РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

Русская примадонна Евгения Збруева

Версия для печати
 
 
 
 
Евгения Збруева
(1867 - 1936)
 
 
 
 
 
Здравствуйте, мои дорогие любители музыки! Давненько я не баловал Вас своими рассказами… Но я времени зря не терял. Покопался в своих архивах, журналах, книжках. Сколько же всего интересного я нашел, о скольких интересных историях мне сразу же захотелось Вам рассказать! Годы уходят, лица и имена стираются из людской памяти… И только старая граммофонная пластинка, тихо шурша, возвращает нас в прошлое. Вот про такую забытую страничку русской истории я хочу Вам рассказать.

 

 

 

Евгения Ивановна Збруева (1867 - 1936), оперная певица (контральто). Дочь композитора Петра Петровича Булахова. Муж: Адольф Карлович Штембер, родной брат художника В.К.Штембера, двоюродный брат композитора Н.К.Метнера. Евгения Ивановна с детства была окружена творческой артистической атмосферой. Но семья постоянно нуждалась в деньгах. Отец Петр Петрович тяжело болел, постоянно находился в инвалидном кресле, а в 1870-х гг., в довершение ко всем бедам, пожар уничтожил их дом со всем имуществом и сбережениями, сгорели ноты произведений Петра Петровича. В результате, композитора и его семью из милости приютил в маленьком домике своей подмосковной усадьбы Кусково граф С.Д.Шереметев, поклонник творчества композитора. Там и росла маленькая Женя. Когда 2 декабря 1885 г. Петр Петрович скончался, в семье даже не хватило денег на похороны, все взяла на себя Московская консерватория с возглавлявшим ее тогда композитором Н.Г.Рубинштейном. Девочка очень рано проявила яркие музыкальные способности, выдающийся слух и хороший голос, которые немедленно оценил постоянный гость семьи композитор и директор Московской консерватории Н.Г.Рубинштейн. В 1877 - 1886 гг. она училась в московском Мариинском институте, пела в местном в хоре (позднее стала его регентом), часто выступала в концертах, солировала как пианистка и как певица. Окончив институт, она некоторое время давала частные уроки музыки. По рекомендации композитора А.С.Аренского, у которого также обучалась игре на фортепиано, в 1889 г. была принята (на стипендию мецената П.М.Третьякова) сразу на 3-й курс Московской консерватории, которую окончила в 1893 г. с малой серебряной медалью. На выпуском экзамене, проходившем в помещении Большого театра, присутствовал П.И.Чайковский. 27 апреля 1893 г. под фамилией Булахова певица впервые дебютировала на сцене Большого театра в партии Вани в опере «Жизнь за царя» М.И.Глинки. С января 1894 г. она была уже официально зачислена в Московскую императорскую труппу и выступала там до января 1905 г., сразу проявив себя как очень талантливая певица.      

3-я песня Леля "Туча со громом сговаривалась" из 3 д. оперы "Снегурочка" (Н.А.Римский-Корсаков).
Запись 1903 г. (Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 446)
 

В 1904 г. по инициативе Евгении Ивановны в Москве был организован первый вокальный квартет, где кроме нее в разные годы пели Н.В.Салина, Д.А.Смирнов, В.Р.Петров, А.Д.Александрович, Г.А.Боссе, М.В.Коваленко, Ф.Филиппов. Этот квартет пользовался огромным успехом у публики. В 1905 г. певица была переведена в Петербургскую императорскую труппу на место вышедшей в отставку М.И.Долиной и работала в Мариинском театре до 1918 г., получив в 1912 г. звание Заслуженной артистки императорских театров. Одновременно она много концертировала. С 1896 г. выступала в концертах Кружка любителей русской музыки. Гастролировала с концертами и частными оперными труппами: в 1908 г. в Берлине, в составе антрепризы А.А.Церетели; в 1909 г. в Париже, в составе антрепризы С.П.Дягилева; в 1910 г. в Мюнхене, по приглашению дирижёра Ф.Мотля выступала в партии Эрды в «Зигфриде» и «Золоте Рейна» Р.Вагнера, где пела на немецком языке. Это было первое участие русской певицы в вагнеровских празднествах. Неоднократно выступала в концертах в ансамбле с А.С.Аренским, С.В.Рахманиновым А.И.Зилоти, С.А.Кусевицким, немецким дирижером О. Фридом. Была первой исполнительницей в России вокальных произведений Г.Малера и Р.Штрауса. Публика восторженно встречала русскую певицу. Критики приравнивали успех Е.И.Збруевой к шаляпинскому, отмечали большую выразительность её пения, редкий по красоте и мощи голос густого «бархатного» тембра, который часто сравнивали с виолончелью.      

Баркарола Джульетты "Ночь блаженства, ночь любви" из 3 д. оперы "Сказки Гофмана"
(Ж.Оффенбах).
Дата записи: 1910 г. (Арх.№ ф. 7, оп. 1 "г", ед. уч. 20)

До 1915 г. Евгения Ивановна давала частные уроки пения, затем преподавала в Петроградской консерватории. После революции 1917 г. певица ушла из Мариинского театра и уехала из Петрограда. Жила в Кисловодске. В 1918 – 1919 гг. преподавала в Киевской консерватории и институте им. Н.В.Лысенко, в 1920 – 1921 гг. - воВладивостоке (преподавала в Художественном институте). Последний сольный концерт певицы состоялся в Киеве в 1918 г. В 1921 г. она вновь переехала в Москву, преподавала в Московской консерватории, затем в оперной студии у К.С.Станиславского. 8 марта 1919 г. в Большом зале Московской консерватории отмечался 35-летний юбилей артистической и педагогической деятельности певицы, в котором участвовали А.В.Луначарский, К.С.Станиславский, М.М.Ипполитов-Иванов, Н.А.Семашко, А.М.Лабинский, А.В.Нежданова, М.И.Фигнер и другие самые выдающиеся деятели музыкально-театральной среды того времени. За 25 лет сценической деятельности Евгения Ивановна Збруева исполнила 45 партий в 42 операх.    

 

Материал подготовлен сотрудниками РГАФД

 

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика