РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

Русская эстрадная певица Мария Каринская

Версия для печати
 
 
 
Мария Александровна Каринская
(1882 - 1942 гг.)
 
 
 
 
 
Дорогие мои читатели! Я уже много рассказал Вам об истории русского оперного искусства начала ХХ века, о жизни замечательных исполнителей, чьи имена оказались забытыми в России после их эмиграции. Ну а как сложились жизни и творческие судьбы русских дореволюционных звезд, основоположников российской эстрады, благодаря которым русский романс и народная песня впервые вышли на большую сцену и зазвучали с эстрадных подмостков, как самостоятельный жанр музыкального искусства?

 

 

 

 

 

Мария Александровна Каринская (1882 – 1942 гг.), артистка эстрады, певица. Это имя сегодня знают лишь коллекционеры граммофонных пластинок начала ХХ века. И если записи ее голоса сохранились, то о самой артистке известно крайне мало. А между тем когда-то имя Марии Каринской гремело по всей России, ее часто сравнивали с любимицей публики, самой «королевой русской эстрады» Анастасией Вяльцевой, о которой я Вам уже рассказывал. Об артистке известно лишь, что родилась она в Оренбурге, училась в Оренбургском Николаевском институте. Окончила Петербургскую консерваторию. В мае 1904 г. она впервые выступила на столичной сцене в оперетте В.А.Казанского. В то время в многочисленных театрах, летних садах и увеселительных заведениях шли преимущественно венские оперетты, а публика жаждала видеть на сцене своих, русских исполнителей и слышать любимые русские песни и мелодии. Поэтому очень быстро стали приобретать огромный успех всевозможные музыкальные спектакли в стиле «Русские песни в лицах» или «Цыганские романсы в лицах». Вспомним, что молоденькая Настя Вяльцева, будущая звезда русской эстрады, впервые блеснула именно в одном из таких представлений. Вот в одном из подобных спектаклей и появилась впервые Мария Каринская. Критика в целом весьма лестно отозвались о дебютантке, отметив ее внешность, сильный красивый голос, заметив при этом, что начинающей певице нужно еще много работать и совершенствовать свою вокальную технику. Со временем популярность Марии Каринской начала расти. Она сменила амплуа, покинула театр и все чаще стала появляться на эстрадных подмостках с программами старинных и современных романсов. К 1910 г. ее имя уже называлось в ряду лучших исполнительниц цыганского жанра, она много записывалась на граммофонных пластинках. Зимой 1910 г. весь Петербург говорил об устроенном Марией Александровной грандиозном концерте, сбор от которого пошел на благотворительные цели. Малый зал Петербургской консерватории не смог вместить всех желающих. К участию в концерте удалось привлечь некоторых солистов Императорских театров с мировыми именами и известных драматических актеров.

"Дремлют плакучие ивы", романс (Барон Б.Б., сл. А.В.Тимофеева) Запись 1909 г. (Арх.№ ф. 35, оп. 1 "г", ед. уч. Х-63757)

В 1911 г. в Петербурге состоялось довольно необычное музыкальное мероприятие - в театре «Пассаж» прошел конкурс на лучшее исполнение цыганских романсов, являвшегося самым популярным жанром начала ХХ века. Владельцы «Пассажа» знали, что делали! Граммофонные пластинки с записями лучших исполнителей этого жанра раскупались мгновенно. Поэтому не случайно было принято решение объявить состязание певцов именно «цыганского жанра», приковавшее к себе внимание всего музыкального Петербурга. Победительницей стала Мария Александровна Каринская, выдержав конкуренцию с другой признанной исполнительницей цыганского репертуара Н.Тамарой и удостоенная первого приза и звания «Королевы цыганских романсов». С этого момента певица оказалась на вершине отечественного эстрадного Олимпа. Каждая ее гастрольная поездка превращалась в событие всероссийского масштаба. В апреле 1911 г. она приехала на гастроли в Москву и пела в Зале Благородного собрания. Тысячи москвичей приветствовали певицу на концерте, покоренные необыкновенным голосом и стильной внешностью певицы. В программе вечера были заявлены знаменитый виртуоз-балалаечник Б.С.Трояновский (о нем я тоже рассказывал на страницах «Старого граммофона»), популярный писатель Аркадий Аверченко, известный в Москве чтец и рассказчик В.П.Свободин. Успех гастролей был огромный, саму Марию Александровну вызывали без конца «на бис». И она исполняла, иногда по 10-15 номеров «на бис»! ».   

"Любовь идёт сама", романс (муз. и сл. М.К.Штейнберга) Запись 1910 г. (Арх.№ ф. 35, оп. 1 "г", ед. уч. 951)  

В 1913 г. она стала выступать с аккомпаниатором А.Д.Вяльцевой - А.В.Таскиным. Репертуар Марии Александровны отличался широтой и разнообразием. Она исполняла «жестокие» романсы о неразделенной любви, разбитых сердцах и сокрушенных надеждах из репертуара Вари Паниной, но одновременно пела игривые кокетливые романсы А.Д.Вяльцевой, русские песни из репертуара Н.В.Плевицкой. При этом всегда сохраняла собственную индивидуальность их исполнения. На волне патриотического подъема после начавшейся Первой мировой войны М.А.Каринская устраивала «Вечера русской старины», где в красочных русских костюмах исполняла старинные народные песни, баллады в сопровождении оркестра народных инструментов.

"Василёк", песня (А.Н.Чернявский, сл. П.Г.Кручинина) Запись 1909 г. (Арх.№ ф. 35, оп. 1 "г", ед. уч. 437)

Все в ее жизни, казалось бы, складывалось удачно. Но как известно, не всем мечтам и надеждам суждено сбываться. Так и в жизни Марии Александровны, мечте о работе на драматической сцене не суждено было свершиться. Жестокий недуг, тяжелый суставной ревматизм не позволил ей петь в опере, о чем она грезила еще в консерватории. На эстраде не так заметна была ее хромота - когда она пела, забывалось обо всем на свете. Известен случай, когда император Николай II на одном из придворных концертов в Царском Селе обратил внимание на нарушение певицей придворного этикета - не совершила предписанный после исполнения поклон. Узнав о причине, Николай выразил искреннее сожаление, сказав, что с таким выдающимся голосом Мария Александровна могла бы занять первое место на оперной сцене Мариинского театра. Она мечтала и о драматической сцене. Но в театр не пошла (опять-таки из-за хромоты) и лишь изредка играла на любительской сцене - сыграла роль Катюши Масловой в одной из «великосветских» инсценировок «Воскресения» Л.Н.Толстого, а чуть позже - роль Кэт в драме Г.Ге «Казнь». После этого ей начали прочить блестящую карьеру и на драматической сцене. Но планам и мечтам не было суждено осуществиться.  

"Гори, гори, моя звезда", романс (П.П.Булахов, сл. В.П.Чуевского) Запись 1910 г. (Арх.№ ф. 35, оп. 1 "г", ед. уч. 964)

 В 1917 г. после Октябрьской революции Мария Александровна Каринская навсегда покинула Россию. Дальнейшая ее судьба до сих пор точно не известна. По одной версии – она вышла замуж то ли за инженера-геолога, то ли за дипломата, и покинула Россию. Недавно появились сведения о том, что она с волной беженцев попала в Харбин, где ее жизнь и жизнь ее дочери складывались очень тяжело. Приходилось много работать и голодать. Затем она уехала в Шанхай, потом в Америку, а позже переселилась в Канаду, где жила на ферме у дочери. Умерла в возрасте 58 лет в полном забвении.  

Материал подготовлен сотрудниками РГАФД

 

 

 

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика