Jump to navigation

Российский государственный архив фонодокументов
Российский государственный
архив фонодокументов
  • ОБ АРХИВЕ
  • УСЛУГИ
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
  • Поиск по сайту
  • Об архиве
    • История архива
      • Видеоролик об архиве
    • Структура архива
    • Устав архива
    • Пресса о РГАФД
    • Контактная информация
    • Схема проезда
  • Услуги
  • Читальный зал
    • Порядок использования архивных документов в читальном зале
  • Новости
  • Звуковой календарь
  • Рубрики
    • Новости
    • Звуковой календарь
    • Москва и москвичи
    • Театр в звуке
    • Архивные редкости
    • Рассказы Старого Граммофона
    • Устная история
    • История отечественной звукозаписи и фоноархивистики
  • Фонды РГАФД
    • Список фондов
    • Георгий Карпович Териков
    • Евгениия Васильевна Алтухова
  • Научно-справочный аппарат
    • База данных РГАФД
    • Обзоры фондов
      • Из истории отечественной звукозаписи и фоноархивистики
      • Гостелерадио СССР
      • Фирмы грампластинок до 1917 года
      • Личные фонды
      • Ранние советские грамзаписи
      • Зарубежные грамзаписи
      • Грамзаписи производителей местной промышленности
        • Фонд № 645. «МСХМ СССР. Завод имени Кирова «Кама»
        • Фонд № 408. «Фабрика № 1 «Пластмасс» ММП РСФСР»
        • Фонд № 409. «Фабрика № 3 «Пластмасс» треста Мосгорхимпластмасс ММП РСФСР»
        • Фонд № 632. «Студия звукозаписи. Москворецкий трест Местной промышленности Мосгорисполкома»
        • Фонд № 498. «Фабрика «Авангард» Леноблкужда Балтийской железной дороги»
        • Фонд № 636. «Местная промышленность Латвийской ССР»
        • Фонд № 637. «Завод изделий бытовой химии г. Каунас Литовской ССР»
        • Фонд № 638. «Промкомбинат Кагановичского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 695. «Промкомбинат Киевского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 696. «УРСР – Харьковский РАДНАРГОСП. Завод «Харпластмасс»
      • Фонды библиотек
        • Фонд № 768. «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова»
      • Фонды музеев
        • Фонд № 32. «Государственный культурный центр – музей В.С.Высоцкого. «Дом Высоцкого на Таганке»
        • Фонд № 365. «Музей-квартира А.Б.Гольденвейзера»
        • Фонд № 502. «Национальный музей памяти жертв нацизма в Вашингтоне»
        • Фонд № 566. «Мемориальный музей-квартира Е.Ф.Гнесиной»
        • Фонд № 584. «Государственный Центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки»
        • Фонд № 618. «Театральный музей им. А.А.Бахрушина»
      • Фонды научных организаций и государственных учебных заведений
      • Фонды общественно-политических организаций
      • Фонды благотворительных организаций
        • Фонд № 541 «Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова»
        • Фонд № 542 «Международный Благотворительный Фонд помощи юным пианистам Владимира Крайнева»
        • Фонд № 598 «Благотворительный Фонд отечественного культурного наследия "Незыбытые имена"»
      • Фонды религиозных организаций
      • Фонды зарубежных фирм грамзаписи 1906-1914 гг.
      • Фонды СМИ
      • Фонды творческих организаций
        • Фонд № 176. «Центральный дом кинематографистов (ЦДК)»
        • Фонд № 196. «Центральный дом журналистов (ЦДЖ)»
        • Фонд № 550 «Клуб любителей русского романса при ЦДА им. А.А. Яблочкиной "Хризантема"»
        • Фонд № 806 «Культурный центр " Дом-музей Марины Цветаевой"»
      • Фонды театров
        • Фонд № 615 «Государственный академический Малый театр»
        • Фонд № 616. «Белорусский академический театр им. Я. Купалы»
        • Фонд № 617. «Театр им. Ленсовета (г. Санкт-Петербург)»
        • Фонд № 635. «Московский театр "Современник"»
        • Фонд № 709. «Московский еврейский театр "Шалом"»
        • Фонд № 731. «Московский театр сатиры»
        • Фонд № 732. «Театральная компания С.А. Виноградова»
        • Фонд № 733 «Московский театр под руководством О.П. Табакова»
        • Фонд № 734. «Государственный академический театр им. Е.Б. Вахтангова»
        • Фонд № 735. «Московский театр – "Школа современной пьесы"»
        • Фонд № 736. «Государственный академический театр им. Моссовета»
        • Фонд № 737. «Московский академический театр им. Вл. Маяковского»
        • Фонд № 738. «Государственный академический Большой театр России»
        • Фонд № 739. «Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова»
        • Фонд № 740. «Московский театр "Мастерская Петра Фоменко"»
        • Фонд № 741. «Московский художественный академический театр им. А.П. Чехова»
        • Фонд № 742. «Московский театр "Сатирикон" им. А.И. Райкина»
        • Фонд № 743. «Театр на Малой Бронной»
        • Фонд № 744. «Московский театр им. М.Н. Ермоловой»
        • Фонд № 745. «Московский театр "Et Cetera"»
        • Фонд № 746. «Московский театр "Ленком"»
        • Фонд № 749. «Центральный академический драматический театр Советской Армии»
        • Фонд № 750. «Грузинский государственный академический театр имени Шота Руставели»
        • Фонд № 752. «Московский театр "Около дома Станиславского"»
        • Фонд № 753. «Центр им. Вс. Мейерхольда»
        • Фонд № 754. «Государственный академический театр комедии им. Н.П. Акимова»
        • Фонд № 755. «Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина»
        • Фонд № 756. «Академический Малый театр Европы»
        • Фонд № 211. «Театр песни "Время"»
        • Фонд № 568 «Российский академический молодежный театр»
      • Фонд "Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ)"
      • Фирма грамзаписи “Мелодия”
        • Пластинки 1952-1963 гг.
        • Пластинки 1964-1969 гг.
        • Пластинки 1969-1974 гг.
        • Пластинки 1975-1978 гг.
        • Пластинки 1979-1980 гг.
        • Пластинки 1981-1991 гг.
          • I. Оперная музыка
            • Полные записи
            • Оркестровые фрагменты оперной музыки
            • Оперные арии
          • II. Вокально-камерная музыка
          • III. Хоровая музыка
          • IV. Вокально-симфоническая музыка
          • V. Балетная музыка
          • VI. Симфоническая музыка
            • Концерты для инструмента с оркестром
            • Симфонические произведения
          • VII. Камерно-инструментальная музыка
          • VIII. Оперетта
            • Полные записи
            • Арии
            • Дуэты
            • Фрагменты оперетт
          • IX. Легкая оркестровая и танцевальная музыка
          • X. Музыка из кинофильмов
          • XI. Песни
            • Солисты
            • Дуэты, ансамбли, группы, хоровые коллективы
          • XII. Народная музыка
          • XIII. Мюзиклы
          • XIV. Театральные и эстрадные записи
            • Полные записи
            • Фрагменты
          • XV. Декламации
            • Чтение авторами своих произведений
            • Чтение произведений других авторов актерами, чтецами и т.д.
          • XVI. Инсценировки
          • XVII. Композиции
          • XVIII. Гимны
          • XIX. Речевые записи
          • XX. Лекции
          • XXI. Колокольные звоны
          • XXII. Учебные записи
          • XXIII. Другие записи
      • Внешнеторговое объединение «Международная книга»
      • Грампласттрест Наркомата тяжелой промышленности
        • История фонда № 540
        • Пластинки 1935-1947 гг.
        • Пластинки 1947-1953 гг.
        • Пластинки 1953-1960 гг.
        • Пластинки 1960-1969 гг.
    • Внутриархивные справочники
    • Тематические каталоги
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Локальные нормативные акты и иные документы РГАФД в сфере противодействия коррупции
        • Кодекс этики и служебного поведения работников РГАФД
        • Антикоррупционная политика в РГАФД
        • Положение о конфликте интересов в РГАФД
        • Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в РГАФД
        • Приказ РГАФД о порядке сообщения работниками ФКУ «Российский государственный архив фонодокументов» о получении подарка
    • Формы документов, связанных с противодействием, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • 2016 г.
      • 2015 г.
      • 2014 г.
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Вопрос – Ответ
  • Карта сайта
 
  • ЗВУКОВОЙ КАЛЕНДАРЬ
  • РУБРИКИ
  • ПРОЕКТЫ
  • НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ

Вы здесь

Главная » Рубрики » Цикл: «Рожденные для успеха. Судьбы русских примадонн»
  • Версия для печатиВерсия для печати
Теги: 
Рассказы Старого Граммофона, Збруева Е.И., Римский-Корсаков Н.А., Оффенбах Ж.
Рубрика: Рассказы Старого Граммофона

Збруева Евгения Ивановна

Евгения Ивановна Збруева (1867 - 1936 гг.) - оперная певица (контральто). Дочь композитора Петра Петровича Булахова. Муж: Адольф Карлович Штембер, родной брат художника В.К. Штембера, двоюродный брат композитора Н.К. Метнера.

Евгения Ивановна с детства была окружена творческой артистической атмосферой. Но семья постоянно нуждалась в деньгах. Отец Петр Петрович тяжело болел, постоянно находился в инвалидном кресле, а в 1870-х гг., в довершение ко всем бедам, пожар уничтожил их дом со всем имуществом и сбережениями, сгорели ноты произведений Петра Петровича. В результате, композитора и его семью из милости приютил в маленьком домике своей подмосковной усадьбы Кусково граф С.Д. Шереметев, поклонник творчества композитора. Там и росла маленькая Женя. Когда 2 декабря 1885 г. Петр Петрович скончался, в семье даже не хватило денег на похороны, все взяла на себя Московская консерватория с возглавлявшим ее тогда композитором Н.Г. Рубинштейном. Девочка очень рано проявила яркие музыкальные способности, выдающийся слух и хороший голос, которые немедленно оценил постоянный гость семьи композитор и директор Московской консерватории Н.Г. Рубинштейн.

В 1877–1886 гг. она училась в московском Мариинском институте, пела в местном в хоре (позднее стала его регентом), часто выступала в концертах, солировала как пианистка и как певица. Окончив институт, она некоторое время давала частные уроки музыки. По рекомендации композитора А.С. Аренского, у которого также обучалась игре на фортепиано, в 1889 г. была принята (на стипендию мецената П.М. Третьякова) сразу на 3-й курс Московской консерватории, которую окончила в 1893 г. с малой серебряной медалью. На выпуском экзамене, проходившем в помещении Большого театра, присутствовал П.И. Чайковский.

27 апреля 1893 г. под фамилией Булахова певица впервые дебютировала на сцене Большого театра в партии Вани в опере «Жизнь за царя» М.И. Глинки. С января 1894 г. она была уже официально зачислена в Московскую императорскую труппу и выступала там до января 1905 г., сразу проявив себя как очень талантливая певица.

3-я песня Леля «Туча со громом сговаривалась» из 3 д. оперы «Снегурочка» (Н.А. Римский-Корсаков).
Запись 1903 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 446.

Время звучания: 
3 мин. 09 сек.

01_Zbrueva_Pesnya_Lelya.mp3

В 1904 г. по инициативе Евгении Ивановны в Москве был организован первый вокальный квартет, где кроме нее в разные годы пели Н.В. Салина, Д.А. Смирнов, В.Р. Петров, А.Д. Александрович, Г.А. Боссе, М.В. Коваленко, Ф. Филиппов. Этот квартет пользовался огромным успехом у публики. В 1905 г. певица была переведена в Петербургскую императорскую труппу на место вышедшей в отставку М.И. Долиной и работала в Мариинском театре до 1918 г., получив в 1912 г. звание Заслуженной артистки императорских театров. Одновременно она много концертировала. С 1896 г. выступала в концертах Кружка любителей русской музыки. Гастролировала с концертами и частными оперными труппами: в 1908 г. в Берлине, в составе антрепризы А.А. Церетели; в 1909 г. в Париже, в составе антрепризы С.П. Дягилева; в 1910 г. в Мюнхене, по приглашению дирижера Ф. Мотля выступала в партии Эрды в «Зигфриде» и «Золоте Рейна» Р. Вагнера, где пела на немецком языке. Это было первое участие русской певицы в вагнеровских празднествах. Неоднократно выступала в концертах в ансамбле с А.С. Аренским, С.В. Рахманиновым А.И. Зилоти, С.А. Кусевицким, немецким дирижером О. Фридом. Была первой исполнительницей в России вокальных произведений Г. Малера и Р. Штрауса. Публика восторженно встречала русскую певицу. Критики приравнивали успех Е.И. Збруевой к шаляпинскому, отмечали большую выразительность её пения, редкий по красоте и мощи голос густого «бархатного» тембра, который часто сравнивали с виолончелью.

Баркарола Джульетты «Ночь блаженства, ночь любви» из 3 д. оперы «Сказки Гофмана» (Ж. Оффенбах).
Дата записи: 1910 г.
Арх. № ф. 7, оп. 1 "г", ед. уч. 20.

Время звучания: 
3 мин. 35 сек.

02_Zbrueva_Barkarola.mp3

До 1915 г. Евгения Ивановна давала частные уроки пения, затем преподавала в Петроградской консерватории. После революции 1917 г. певица ушла из Мариинского театра и уехала из Петрограда. Жила в Кисловодске. В 1918–1919 гг. преподавала в Киевской консерватории и институте им. Н.В. Лысенко, в 1920–1921 гг. – во Владивостоке (преподавала в Художественном институте). Последний сольный концерт певицы состоялся в Киеве в 1918 г. В 1921 г. она вновь переехала в Москву, преподавала в Московской консерватории, затем в оперной студии у К.С. Станиславского. 8 марта 1919 г. в Большом зале Московской консерватории отмечался 35-летний юбилей артистической и педагогической деятельности певицы, в котором участвовали А.В. Луначарский, К.С. Станиславский, М.М. Ипполитов-Иванов, Н.А. Семашко, А.М. Лабинский, А.В. Нежданова, М.И. Фигнер и другие самые выдающиеся деятели музыкально-театральной среды того времени. За 25 лет сценической деятельности Евгения Ивановна Збруева исполнила 45 партий в 42 операх.


Материал подготовлен сотрудниками РГАФД

 

 
 
 
 
 

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2022.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

  • Забыли пароль?