Героическая эпопея спасения челюскинцев
В 2019 году отмечается 85-летие окончания героической эпопеи спасения челюскинцев. Интернет-проект Российского государственного архива фонодокументов имеет целью ознакомить общественность и специалистов с хроникальными записями и воспоминаниями участников экспедиции на пароходе «Семён Челюскин» и летчиков-героев, спасших их после кораблекрушения.
По этой теме была осуществлена работа по выявлению имеющихся в фондах РГАФД фонодокументов, в результате которой отобраны 22 звукозаписи.
В проект включены речь видного государственного деятеля В.В. Куйбышева, выступления и воспоминания членов экспедиции на пароходе «Семён Челюскин» О.Ю. Шмидта, В.А. Ремова, Э.Т. Кренкеля, А.М. Шафрана, А.Е. Погосова, героев-летчиков А.В. Ляпидевского, М.В. Водопьянова, Н.П. Каманина, В.С. Молокова, М.Т. Слепнёва и других.
Фонодокументы в проекте снабжены архивными номерами и аннотациями, краткими историческими и биографическими справками об авторах выступлений и воспоминаний, проиллюстрированы фотографиями. Представленные в проекте фонодокументы РГАФД имеют научный и исторический интерес для широкого круга исследователей.
В 1929 года Отто Юльевич Шмидт возглавил в СССР работу по покорению Арктики. В 1930 году он стал директором Арктического института.
После первых удачных арктических походов на ледокольных пароходах «Георгий Седов» и «Александр Сибиряков» в голове Шмидта укрепилась идея о проведении еще одной экспедиции, которая должна была поставить окончательную точку в покорении Северного морского пути. И новый пароход «Семён Челюскин» стал для этого энтузиаста средством развить свой исследовательский успех.
Шмидт смог убедил Главное управление Северного морского пути при Совнаркоме СССР использовать корабль в его новом экспериментальном путешествии. Но «Челюскин» в первую очередь был грузопассажирским кораблем, конструктивно не приспособленным для экстремальных навигаций среди полярных льдов. Это обстоятельство, по общему мнению, специалистов, и привело к будущей гибели судна.
Экспедиция под руководством О.Ю. Шмидта на пароходе «Семён Челюскин» отправилась в путь из Мурманска 2 августа 1933 года.
На борту отплывшего судна находились 112 участников экспедиции. Пароход был сильно перегружен из-за разведывательного гидросамолета, нескольких сборных бревенчатых домов, предназначенных для поселения на острове Врангеля, а главное - дополнительного объема угля для обогрева зимующих островитян.
Первые серьезные льды в Карском море, появившиеся сразу после пролива Маточкин Шар, не стали большим испытанием для парохода. Но вскоре корабль натолкнулся на серьезное препятствие по курсу движения - большой необитаемый остров Уединения, не обозначенный на картах в этом районе. С задержкой пароход тронулся в дальнейшее путешествие. С каждой новой милей последующего пути льды нарастали.
Первым повреждением от них стала порча стрингера, вслед за которым лопнул шпангоут. Для проведения ремонта челюскинцам пришлось разгружать носовой трюм, где хранился уголь. Все участники экспедиции от матроса до ученого разделились на бригады и, сменяя друг друга, справно решили проблему. Но драгоценное время было потеряно.
23 сентября 1933 года корабль оказался окончательно заблокированным. Сплошные льды окружили и сковали его рядом с тем местом, где за год до этого остановился пароход «Александр Сибиряков». Таким образом, даже первая задача экспедиция была не достигнута. Добраться до острова Врангеля экспедиция Шмидта не смогла.
Теперь неуправляемый пароход «Семен Челюскин» двигался на восток вместе с дрейфом многолетних льдов. 4 ноября 1933 года судно вынесло в акваторию Берингова пролива. Пришла радостная весть - лед стал утончаться и вскоре от чистой воды пароход отделял путь всего лишь в несколько километров. Шмидту показалось, что благополучное спасение неминуемо.
В это время недалеко от «Челюскина» находился ледорез «Фёдор Литке». Его капитан предложил помочь вырвать из ледяного плена застрявший пароход. Но Шмидт отказался от поддержки, надеясь, что их судно сможет самостоятельно выбраться на чистую воду. И на этот раз руководитель экспедиции допустил очередную и уже фатальную ошибку, за которую в итоге расплачивались все члены экспедиции.
Неожиданно капризный дрейф изменил свое направление и отправил «Челюскин» в прямо противоположную сторону – во льды и торосы арктической пустыни! Осознавший свою оплошность Шмидт уже по своей инициативе запросил помощь «Литке», но было слишком поздно, суда оказались на большом расстоянии.
Пароход оказался полностью заблокирован арктическими льдами. Теперь экипаж ожидала зимовка в ледяном плену, и никто не мог поручиться за сохранность судна в экстремальных условиях Крайнего Севера. «Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. Каждый день был тревожным из-за частых сжатий и сильного торошения льда.
13 февраля 1934 года внезапным сильным ледяным напором разорвало левый борт парохода. Одновременно лопнули трубы паропровода, что лишило возможности запустить водоотливные насосы. Через два часа судно затонуло. Погиб один человек - был придавлен бревном и увлечен под воду завхоз Могилевич, остальные члены экспедиции спаслись. Руководители экспедиции и капитан сошли с корабля последними за несколько секунд до его полного погружения. На лед высадились 104 человека, среди них 10 женщин и уже двое детей.
14 февраля по радио передана телеграмма: «Москва. Совнарком. Куйбышеву… 13 февраля в 13 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэллен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов».
Это сообщение из лагеря челюскинцев получила береговая радиостанция в поселке Уэллен, которая и передала в Москву телеграмму: «Челюскин» затонул. Экипаж парохода высадился на лед. Начальник экспедиции Шмидт».
Радиосвязь челюскинцы наладили уже на следующий день после кораблекрушения под руководством старшего радиста Эрнста Теодоровича Кренкеля.
Фрагмент воспоминаний советского радиста-полярника, Героя Советского Союза Э. Т. Кренкеля о гибели парохода «Семён Челюскин» и эвакуации на льдину, об организации радиосвязи с Москвой.
Дата записи: 13.04.1964 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 2952 - 1.
Кренкель Эрнст Теодорович
1903 - 1971 гг.В 1921 году он окончил радиокурсы в Москве и стал работать на Люберецкой радиостанции, одновременно учась в радиотехникуме.
С 1924 года участвовал в качестве радиста в полярных экспедициях:
В 1928 году – на ледокольном пароходе «Георгий Седов», в 1929 - 1930 годах – на полярной станции в архипелаге Земля Франца-Иосифа, в 1931 году – на дирижабле «Граф Цеппелин», в 1932 году – на пароходе «Сибиряков», в 1933 году – на дирижабле «В-3», в 1933 – 1934 годах - радист экспедиции на пароходе «Семён Челюскин».
Затем Кренкель работал на полярной станции на мысе Оловянном на Северной Земле.
В 1937 – 1938 годах Эрнст Теодорович был радистом на первой дрейфующей полярной станции «Северный полюс». За участие в полярном дрейфе получил звание Героя Советского Союза.
С 1938 года Кренкель стал начальником управления полярных станций Главсевморпути.
В годы Великой Отечественной войны он отвечал за радиосвязь на воздушной трассе Красноярск – Уэлькаль, так называемый «маршрут Алсиб», по которой перегонялись американские самолеты в СССР, поставленные по договору ленд-лиза.
С 1948 года был директором московского радиозавода «Волна».
С 1951 года он работал начальником лаборатории автоматических радиометеорологических станций НИИ гидрометеорологического приборостроения Главного управления гидрометеорологической службы СССР.
В 1968 – 1969 годах возглавлял рейс научно-исследовательского судна «Профессор Зубов» к Антарктиде. После возвращения был назначен директором НИИ гидрометеорологического приборостроения.
За 120 минут эвакуации с парохода организованно и без паники были выгружены на лед аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолет и радио.
Последний груз спустили на лед, когда уже нос судна погрузился под воду.
Трагические события кораблекрушения успел запечатлеть на кинопленку оператор кинохроники Аркадий Менделевич Шафран.
В экспедиции челюскинцев Аркадий Менделевич Шафран носил дружеское прозвище «Аркан - рыжая борода». Он дрейфовал вместе с экипажем ледокола «Челюскин», во время которого снял документальный фильм о подвиге советских полярников.
Фрагмент воспоминаний советского кинооператора и кинорежиссёра, лауреата Сталинской премии А.М. Шафрана о гибели парохода «Семён Челюскин» и эвакуации на льдину.
Дата записи: 13.04.1964 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 2952 - 1.
Шафран Аркадий Менделевич
1907 - 1983 гг.В 1931 году окончил кинофототехникум в Ленинграде.
С 1929 года сотрудничал на кинофабрике «Совкино» в Москве.
В 1934 - 1937 годах работал на киностудии «Ленфильм».
В 1937 - 1953 годах - на ЦСДФ.
С 1954 года - на студии «Моснаучфильм».
С июня 1941 года Шафран оператор Западного, Центрального и Воронежского фронтов.
С 1955 года сотрудничал в киножурналах «Наука и техника», «Новости строительства», «Новости сельского хозяйства», «Новости химической промышленности».
Награжден орденом Красной Звезды (1934 г.) за съёмки гибели парохода «Семён Челюскин».
Перебираясь на льдину, экипаж выгрузил с корабля не только спальные мешки с палатками, но и строительные материалы.
Оказавшийся на краю гибели коллектив проявил сплоченность и организованность, благодаря чему в лагере удалось наладить достаточно сносную жизнь.
Под руководством инженера Виктора Александровича Ремова были построены обогреваемый бревенчатый барак, кухня и сигнальная вышка.
Все участники экспедиции от матроса до ученого разделились на бригады и, сменяя друг друга, дружно решали проблемы обустройства лагеря. Необходимо отметить, что подобный бригадный принцип организации труда и выручил полярников в предстоящей зимовке.
Фрагмент воспоминаний главного инженера Главного управления Северного морского пути при Совнаркоме СССР В.А. Ремова о повреждении парохода «Семён Челюскин» и его ремонте, о строительстве бараков и обустройстве лагеря на льдине.
Дата записи: 13.04.1964 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 2952 - 1.
Ремов Виктор Александрович
Родился в 1903 году в Костромской губернии.Участвовал в изысканиях и постройке железнодорожной линии Карталы – Магнитная.
С момента основания в 1932 году - главный инженер Главного управления Северного морского пути при Совнаркоме СССР.
Дружеское прозвище среди челюскинцев - «Нестор-летописец», так как до самой своей кончины переписывался с членами экспедиции и собирал о них биографический материал.
Два месяца челюскинцы дрейфовали на льдине.
С первых дней обустройства ледового лагеря Шмидт организовал проведение научных работ. И даже читал лекции по диалектике.
За все время пребывания на льду из всех челюскинцев серьезно заболел только Отто Шмидт, у которого обнаружилось воспаление легких. Из-за недуга начальника экспедиции эвакуировали из лагеря не в числе последних, а семьдесят шестым.
В суровой жизни ледового лагеря потерпевших кораблекрушение членов экспедиции парохода «Семён Челюскин» находилось место и для юмора. По мнению гидробиолога, научного сотрудника экспедиции Анны Петровны Сушкиной, ничего не могло сломить высокий дух челюскинцев.
Фрагмент воспоминаний гидробиолога, кандидата биологических наук Анны Петровны Сушкиной о появлении «медведя» в лагере челюскинцев.
Дата записи: 13.04.1964 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 2952 - 2
Сушкина Анна Петровна
Родилась в 1907 году в Москве.Окончила Московский университет по специальности гидробиолог, кандидат биологических наук. Со студенческих лет, с 1926 года, многократно работала на Севере, занимаясь гидробиологией, ихтиологией, геоботаникой.
Участвовала в экспедициях по обследованию рыбного хозяйства озер Урала, Западной Сибири, Тобольского района. Зимовала в Остяко-вогульской области.
Опубликовала большое количество научных работ и серию рассказов о своих путевых впечатлениях и встречах, в частности, и о челюскинской эпопее.
Во время дрейфа парохода «Семён Челюскин» в его экипаже случилось прибавление, 31 августа 1933 года у жены члена экспедиции геодезиста Васильева родилась дочь Карина. В свидетельстве о рождении, а потом и в паспорте, в графе «место рождения» у неё стояла запись «Карское море».
Фрагмент воспоминаний специального корреспондента «Известий ЦИК СССР и ВЦИК» Б.В. Громова о рождении и жизни дочери геодезиста Васильева – Карины в лагере челюскинцев.
Дата записи: 13.04.1964 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 2952 - 2.
Громов Борис Васильевич, специальный корреспондент «Известий ЦИК СССР и ВЦИК», в 1929 году освещал в прессе первую советскую арктическую экспедицию на ледокольном пароходе «Георгий Седов» на землю Франса-Иосифа.
В 1931 году участвовал в составе выездной редакции «Известий» - «Вторые пути» на строительстве вторых путей, «соединивших уральскую руду с кузнецким углём».
«Совсем иначе выглядел другой журналист – специальный корреспондент "Известий" Борис Васильевич Громов, - описывал его старший радист челюскинцев Эрнст Теодорович Кренкель. - Атлетического сложения, сильный, выносливый, он был моим спутником и в 1929 году на "Седове", и в 1932-м на "Сибирякове", и в 1934-м на "Челюскине". Но познакомились мы гораздо раньше. Наше совместное путешествие по жизни началось еще в 1910 году. Когда я поступил в гимназию, Громов уже учился в ней. Был он всего на класс старше, но нос драл на несколько этажей выше, по старой традиции гимназистов, обязывающей не расходовать внимания на тех, кто младше тебя.
В то время, когда мы плыли на "Сибирякове", Громов заканчивал свою карьеру спортсмена – бегуна на средние дистанции, где он показывал в свое время отличные результаты. Но как журналист, причем журналист, физически очень приспособленный к условиям арктического похода, Громов был в расцвете сил. И не случайно, что очень точный в отборе людей Шмидт приглашал его с собой из экспедиции в экспедицию».
После гибели парохода «Семён Челюскин» во всем мире развернулось широкое обсуждение возможностей спасения членов экспедиции. Зарубежными специалистами отвергалась возможность эвакуации потерпевших крушение на самолетах из-за невозможности посадки и взлета с торосных и битых арктических льдов. Предлагалось зимовать до наступления теплого времени, а оставшимся в живых на льдине людям добираться на лодках до берега или послать им на встречу ледокола.
Действительно, опытной и подготовленной полярной авиации в то время не было ни у одной страны в мире. Но советское правительство решило провести воздушную эвакуацию.
И именно первые советские самолеты сыграли важнейшую роль в операции по спасению челюскинцев. Одним из координаторов этой уникальной эвакуации был Марк Иванович Шевелёв.
Фрагмент воспоминаний генерал-лейтенанта авиации, начальника Полярной авиации Главного управления Северного морского пути, Героя Советского Союза М. И. Шевелёва о роли первых советских самолетов в успешном проведении спасательной операции по эвакуации челюскинцев.
Дата записи: 03.04.1982 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 7612.
Шевелёв Марк Иванович
1904 - 1991 гг.В шестнадцать лет призван в ряды Красной Армии, принимал участие в Гражданской войне.
В 1925 году окончил факультет воздушных сообщений Ленинградского института инженеров путей сообщения. В 1928 году проходил службу в РККА.
Позднее Шевелёв, являясь начальником Полярной авиации Главного управления Севморпути, он в мае 1937 года руководил высадкой в районе Северного полюса экспедиции во главе с И. Д. Папаниным и доставкой оборудования для научной станции «Северный полюс-1».
Во время Великой Отечественной войны М. И. Шевелёв был заместителем командира авиационной дивизии, начальником штаба Авиации дальнего действия, затем — начальником воздушной трассы Красноярск — Аляска.
После войны в 1955 году Шевелёв окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба.
В 1971—1988 годах Шевелёв государственный инспектор Севморпути. Руководитель пятнадцати высокоширотных экспедиций, в том числе перелёта Москва — Антарктида — Москва. В 1977 году обеспечивал стратегическую ледовую разведку для успешного прорыва атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу.
Советские летчики, сделав десятки опасных рейсов в сложнейших метеоусловиях, все-таки эвакуировали всех челюскинцев. Последним покинул лагерь капитан судна Владимир Воронин. Первым летчиком, приступившим к поискам пропавшей экспедиции парохода «Семён Челюскин», был пилот Анатолий Васильевич Ляпидевский. Он совершил двадцать девять неудачных попыток обнаружить челюскинцев, прежде чем, уже в тридцатом полете, 5 марта 1934 года, смог найти льдину с их лагерем. И он же первым начал эвакуацию людей.
Самолет АНТ-4 Ляпидевского взял на борт всех женщин и детей в количестве двенадцати человек и переправил их в ближайшее поселение.
Фрагмент воспоминаний генерал-полковника авиации, обладателя золотой Звезды Герой Советского Союза №1 А. В. Ляпидевского о спасении челюскинцев на встрече в Центральном Доме журналистов.
Дата записи: 03.04.1982 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 7612.
Фрагмент воспоминаний генерал-полковника авиации, обладателя золотой Звезды Герой Советского Союза №1 А. В. Ляпидевского о спасении челюскинцев.
Дата записи: 13.04.1964 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 2952 - 1.
Ляпидевский Анатолий Васильевич
1908 - 1983 гг.В 1926 году вступил в Красную Армию, а в следующем году успешно закончил военно-теоретическую школу для летчиков.
В 1928 году Ляпидевский стал выпускником Севастопольской высшей школы красных морских летчиков. Летал в составе ВВС Краснознаменного Балтийского флота, служил летчиком-инструктором Школы морских летнабов Ейска.
В 1933 году вышел в запас.
Затем на Крайнем Севере трудился в отряде управления полярной авиации Главсевморпути.
После завершения челюскинской эпопеи, в 1935 году Анатолий Васильевич вернулся в армию, одновременно поступив в Военно–воздушную академию им. Жуковского.
В 1939 году был назначен на должность заместителя главы инспекции Народного комиссариата авиапромышленности, а с октября 1941 года Ляпидевский возглавлял авиационный завод №156 в столице.
В начале Великой Отечественной войны Ляпидевский стоял во главе 4-го отдела НИИ ВВС, а с сентября 1943 года работал заместителем командующего ВВС 9-й армии, начальником полевого ремонта 7-й воздушной армии Карельского фронта.
После войны Ляпидевский был главным контролером Госконтроля СССР, первым заместителем министра авиапромышленности, руководил заводом, подконтрольным Министерству машиностроения.
Когда 5 марта 1934 года летчик А.В. Ляпидевский нашел на льдине лагерь челюскинцев, он еще не знал, что среди первых на взлетной полосе его приветствовала метеоролог Ольга Николаевна Комова, уже не один день дежурившая на импровизированном аэродроме в ожидании спасительного самолета.
Фрагмент воспоминаний метеоролога О.Н. Комовой о жизни в лагере и об эвакуации женщин и детей на самолете А.В. Ляпидевского на встрече в Центральном Доме журналистов.
Дата записи: 03.04.1982 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 7612 - 1.
Комова Ольга Николаевна
Родилась в 1902 году в Рязани.Участвовала в экспедициях по Туркестану, Уралу, Уссурийскому краю, Бурято-Монголии, была на Новой Земле и на Чукотке.
С 1930 по 1932 год работала в бухте Лаврентия в туземной школе и на метеостанции.
В лагере челюскинцев она вела метеорологические исследования.
Во время Великой Отечественной войны занималась ледовой разведкой для полярной авиации на Севере.
Уже известный полярный летчик Михаил Васильевич Водопьянов зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского потерпел авиакрушение на озере Байкал. Бортмеханик погиб, а Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы, только на голову ему наложили 36 швов.
Несмотря на травмы, в 1934 году Михаил Васильевич сломил сопротивление правительственной комиссии и добился у В.В. Куйбышева участия в спасении челюскинцев.
Водопьянов, вместе с летчиками В. Галышевым и И. Дорониным, совершил перелёт длиной почти 6000 километров из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через моря и горы, по неизведанной и тяжёлой трассе.
Из Анадыря Водопьянов трижды летал к потерпевшим кораблекрушение челюскинцам и вывез 10 членов экспедиции.
Фрагмент воспоминаний генерал-майора авиации, участника арктических и высокоширотных экспедиций, члена ЦИК СССР, члена Союза писателей СССР, Героя Советского Союза М. В. Водопьянова о спасении челюскинцев
Дата записи: 13.04.1964 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 2952 - 2.
Водопьянов Михаил Васильевич
1899 - 1980 гг.В феврале 1918 года был мобилизован в Красную Армию, служил обозным в Дивизионе Воздушных Кораблей «Илья Муромец». А с 1925 года он уже авиационный моторист, затем бортмеханик.
В 1928 году Михаил Васильевич окончил лётную школу «Добролёта», затем - Московскую лётно-техническую школу.
В 1929 году он первым открыл воздушную линию на остров Сахалин.
С 1931 года работал на Центральном аэродроме в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР.
Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва — Ленинград, Москва — Иркутск, на остров Сахалин.
В 1936-1937 годах он совершал полёты в Арктику.
21 мая 1937 года, на самолете АНТ-6А, во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север», впервые в мире Водопьянов совершил посадку на лёд в районе Северного полюса. Самолет доставил группу зимовщиков папанинцев, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1).
Водопьянов участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3.
Михаил Васильевич участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 года он командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941 года лично участвовал во втором налёте на Берлин.
С 1946 года генерал-майор авиации М.В. Водопьянов вышел в отставку. Но несмотря на это в 1948-1950 годах участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север» и «Север-2».
Жил в Москве. Член Союза писателей, активно занимался литературной деятельностью.
В феврале 1934 года старший лейтенант Николай Петрович Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов – пяти двухместных военных бомбардировщиков для спасения экипажа и пассажиров парохода «Семён Челюскин».
Два самолета, Каманина и Молокова, успешно добрались до точки эвакуации.
Николай Петрович в сложных метеоусловиях вывез из ледового лагеря 34 челюскинца.
Фрагмент воспоминаний генерал-полковника авиации, начальника первой команды советских космонавтов, Героя Советского Союза Н.П. Каманина о спасении челюскинцев.
Дата записи: 13.04.1964 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 2952 - 2.
Каманин Николай Петрович
1908 - 1982 гг.В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. На следующий год поступил в Борисоглебское училище летчиков, по окончании которого получил назначение на Дальний Восток в авиаэскадрилью имени В.И. Ленина. За четыре года службы Николай Каманин вырос от младшего военлета до командира авиаотряда.
В 1938 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского.
В должности командира легкобомбардировочной авиабригады Харьковского авиагарнизона участвовал в советско-финской войне 1939 - 1940 годов.
На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1942 года Каманин командовал 292-й штурмовой авиационной дивизией на Калининском фронте, с февраля 1943 года — командир 8-го смешанного и 5-го штурмового авиационного корпусов 1-го и 2-го Украинских фронтов.
В 1951 - 1955 годах Николай Петрович заместитель председателя ДОСААФ по авиации.
В 1956 - 1958 годах — командующий воздушной армией.
С 1958 года — заместитель начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке.
С 1960 года Каманин активно участвовал в отборе и подготовке первых советских космонавтов. В 1966 - 1971 годах занимал должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу.
Лётчик Василий Сергеевич Молоков снял со льдины наибольшее количество людей - 39 человек, в том числе и больного О.Ю. Шмидта. Благодарные спасенные полярники тепло и по-родственному называли Молокова «Дядей Васей».
Фрагменты воспоминаний генерал-полковника авиации, Героя Советского Союза В. С. Молокова о спасении челюскинцев.
Дата записи: 13.04.1964 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 2952 - 2.
Фрагменты воспоминаний генерал-полковника авиации, Героя Советского Союза В. С. Молокова о спасении челюскинцев.
Дата записи: 03.04.1982 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 7612.
Молоков Василий Сергеевич
1895 - 1982 гг.С 1915 года служил в Русской Императорской армии, а с января 1918 года - в Красной Армии, участник Гражданской войны.
В 1921 году окончил школу морских лётчиков в Самаре, а в 1929 году - курсы усовершенствования при Военно-воздушной академии им. Жуковского.
С 1931 года летал на воздушных линиях в Сибири и на Дальнем Востоке.
В 1935 году на летающей лодке «Дорнье-Валь» Молоков совершил выдающийся по тем временам перелёт по маршруту: Красноярск — Киренск — Якутск — Нагаево — Нижнеколымск — Уэлен и обратно, вдоль арктического побережья до Архангельска, открыв новую авиалинию через Восточную Сибирь и Камчатку.
В 1936 году он совершил полёт вдоль Арктического побережья СССР.
В 1937 году высаживал специалистов дрейфующей станции на Северный полюс.
С 1938 года — начальник Главного управления Гражданского воздушного флота СССР.
Во время Великой Отечественной войны Молоков назначен уполномоченным ГКО по созданию секретной авиаперегоночной трассы «Аляска-Сибирь».
С 1943 года командовал авиационной дивизией на Западном и 3-м Белорусском фронтах.
С 1947 года Молоков в запасе.
Выпускник Гатчинской лётной школы, участник Первой Мировой войны, Маврикий Трофимович Слепнёв к началу эвакуации челюскинцев уже был опытным полярным летчиком. В спасательной операции в феврале 1934 года Маврикий Трофимович Слепнёв приступил в должности командира Авиационного отряда научно-исследовательского института Гражданского воздушного флота СССР.
За один рейс он вывез со льдины пять человек. Позже эвакуировал больного О.Ю. Шмидта на лечение в США.
Фрагмент воспоминаний генерал-полковника авиации, Героя Советского Союза М.Т. Слепнёва о заседании правительственной комиссии по эвакуации челюскинцев и возвращении в Москву «Дорогой цветов».
Дата записи: 13.04.1964 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 2952 - 2.
Слепнёв Маврикий Трофимович
1896 - 1965 гг.В 1923 году окончил Высшую школу военных лётчиков и с 1925 года осваивал воздушные пути в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в Арктике.
С 1935 года он командир подразделений дирижаблей.
В 1936 окончил Военно-воздушную инженерную академию.
С 1939 года Слепнёв начальник Академии Гражданского воздушного флота СССР.
В годы Великой Отечественной войны, в 1941-1942 годах, был заместителем командира авиационной бригады ВВС Черноморского флота. Затем работал в Главном управлении ВВС ВМФ, в Главном штабе ВМФ.
Все пилоты-спасатели за мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, первыми в стране были удостоены высокого звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина.
Подготовкой взлетной полосы аэродрома на льдине изо дня в день в мороз и пургу поочередно занимались все участники экспедиции.
Но «начальником аэродрома» по праву величали «Сандро» - моториста Александра Ервандовича Погосова.
На «Челюскине» он направлялся на остров Врангеля в качестве старшего механика лагеря полярников и, как и многие, невольно стал участником героической эпопеи.
На протяжении всего дрейфа он с двумя товарищами жил в пяти километрах от лагеря челюскинцев, ухаживая за полем, служившим аэродромом. Погосов добровольно согласился взять на себя ответственность за прием и отправку самолетов, руководил действиями бригад по уборке снега.
Отправляя самолеты с последними челюскинцами и капитаном В.И. Вороновым, Погосов помогал летчикам развернуть их машины, поочередно раскачивая аэропланы и подталкивая их хвосты, чтобы оторвать примерзшие колеса, и уже сам на ходу забрался в кабину самолета В.С. Молокова.
Фрагмент воспоминаний о работе «аэродрома» по приему и отправке самолетов и о эвакуации последних челюскинцев моториста, участника экспедиции челюскинцев, полярного штурмана А.Е. Погосова.
Дата записи: 13.04.1964 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 2952 - 2.
Александр Ервандович Погосов
Родился в 1908 году в селении Джелал-Оглы, в Армении.До 1928 года в Тифлисе он учился в ВУЗе и одновременно работал землекопом на строительстве.
С 1930 по 1932 год служил в частях РККА.
Во время Великой Отечественной войны, Погосов, ставший к тому времени штурманом полярной авиации, работал «на два фронта»: в качестве штурмана летал на ледовые разведки в Белом море и, кроме того, принимал грузы с союзных караванов в Архангельске и в Мурманске.
Страна с воодушевлением встречала своих героев. Торжественная встреча челюскинцев в Петропавловске-Камчатском состоялась утром 29 мая 1934 года. К городскому причалу подошли пароходы «Смоленск», «Сталинград», «Красин» со спасателями и членами экспедиции. Над ними закружили самолеты, сбрасывавшие листовки с приветствиями. Корабли пришвартовались под звуки «Интернационала». От причала до центральной площади был выстроен почетный караул пограничников. Все население города восторженно встречало героев.
Далее пароход «Смоленск» с членами героической эпопеи от острова Скрыплёва шел во Владивосток с почетным эскортом из ледоколов «Добрыня Никитич» и «Казак Поярков».
7 июня 1934 года улицы Владивостока заполнили тысячи горожан. Склоны сопок, крыши и балконы домов, деревья и телеграфные столбы были буквально облеплены людьми. От специально построенной триумфальной арки до ворот порта выстроились цепочки почетного караула. На причале толпились родственники полярников, доставленные специальным курьерским поездом из Москвы, представители рабочих коллективов, городских учреждений и 23 колхозника, своим ударным трудом заработавшие право первыми встретить героев.
В 16 часов 25 минут раздалась команда «Смирно!», и в наступившей тишине предприятия и стоявшие в бухте пароходы встретили героев торжественными гудками. Как только из-за мыса Чуркина показался «Смоленск» с берега ударил артиллерийский салют из пятнадцати залпов. На стоящих на палубе челюскинцев пролился дождь из цветов и листовок с низко пролетавших самолетов. Это летчики авиаполка приветствовали челюскинцев и своих товарищей.
Швартовался «Смоленск» под гром оркестров и аплодисменты встречавших.
Как только пароход причалил, начался торжественный митинг. Сошедших на берег челюскинцев встретили руководители области, города и создаваемого Тихоокеанского флота. На митинге выступили заместитель руководителя экспедиции Алексей Бобров, капитан парохода Владимир Воронин, летчик Маврикий Слепнёв
Встретиться с героями желали очень многие, но их уже ждали в Москве.
Для полярников был сформирован специальный пассажирский состав из купейных вагонов и вагонов повышенной комфортности.
Вечером 9 июня 1934 года челюскинцы простились с Владивостоком и отправились в Москву через всю Россию. Этот специальный состав двигался по особому расписанию, с частыми остановками в пути, на которых герои Арктики встречались с трудящимися страны, осыпавшими их цветами. Этот железнодорожный состав так и вошел в историю под названием «Поезд цветов».
Фрагменты радиорепортажа о «Поезде цветов», перевозивших челюскинцев и героев-летчиков в Москву, их встрече на Белорусском вокзале и на Красной площади в Москве.
Дата записи: 19.06.1934 г.
Архивный шифр: ф. 1, оп. 16., ед. уч. 100.
В Москве 19 июня 1934 года их восторженно встречали с салютом на Белорусском вокзале, после чего летчиков и полярников посадили в лимузины с открытым верхом и провезли через центр Москвы, осыпая листовкам с надписью: «Гордимся вашей победой!» и, конечно, цветами.
«Их бросают по мере приближения колонны машин с крыш домов, с балконов, кидают из толпы. – вспоминал современник. – Нарастающий гул перешел в грохот аплодисментов и рев оваций. Люди кричат, не помня себя, не обращая внимания на соседей. Кричат, кидают цветы. Море цветов.
Нам повезло: перед нами туча листовок редеет, так как мы стоим на площади перед памятником Пушкину, и просто рядом нет высоких зданий, чтобы кидать. И нам лучше видны машины. Вот приближается первая пара, за ней другая. Идут парами.
Машины открытые, украшены гирляндами цветов, засыпаны цветами. На некоторых машинах укреплены портреты Героев. Хоть и не очень быстро едут машины, но разобрать, кто где все-таки не очень-то просто. Коллективно это сделать легче.
Идет сплошное узнавание. Причем, узнав кого-нибудь, кричат об этом отчаянно. И никого это не смущает. Всем радостно, всем кричать хочется».
Праздничный митинг на Красной площади продолжился ярким парадом-демонстрацией физкультурников и рабочих московских предприятий, моряков в парадных белых кителях и многочисленной молодежи, несших огромные портреты полярников и летчиков-героев.
А с трибуны Мавзолея их приветствовали члены Правительства СССР, челюскинцы и прославленные летчики, первые Герои Советского Союза.
Организацию спасения экспедиции парохода «Челюскин» поручили специальной Правительственной комиссии, которую возглавил высокопоставленный член партии и правительства Валериан Владимирович Куйбышев. Как глава Комиссии он открывал митинг.
Выступление В.В. Куйбышева на митинге в Москве на Красной площади, посвященном встрече челюскинцев и героев-летчиков.
Дата записи: 19.06.1934 г.
Архивный шифр: ф. 1, оп. 16., ед. уч. 100.
Валериан Владимирович Куйбышев
1888 - 1935 гг.В 1898 -1905 годах учился в Омском кадетском корпусе. Начал посещать марксистские кружки и в 1904 году вступил в РСДРП.
С 1905 года учился в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, где с 1906 года вел революционную работу, попал под надзор полиции, несколько раз подвергался допросам. Весной 1906 года он был исключен из академии за участие в студенческой забастовке.
Восемь раз подвергался аресту и четыре раза был сослан в Восточную Сибирь.
В марте 1917 года В. В. Куйбышев вернулся из ссылки в Самару, возглавил Самарскую организацию РСДРП (б). В годы Гражданской войны являлся одним из организаторов и политических руководителей Красной Армии.
После Гражданской войны Куйбышев находился на руководящей профсоюзной и хозяйственной работе. С ноября 1921 года - начальник Главэлектро; руководил практическим осуществлением плана ГОЭЛРО.
В 1923 - 1926 годах занимал пост наркома РКИ, был заместителем председателя СНК и СТО. В 1926 году он стал председателем ВСНХ.
С ноября 1930 года возглавлял Госплан СССР, непосредственно участвовал в составлении народно-хозяйственных планов 1-й и 2-й пятилеток. Был одним из основных консультантов И. В. Сталина по экономическим вопросам.
В 1934 году руководил операцией по спасению челюскинцев.
С февраля 1934 года В. В. Куйбышев являлся председателем Комиссии советского контроля, с мая 1934 года - первым заместителем председателя СНК и СТО, с 1927 года был членом Политбюро ЦК ВКП (б).
Выступление О. Ю. Шмидта на митинге в Москве на Красной площади, посвященном встрече челюскинцев и героев-летчиков.
Дата записи: 19.06.1934 г.
Архивный шифр: ф. 1, оп. 16., ед. уч. 100.
Отто Юльевич Шмидт
1891 - 1956 гг.Советский астроном, геофизик, полярный исследователь, руководитель экспедиции на пароходе «Семён Челюскин», Герой Советского Союза.
В 1935 году Шмидт был избран членом Академии наук СССР. Издается ряд его работ по астрономии, геофизике, географии и геологии.
В 1937 году он организовывал создание дрейфующей станции «Северный полюс-1». Под его руководством через год проходила эвакуация с льдины героев-папанинцев.
Шмидт был награжден орденом Ленина и Звездой Героя Советского Союза.
В честь ученого назван остров Шмидта, расположенный в Карском море, а на Чукотском побережье есть мыс, названный его именем.
Выступление Н.П. Каманина на митинге в Москве на Красной площади, посвященном встрече челюскинцев и героев-летчиков.
Дата записи: 19.06.1934 г.
Архивный шифр: ф. 1, оп. 16., ед. уч. 100.
Выступление В.С. Молокова на митинге в Москве на Красной площади, посвященном встрече челюскинцев и героев-летчиков.
Дата записи: 19.06.1934 г.
Архивный шифр: ф. 1, оп. 16., ед. уч. 100.
Фрагмент радиорепортажа с парада-демонстрации в Москве на Красной площади, посвященном встрече челюскинцев и героев-летчиков.
Дата записи: 19.06.1934 г.
Архивный шифр: ф. 1, оп. 16., ед. уч. 100.
Полная драматизма история экспедиции на пароходе «Семён Челюскин» стала одним из главных символов тридцатых годов прошлого столетия. Весь мир, не отрываясь, следил за эпопеей покорителей Севера.
Английская газета «Дейли Геральд» печатала на своих страницах такие комментарии: «История об этом - одна из величайших среди историй о героизме и выносливости, которыми так богата история полярных исследований. Радио и авиация сделали их спасение возможным. Но радио и авиация не смогли бы помочь без знаний и доблести летчиков. Весь мир отдает дань этим доблестным русским».
Фрагмент воспоминаний советского дипломата, историка, публициста, академика Академии наук СССР И.М. Майского о реакции на спасение челюскинцев драматурга Бернарда Шоу и лидера парламентской фракции Ллойда Джорджа.
Дата записи: не позднее 1975 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 7621.
Майский (Ляховецкий) Иван Михайлович
1884 - 1975 гг.С 1902 года включился в революционное движение в рядах меньшевиков.
В 1908 года эмигрировал в Швейцарию, затем жил в Германии, где в 1912 году окончил Мюнхенский университет.
В 1912 году переехал в Великобританию.
В 1921 году вступил в партию большевиков («Ленин публично возмущался тем, что "приняли в партию меньшевика Майского"»).
С 1922 года Майский — на дипломатической работе. В том же году был свидетелем обвинения на «процессе эсеров» в Москве.
В 1929 - 1932 годах — полпред в Финляндии.
В 1932 - 1943 годах — посол в Великобритании.
И спустя десятилетия эпопея челюскинцев ассоциируется у нас с несгибаемым духом полярников и мужеством героев-летчиков, спасших обреченных на гибель в арктических льдах членов экспедиции.
Поэтесса Марина Цветаева в октябре 1934 года посвятила челюскинцам такие проникновенные строки:
Челюскинцы! Звук — И впрямь челюстьми |
Сегодня — смеюсь! За вас каждым мускулом |
На основе фонодокументов из фондов РГАФД мы постарались воссоздать полную картину с малоизвестными историческими деталями подвига челюскинцев и их спасителей.
