Рождественский бульвар
Наши прогулки по московскому бульварному кольцу продолжим по Рождественскому бульвару, который следует за Петровским. Рождественский бульвар протянулся от Трубной площади до Сретенских ворот почти на 500 метров. Название свое он носит в честь Богородицкого Рождественского женского монастыря, находящегося в самом начале бульвара.
Первые сведения о застройке этого района относятся к XIV веку, когда были построены два монастыря – Рождественский и Сретенский. Вокруг монастырей стали селиться крестьяне и ремесленники. В XVII в. за стенами Белого города образовалась Государева Печатная слобода, поселение типографов, работавших на Печатном дворе на Никольской улице. Печатники строили церкви – сначала деревянный Успенский храм (1631 г.), затем каменное здание храма, относящееся к 1659 г. Считается, что именно в этом храме известный художник Пукирев стал свидетелем венчания старика и девушки, отразившемся впоследствии в картине «Неравный брак». До революции в ризнице Успенской церкви хранилась древняя еврейская серебряная монета, которая, как утверждали, являлась одним из 30 серебренников, полученных Иудой за предательство Христа. Сегодня о месте Печатной слободы напоминает Печатников переулок.
Известно, что Московское Бульварное кольцо образовалось на месте стен Белого города, которые были снесены в конце XVIII века. Рождественский бульвар появился далеко не сразу. Еще долго на его месте велась стихийная торговля, быстро строились лавки и магазины. Пожар 1812 г. полностью уничтожил их. В 1820-х гг. здесь была заложена зеленая аллея, которая спускалась к Трубной площади. В конце аллеи была построена гостиница, сохранившаяся до наших дней. На плане Москвы 1850 г. большинство дворов были деревянными. Аллея Рождественского бульвара оканчивалась двумя лестницами у Трубной площади. Между ними находился фонтан ключевой воды. Надо сказать, что жителям района приходилось возить бочки с водой по крутому Рождественскому бульвару, что было крайне затруднительно.
В XIX веке Рождественский бульвар активно застраивался доходными домами. В 1887 г. по нему начала ходить конка, в 1911 г. замененная электрическим трамваем.
Рождественский бульвар и его окрестности нашли свое отражение в живописи. Например, художник В.Перов написал свою знаменитую картину «Тройка». «Натурщиками» для Перова были три мальчика-подмастерья, затягивавшие бочку с водой на крутой Сретенский холм у стен Рождественского монастыря. Один из них вскоре умер от оспы. Его мать пришла к художнику, чтобы еще раз увидеть лицо сына. Перов сделал для женщины репродукцию с картины. Виды Рождественского бульвара изображены на картинах и других художников.
Как же упоминалось, в самом начале бульвара находится Рождественский монастырь. Он появился на левом берегу Неглинки в загородных владениях двоюродного брата князя Дмитрия Донского и внука Ивана Калиты, серпуховского князя Владимира Андреевича, участника Куликовской битвы. Основала монастырь его мать, княгиня Мария рядом со своей усадьбой. Первыми жителями монастыря были вдовы воинов-участников Куликовской битвы и все, кто потерял в битве своих кормильцев – мужей, сыновей, отцов, братьев. Монастырь был заложен в 1386 г. Впоследствии княгиня Мария постриглась здесь в монахини. В XVI веке монастырь отстраивался в камне (до этого он был деревянным). В 1525 г. была насильно пострижена в монахини под именем София жена князя Московского Василия III Соломония Сабурова (позднее перевезена была в Суздаль).
Переделки в монастыре длились вплоть до революции. В 1920 г. монастырь был закрыт, службы не проводились. В эти годы здесь было жилье и располагались различные конторы. В 1993 г. Рождественский монастырь снова открылся и действует до сих пор.
В 1953 г. во время похорон И.В.Сталина на Рождественском бульваре и прилегающей к нему Трубной площади случилась страшная давка, ставшая причиной гибели сотен людей. Точное число погибших и поныне неизвестно.
В позапрошлом XIX веке в районе Рождественского бульвара было много публичных домов, так что репутация района была неоднозначной. Гостиницу поблизости использовали для интимных встреч. По воспоминаниям писателя Н.Телешова, по вечерам окрестности буквально «кишели веселыми девами самых разных категорий». В народе эту гостиницу называли «святые номера», т.к. веселье разворачивалось практически у стен Рождественского монастыря. В начале XX века дома терпимости были закрыты, а гостиница перестала быть гостиницей, превратившись в доходный дом. Вот в этом доходном доме на углу Рождественского бульвара и Сретенки на третьем этаже ребенком жила в квартире своего деда - зубного врача знаменитая в будущем балерина М.М,Плисецкая (1925 – 2015 гг.). Выдающаяся балерина, актриса, театральный деятель, Майя Михайловна унаследовала по женской линии свой талант. Мать и тетка Плисецкой были актрисами, прививали девочке любовь к театру. В 1932 г. в связи с назначением отца директором "Арктикугля", затем консулом, семья переехала на Шпицберген. Здесь Плисецкая впервые выступила на сцене, исполнив роль в опере Даргомыжского "Русалка". После возвращения Плисецкая начала учиться в Московской хореографической школе. В 1937 – 1938 гг. родители Плисецкой были репрессированы – отец расстрелян, мать отправили в ссылку в Казахстан. 12-летнюю Майю удочерила тетка, и это спасло девочку от попадания в детский дом. 21 июня 1941 г. Плисецкая танцевала на выпускном вечере училища "Экспромт" Чайковского в постановке Л.Якобсона (разрешили выступать и младшим ученикам). После начала Великой Отечественной войны Плисецкая жила в Свердловске, где начались ее выступления на балетной сцене. С 1942 г. Плисецкая жила в Москве, окончила балетную школу и была принята в кордебалет Большого театра. Постепенно ей стали доверять сложные роли: Маша в "Щелкунчике", Мирта в "Жизели", Китри в "Дон Кихоте", Одетта и Одилия в "Лебедином озере". Плисецкая в каждую роль вкладывала душу. Она была всегда в форме и танцевала до 70 лет. Плисецкая была талантливым хореографом, поставила много балетных спектаклей на сцене Большого театра. Вот как рассказывает балерина о пластике танца в интервью.
1. Плисецкая М.М. Интервью (фрагмент)
Запись 13.06.1964 г.
Арх. № ф. 3, оп.4, ед. уч. 293.
В советское время часть исторической застройки Рождественского бульвара была снесена, но этот район все же сохранил свой оригинальный облик. После Великой Отечественной войны бульвар был реконструирован, облагорожен, было высажено много новых деревьев. В 1970-х гг. власти решили, что крутой подъем – помеха для транспорта и нужно проложить через Трубную площадь эстакаду. К счастью, это не было осуществлено, и район сохранил свою самобытность.
С Рождественским бульваром связано появление известного стихотворения С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Это было реальное происшествие, о котором написали в газете. Маршак прочитал заметку о том, как во время пожара в доме на Рождественском бульваре молодой человек забрался по водосточным трубам на 4 этаж и спас из огня девушку. После этого парень сел в трамвай и уехал. Известно, что впоследствии личность молодого человека была установлена. Им был 27-летний учащийся рабфака В.Бурнацкий. Так появилось это стихотворение. Самуил Яковлевич Маршак (1887 – 1964 гг.) был известным поэтом, переводчиком, сценаристом, литературным критиком, автором многочисленных книг для детей. Первые свои стихи он начал сочинять, когда еще не умел писать, помнил их наизусть и «читал» свои приятелям. Семья жила в Санкт-Петербурге, Маршак остался учиться в гимназии в Острогожске, приезжал к родителям в столицу. В Петербурге ему довелось познакомиться с известным критиком и искусствоведом В.Стасовым. Последний очень высоко оценил поэтические опыты Маршака и «выбил» ему место в Петербургской гимназии, куда евреев принимали в очень ограниченном количестве. Стасов воспитывал в юном Маршаке любовь к творчеству. В 1904 г. он представил своего протеже М.Горькому. Маршак из-за проблем со здоровьем 2 года жил у Горького в Ялте. Первая публикация стихов Маршака относится к 1907 г. В 1911 г. Маршак с группой товарищей совершил поездку на Ближний Восток, а через год в Англию, учился в лондонском университете до 1914 г. Вернувшись в Россию, он окончательно поселился в Петрограде с 1922 г. Маршак много занимался переводами. Свои стихи он писал для взрослых. Когда начались репрессии и гонения на литераторов 1930-х гг., Маршак стал писать для детей, организовал детский театр, где шли его пьесы «Теремок» и «Двенадцать месяцев». С 1923 г. выходят книги Маршака. В годы Великой Отечественной войны Маршак на военную службу не попал из-за крайне слабого зрения. Он писал сатирические памфлеты и фельетоны, работал над антифашистскими плакатами. Представляем вам два стихотворения Маршака.
2. Маршак С.Я. «Новый год», стихотворение. Читает автор
Запись 1953 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 6997.
3. Маршак С.Я. Из лирической тетради. «В пути», стихотворение. Читает автор
Запись 1953 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 6997.
На Рождественском бульваре сохранилось несколько интересных зданий. Например, домом № 9, построенном в 1909 г.. владела княжна Бебутова. Это дом в стиле модерн, украшенный богатой лепниной и ажурными решетками. Здесь в 1910 г. жил известный мистик и путешественник Г.Гурджиев.
В доме № 10/7 в советское время находилось кафе с народным названием «Зеленая гадина».
Дом № 12 заслуживает особого разговора. В 18 веке он принадлежал княгине Голицыной, затем А.Фонвизину. В доме проходили собрания тайного общества – «Союза благоденствия». Отсюда в сибирскую ссылку отправились сыновья Фонвизина, декабристы. В 1829 г. в Читу к мужу, генералу М.Фонвизину отправилась его жена Н.Фонвизина. Ее считают, и она сама была в этом уверенауверена, что является основным прототипом Татьяны из пушкинского «Евгения Онегина». В 1869 г. усадьбу приобрела баронесса фон Мекк, вдова «железнодорожного магната» Карла фон Мекка. Надежда Филаретовна любила музыку, разбиралась в ней. Она считала П.И.Чайковского гениальным композитором. Она и Чайковский не были лично знакомы – так сложились их отношения, но 30 лет находились в переписке. Надежда Филаретовна многие годы материально поддерживала Чайковского, освободив его от финансовых проблем ради его творчества. По приглашению фон Мекк Чайковский с братом Модестом останавливались в доме на Рождественском бульваре, но в ее отсутствие. Баронесса несколько раз перестраивала дом, затем продала его.
Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893 гг.) поистине гениальный русский композитор. Его творчество охватывает практически все музыкальные жанры, среди которых ведущее место занимают опера и симфония. Чайковский считал, что систематический сочинительский труд обязателен для каждого истинного художника. Он писал: «Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной души… Между тем, работать нужно всегда, и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки под предлогом, что он не расположен». Содержание и смысл всей жизни композитора составляли постоянное напряжение творческих сил, повседневный и вдохновенный труд над созданием музыкальных произведений.
Четвертая симфония Чайковского f-moll, соч. 36, знаменует собой завершение московского периода творчества Чайковского. Над симфонией композитор работал несколько месяцев 1877 г. Это был период переживания им глубокого душевного кризиса вследствие неудачной женитьбы. Чайковский посвятил 4-ю симфонию своему другу Надежде Филаретовне фон Мекк. Ей он писал 1 мая 1877 г.: «Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда писалась эта симфония, и она служит верным отголоском того, что я тогда испытывал». 4-я симфония стала итогом предшествующего творческого периода и открыла новый его этап. Многие оркестровые сочинения Чайковского связаны с конкретными событиями его жизни, но композитор не любил раскрывать этого. По отношению к 4-й симфонии он отступил от этого правила. Фон Мекк просила его в письме раскрыть конкретное содержание симфонии. Чайковский написал: «Только Вам одной я могу и хочу указать на значение как целого, так и отдельных частей его». Далее Чайковский пишет о фатуме, роковой силе, которая мешает порыву к счастью, которая «как Дамоклов меч висит над головой и… отравляет душу». И далее Чайковский шаг за шагом раскрывает смысл и содержание всей симфонии. Вот что написал композитор о финальной четвертой части симфонии: «Четвертая часть. Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь беспредельно радостным чувствам. Картина праздничного народного веселья. Едва ты успел забыть себя и увлечься зрелищем чужих радостей, как неугомонный фатум опять является и напоминает о себе. (…) Пеняй на себя и не говори, что все на свете грустно. Есть простые, но сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить все-таки можно».
В письме композитору С.Танееву Чайковский написал о 4-й симфонии: «Симфония моя, разумеется программна, но программа эта такова, что формулировать ее словами нет никакой возможности… Еще прибавлю, что нет ни одной строчки… которая не была бы мной прочувствована и не служила бы отголоском искренних движений души». Премьера 4-й симфонии состоялась в феврале 1878 г., дирижировал Н.Рубинштейн.
4. Чайковский П.И. Симфония № 4 фа минор, соч. 36. Часть 4, финал. Исполняет Государственный симфонический оркестр, дирижер Светланов Е.Ф.
Запись 1967 г.
Арх. № ф. 4, ед. уч. 37703.
С домом № 12 связана и судьба известного скрипача и композитора Генрика Венявского (1835 – 1880 гг.). Композитор Г.Берлиоз писал о нем: "Это – дьявольский человек, он часто предпринимает то, что невозможно, и более того – он это выполняет". В основе творчества Венявского народная музыка. Он начал сочинять музыку еще в детстве, в 13 лет его произведения появились в печати - Большой фантастический каприс и Сонатное аллегро. С 1848 г. жизнь Венявского наполняют многочисленные гастроли в Европе и России, и так до конца жизни. Он выступал вместе с Ф.Листом, А. и Н. Рубинштейнами, С.Танеевым и многими другими музыкантами. Выступления Венявского везде вызывали восторг публики. Он считается лучшим скрипачом своего времени. Эмоциональный накал, масштаб игры, виртуозность и красота звука были свойственны Венявскому и как скрипачу, и как композитору. В России он сблизился с Чайковским, Рубинштейнами, Кюи и др. В 1872 – 1974 гг. состоялись совместные гастроли Венявского и А.Рубинштейна по Америке. Во время гастролей Венявского по России (1879 г.) он тяжело заболел – сказались физические и эмоциональные перегрузки. По просьбе Н.Рубинштейна Н.Ф. фон Мекк поместила его в своем доме на Рождественском бульваре. Здесь и окончилась жизнь выдающегося музыканта, а ему еще не исполнилось 45 лет. Творчество Венявского целиком связано со скрипкой. Многие выразительные приемы, найденные им, легли в основу скрипичной техники 20 века. Произведения Венявского – а их он создал около 40, и некоторые остались неопубликованными, - до сих пор популярны у исполнителей и слушателей. О нем писали: "Волшебный смычок его до такой степени увлекателен, звуки его скрипки так магически действуют на душу, что этого артиста нельзя довольно наслушаться".
5. Венявский Г., Ойстрах И.Я. (скрипка), Коллегорская И.В.(ф-но). Скерцо-тарантелла, соч. 16.
Арх. № ф. 540, оп. 21г, ед. уч. 94.
По другую сторону бульвара находится дом № 13 – городская усадьба из двух одинаковых зданий. Интересно то, что это образец типовой массовой застройки. После московского пожара 1812 г. был разработан альбом «опробованных фасадов», из которого заказчик мог выбрать подходящий вариант. Это было дешевле, чем нанимать архитектора. У этой усадьбы сменилось несколько владельцев. В 1982 г. здания были снесены, и сейчас на этом месте их точные копии из кирпича.
Здесь же неподалеку примечательный дом № 14, бывший особняк графини Ростопчиной постройки начала 19 века. В 1820-х гг. домом владел медик, профессор К.Яниш. Его дочь Каролина была очень хорошо образованной девушкой, переводила стихи Пушкина, Лермонтова, Баратынского для зарубежных читателей. Наконец, она была просто красавицей. В нее влюбился, будучи в Москве, поэт А.Мицкевич, просил ее руки. Но родители ответили отказом и выдали девушку за другого.
Поэт Адам Мицкевич (1798 – 1855 гг.) является родоначальником новой польской литературы и нового польского языка, передовым политическим деятелем своего времени. Н.Чернышевский писал: «Когда у поляков появился Мицкевич, они перестали нуждаться в снисходительных отзывах каких-нибудь французских или немецких критиков, не признавать польскую литературу означало бы только обнаруживать свою собственную дикость». В семье Мицкевичей почитали польский язык, старались привить детям патриотические чувства. В школьные годы Мицкевич начал писать стихи, интересовался польской поэзией. Он учился в Виленском Университете (с 1815 г.), в те годы центре культурной жизни и передовой общественной мысли. Здесь возникли тайные патриотические студенческие организации – «Общество филаретов» и «Общество филоматов». Мицкевич был самым активным членом этих организаций и их идейным вдохновителем. В ранних произведениях Мицкевича (до 1820 г.) присутствуют патриотический пафос, вера в прогресс, мечты о будущем. Наиболее значимые произведения «Песнь Адама», «Песни филаретов», знаменитая «Ода к молодости». Мицкевич обращался к народному творчеству, писал романтические баллады, в которых использовал сюжеты народной поэзии, сказок и преданий… В 1822 г. вышел первый поэтический сборник «Баллады и романсы». Тогда же начались преследования тайных обществ в Польше и Литве. После ареста и тюрьмы Мицкевича выпустили на поруки друзей и отправили в изгнание. Ему было запрещено жить в Литве. Первые 5 лет он провел в России – Москве, Петербурге, Одессе. В это время он сблизился с декабристами К.Рылеевым, А.Бестужевым, а также Пушкиным, Вяземским и др. В 1829 г. Мицкевич выехал за границу и долгие годы жил во Франции. В творчестве Мицкевича романтические веяния создают размытость жанров, они как бы наслаиваются один на другой. Поэт писал не нескольких языках. Его стихи переводили на многие языки мира, в том числе на русский и белорусский. Среди переводчиков произведений Мицкевича Пушкин, Майков, Северянин и др.
6. Мицкевич А. «Дни юности моей», стихотворение. Читает Астангов М.Ф.
Запись 03.12.1955 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 7012.
В 1840 гг. домом владел Н.Павлов, беллетрист и переводчик. Его "Павловские четверги" были известны на всю Москву. На этих вечерах нередко можно было увидеть Чаадаева, Фета, Гоголя и Герцена и многих других литераторов.
Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) (1820 - 1892) часто посещал "Павловские четверги". Фамилию Шеншин он носил первые 14 лет своей жизни и последние 19 лет. Это было связано со сложностями личной жизни его родителей, что неизбежно отразилось и на их сыне. В промежутке он был Фетом (фамилия матери). Вся жизнь его ушла на то, чтобы восстановить справедливость, Лишь в 1873 г. ему удалось вернуть себе русскую фамилию. В Университете Фет начал писать стихи, в 1840 г. вышел его первый сборник. Молодого поэта печатали в журналах, но до поры до времени его стихи оставались незамеченными. Смерти матери и дяди оставили Фета практически без средств к существованию, и он поступил на военную службу, участвовал в Крымской войне. В 1850 г. вышел второй сборник стихов Фета. На этот раз были восторженные отзывы от критиков и читателей. Литературоведы считают Фета новатором. Он изобрел и широко применял собственный жанр – "мелодии". Так поэт называл свои впечатления от музыкальных произведений. Фет знал несколько языков и был прекрасным переводчиком. Фет – поэт-лирик, стихи его затрагивают самые возвышенные, тонкие струны человеческой души. В стихах Фета возникает перед читателем яркая, целостная картина красоты русской природы. Сегодня предлагаем послушать стихотворение Фета "Благовонная ночь", написанное в 1887 г. Ночи Фет посвятил много прекрасных пейзажных стихотворений. Поэт создает череду выразительных образов, и эти образы воспринимаются как отдельные звуки, создающие единое музыкальное произведение. Для Фета главное – передать настроение, мимолетные эмоции, возникающие при созерцании окружающего пейзажа.
7. Фет А.А. "Благовонная ночь", стихотворение. Читает Ларионов В.А.
Запись 1970-х гг.
Арх. № ф. 4, ед. уч. 61425.
Известно, что в доме Павлова в 1840 г. поэт, прозаик, драматург М.Ю.Лермонтов (1814 – 1841 гг.) прощался с московскими друзьями-литераторами, отправляясь на Кавказ во вторую ссылку. Там, в ссылке, и было написано стихотворение "Завещание". Исследователи творчества Лермонтова считают это стихотворение пророческим, так как его содержание во многом совпадает с судьбой Лермонтова. Стихотворение – это монолог смертельно раненного солдата, обращенный к близкому другу, оно точно выражает мироощущение Лермонтова в последние годы его жизни.
8. Лермонтов М.Ю. "Завещание", стихотворение. Читает Журавлев Д.Н.
Запись 03.03.1955 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 7024.
Рождественский бульвар, возможно, не так знаменит, как некоторые другие бульвары Москвы, но он обладает своим собственным обаянием. Здесь, среди сохранившихся городских усадеб и импозантных доходных домов, на крутом склоне, чувствуешь дух прошедших лет и наблюдаешь современную жизнь Рождественского бульвара.
