РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

Русская примадонна Аврелия Добровольская

Версия для печати
 
 
 
 
Аврелия Добровольская
(1881 - 1942)
 
 
 
 
 
Здравствуйте, мои дорогие любители музыки! Давненько я не баловал Вас своими рассказами… Но я времени зря не терял. Покопался в своих архивах, журналах, книжках. Сколько же всего интересного я нашел, о скольких интересных историях мне сразу же захотелось Вам рассказать! Годы уходят, лица и имена стираются из людской памяти… И только старая граммофонная пластинка, тихо шурша, возвращает нас в прошлое. Вот про такую забытую страничку русской истории я хочу Вам рассказать.

 

 

 

Аврелия Иосифовна ДОБРОВОЛЬСКАЯ (1881 – 1942 гг.), блистательная певица (сопрано), женщина необычайной и трагической судьбы. Аврелия Добровольская родилась 22 ноября 1881 г. в г. Белая Церковь под Киевом в польской дворянской семье русского подданства. Отец умер, не дождавшись рождения дочери. Оставшись с ребенком без средств, мать стала работать портнихой. В 1889 г. они перебрались в Москву, где жили на частной квартире. В гимназии девочка училась на средства богатого благотворителя. Имея хороший голос, пела в церковном хоре. В дальнейшей судьбе одаренной девушки приняла участие начальница гимназии, которая буквально за руку отвела Аврелию в консерваторию. Ее приняли на казенный счет и зачислили в класс профессора В.М.Зарудной. В.М.Зарудная, сама прекрасная певица, была последовательницей метода преподавания итальянца К.Эверарди, у которого в свое время совершенствовалась в Киеве, и дала А.И.Добровольской великолепную вокальную школу. Аврелия окончила консерваторию в 1902 г. с серебряной медалью, одновременно с А.В.Неждановой, получившей золотую медаль. После студенческих спектаклей обе были отмечены музыкальной критикой, особенно юная А.И.Добровольская, выделявшаяся даже на фоне успеха блестящей, но холодной, по выражению критики, А.В.Неждановой. Молодая певица отличалась нежностью и тонкостью сценического и вокального исполнения. По мнению той же критики, А.И.Добровольскую ожидало хорошее сценическое будущее. По окончании консерватории до 1904 г. Аврелия Иосифовна работала в театре Товарищества частной русской оперы (театр Г.Г.Солодовникова). В 1905 г. певица выступала в Мариинском театре (антреприза А.А.Церетели), затем в театре «Олимпия». В 1904–1910 гг. была солисткой Оперы С.И.Зимина.

24 сентября 1909 г. большим событием музыкальной жизни Москвы стала премьера в театре С.И.Зимина оперы «Золотой петушок» Н.А.Римского-Корсакова. А.И.Добровольская стала первой исполнительницей партии Шемаханской царицы на русской сцене. Партия Шемаханской царицы – одна из труднейших в оперном искусстве, предъявляющая огромные требования и к голосу певицы, и к ее музыкальности, и к сценическому дарованию. Однако, эта партия оказалась по плечу А.И.Добровольской. Своим исполнением роли она с первого же момента овладела вниманием публики. А 6 ноября состоялась премьера «Золотого петушка» в Большом театре, где в этой партии выступила А.В.Нежданова. Критики невольно сравнивали двух певиц, подробно разбирая исполнение обеих как с вокальной, так и с артистической стороны, отмечая, что «каждая из артисток в своем роде хороша», но многие отдавали предпочтение А.И.Добровольской. В 1910 г. Дирекция Большого театра пригласила Аврелию Иосифовну в свою труппу, и она с успехом пела партии сопрано наряду с А.В.Неждановой.     

Ария Джильды "Ах, при имени его" из 1 д., 2 к. оперы "Риголетто" (Дж.Верди).
Запись 1912 г. (Арх.№ ф. 42, оп. 1 "г", ед. уч. 236)
 

В 1911 г. А.И.Добровольская на два месяца уехала в Италию для занятий с вокальным педагогом, профессором М.Видалем, в 1913 г. недолго совершенствовалась у М.Маркези в Париже. Ее партнерами в спектаклях Большого театра были Ф.И.Шаляпин, В.Р.Петров, Л.В.Собинов, И.А.Алчевский, Д.А.Смирнов, С.И.Мигай. Она имела репертуар, в котором было свыше 70 оперных партий и пользовалась неизменным успехом. В 1914 г. по приглашению знаменитого русского театрального и художественного деятеля С.П.Дягилева А.И.Добровольская приняла участие в «Русских сезонах» в Париже и Лондоне. За рубежом певица имела огромный успех, театральные импресарио предлагали ей контракты и турне, но Аврелия Иосифовна вернулась в Россию, не хотела оставлять надолго мужа и двух малолетних дочерей.     

Каватина Розины "В полуночной тишине" из 2 д. оперы "Севильский цирюльник" (Дж.Россини).
Запись 1914 г. (Арх.№ ф. 42, оп. 1 "г", ед. уч. 237)

Революция 1917 г. в России осложнила А.И.Добровольской, как и многим, условия для жизни и творчества. Квартира певицы окнами выходила на Кремль, и во время уличных боев в них были выбиты стекла, пришлось жить в коридоре, где было чуть теплее. Вскоре большую квартиру пришлось поменять на маленькую, гонораров за выступления в концертах в виде мешочка с крупой не хватало, чтобы прокормить детей. И все же в течение нескольких лет певица стоически переносила трудности, пела спектакли, участвовала в благотворительных и шефских концертах. В 1921 г. она ушла из Большого театра и увезла детей к мужу К.Ф. Бостанжогло, крупному инженеру-химику, работавшему сначала на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде, затем на военном заводе под Ленинградом. А вскоре семья последовала за ним в Новочеркасск, где Аврелия Иосифовна стала преподавать в консерватории, иногда у нее были концерты. В 1922 г. они переехали в Харьков, и А.И.Добровольская пела в Харьковской опере. В этом же году гастролировала в Баку. В 1923–1924 гг. работала по контракту в Одесской опере. Там же лечила болезнь горла у известного врача В.Ф.Дзирне и вышла за него замуж, в 1925 г. они вместе вернулись в Москву. До 1927 г. Аврелия Иосифовна не имела постоянной работы, давала частные уроки, но все же готовила концертные программы, повторяла старые и учила новые арии и романсы. В 1928 г. она дала два сольных концерта. Несколько раз пела на радио. Еще в 1927 г. А.И.Добровольская стала преподавать в Московской музыкальной школе им. С.В.Рахманинова, через два года перешла в музыкальную школу им. М.В.Фрунзе, которая закрылась в 1931 г., и вновь певица давала только частные уроки. В 1936 г. ее муж В.Ф.Дзирне был неожиданно арестован: он лечил работников разных посольств и был обвинен в шпионаже. Через полтора месяца его выслали на поселение в г. Киров. А.И.Добровольская уехала с ним. Только в 1938 г. ее взяли преподавателем в Кировскую музыкальную школу. Летом 1941 г. В.Ф.Дзирне был повторно арестован, а зимой арестовали и Аврелию Иосифовну. Приговор по ее делу – расстрел - был приведен в исполнение 3 декабря 1942 г. Место захоронения знаменитой русской певицы неизвестно. В 1959 г. военный трибунал Уральского военного округа пересмотрел дело А.И.Добровольской-Дзирне и она была посмертно реабилитирована. После долгих лет умолчания имя певицы вновь появилось в истории русского вокального искусства, архивные документы были открыты, и прояснилась ее трагическая судьба.   

 

Материал подготовлен сотрудниками РГАФД

 

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика