свой театр, где «она будет ставить оперы на французском и русском языках». Как и почти все проекты тех военных лет, этот остался неосуществленным. После революции в России, в 1919 г. на пароходе «Херсон» Л.Я.Липковская бежала через Стамбул, Рим, Париж в Америку, где в Нью-Йорке была приглашена для постановки «Весёлой вдовы» Ф.Легара, в сезоне 1921-1922 гг. вновь выступала в Чикаго. Затем гастролировала в Париже, где пела в Русской опере. Ее гастроли в Харбине в 1922 г. прошли с триумфом. В 1924-1927 гг. была солисткой Бухарестской оперы. В 1924-1927 гг. гастролировала в Европе (Париж, Лондон, Берлин, Рим, Прага, Варшава, Вена, Будапешт, Стокгольм), Китае, Японии, Сингапуре, Индии, Австралии, Южной Америке, Новой Зеландии. В 1927 г. после блистательных концертов в Париже и выступлений в Бухарестской опере с выдающимся итальянским баритоном Умберто Урбано, примадонна приехала на родину в СССР. Первое выступление состоялось 13 ноября в Большом зале Ленинградской филармонии, после трех концертов певица выступила в бывшем Мариинском театре. Затем она отправилась в путешествие по стране (Москва, Киев, Ростов-на-Дону, Одесса, Баку, Тбилиси, Днепропетровск). Свое турне Л.Я.Липковская закончила в Ленинграде в апреле-мае 1928 г. В это время там гастролировала студия К.С.Станиславского и певица выступила в ее спектаклях «Царской невесте» и «Богеме». Зимой 1928-1929 гг. она совершила еще одно длительное турне - Ленинград, Москва, Харьков, Киев, Ростов-на-Дону, Тбилиси, Баку. Всего - 160 концертов. Вернувшись в 1929 г. в Париж, попала в автокатастрофу. Но в 1932 г. вновь гастролировала по городам Румынии и Бессарабии. В 1933-1936 гг. выступала в Париже, Берлине, Бухаресте. Артистическая репутация ее в это время была необычайно высока: в США пресса считала, что лишь одна певица, легендарная Амелита Галли-Курчи может состязаться с Л.Я.Липковской в совершенстве вокальной техники. В Париже был выпущен альбом «Липковская на сцене и в жизни», чего не удостоились даже ее великие предшественницы. Но находясь на вершине славы, певица вынужденно, по состоянию здоровья сократила свои выступления. В 1941 г., в начале войны, ей удалось добраться до Одессы, но оттуда пришлось перебираться в Бухарест. Там она сначала довольствовалась частными уроками, затем начала преподавать в консерватории, с 1948 г. преподавала в консерватории в Тимишоаре, в 1950 г. переехала в Париж, чтобы быть ближе к дочери. С 1952 г. преподавала в Русской консерватории в Париже. В 1953 г. ее пригласили на должность директора Бейрутской консерватории Académie Beaux-Arts в Ливане, где в то время проживала её сестра. Но вскоре певица уже не смогла работать и последние годы жизни прожила в нужде и забвении. Умерла знаменитая примадонна 22 марта 1955 г. (в некоторых источниках 1958 г.) и была похоронена на православном кладбище в районе Хамра Западного Бейрутa в Ливане.

 

 

 

Материал подготовлен сотрудниками РГАФД

 

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика