Читальный зал РГАФД с 10 по 21 июля будет закрыт
РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

Чем была знаменита Анастасия Вяльцева?

Версия для печати
 
 
 Чем была знаменита Анастасия Вяльцева?   
 

Приветствую Вас, мой дорогой читатель! Вот и пришла весна… Время любви и надежд! Прислушайтесь, как радостно звенит напоенный весенним ветром воздух, как просыпается природа… Вы, наверное, думаете: «Перегрелся Старик Граммофон на весеннем солнышке!». А вот и нет. Весной нам, старикам, тоже хочется петь, чувствовать себя молодыми и счастливыми! И, конечно же, хочется поболтать о своей далекой юности. А о чем можно говорить в такую чарующую пору? Конечно же - о женщинах! Об этих божественных, сказочных созданиях… Вот и я расскажу Вам историю прелестнейшей женщины, «Чайки русской эстрады», как сказали бы сейчас – «Королевы русского шансона», изысканно красивой, излучавшей праздничное настроение и радость жизни. Вся Россия была у ног этого божества с аристократичной внешностью. Никому даже в голову не приходило, что Королева – девочка из нищей крестьянской семьи! Анастасия Дмитриевна Вяльцева - «Золушка погибшей империи»

 

 
Вешние воды, романс (муз. А.Н.Чернявского).
Запись 1912 г. (Арх.№ ф. 36, оп. 1 «г», ед. уч. 1241-6)

Она родилась в 1871 г. в крестьянской семье, в деревеньке Алтухово Орловской губернии (ныне Брянская область). Мама – Мария Тихоновна – занималась хозяйством и воспитанием троих детей (у Насти было еще два брата - Дмитрий и Ананий). Отец служил лесничим в соседнем имении графа Орловского, но вскоре после рождения Насти погиб, оставив семью без средств к существованию. С детских лет Настеньке приходилось заниматься тяжелым крестьянским трудом: жать хлеб, ухаживать за скотиной, полоть в огороде, стирать в ледяной воде. Многие факты биографии А.Д. Вяльцевой остались окутанными тайной. Живет легенда, что Анастасия и ее брат Ананий были незаконнорожденными детьми кого-то из лиц, приближенных к графам Орловским. Никаких доказательств этого нет, но известна бесконечная жалость артистки к незаконнорожденным детям. Ежегодно Анастасия Дмитриевна давала концерты в пользу харьковского Ольгинского приюта и петербургского общества «Ясли». Такую же деятельность вел ее брат Ананий Дмитриевич Вяльцев (1872-1959) в «Обществе попечения о бесприютных детях им. княжны Марии Николаевны». В 1915 г. за эту деятельность он был удостоен звания «Почетный гражданин города Санкт-Петербурга».  

В поисках лучшей доли мама Мария Тихоновна решила перебраться в большой город. Годы спустя Анастасия Дмитриевна вспоминала, что у них с матерью и братьями не было денег даже на самый дешевый железнодорожный билет и потому в ближайший крупный город - Киев - они отправились, сколотив с помощью соседей, плот. В Киеве мать устроилась на работу прачкой. Потом, когда А.Д. Вяльцева станет знаменитостью, газеты, намекая на это, отметят: «Как Венера родилась из пены морской - Вяльцева родилась из мыльной пены прачечной!». Через знакомых мать пристроила восьмилетнюю Настю ученицей в портняжную мастерскую. Правда, сначала ее учили не вышиванию: она носилась с помойным ведром и половой тряпкой и подавала горячие утюги работницам. Затем, сидя за шитьем, девочка часто напевала песенки и вскоре стала любимицей всех мастериц, прозвавших ее «нашей пташечкой». В 11 лет мать устроила дочь подгорничной в гостиницу на Крещатике, где любили останавливаться заезжие знаменитости. Место для девочки неподходящее, но зато там давали хорошие чаевые. Иногда актеры вместо чаевых расплачивались контрамарками, поэтому Настя часто бегала в театр. Каждую свободную минуту она старалась посещать концерты и спектакли, заучивала популярные песни и интересовалась судьбой тогдашних кумиров. Девочке очень нравилась оперетта, у нее была хорошая музыкальная память и она быстро заучивала наизусть то, что слышала, а потом распевала во время уборки номеров. Вскоре Настя бросила работу в гостинице, нашла антрепренера С.С.Ленчевского и уговорила взять ее в опереточную труппу. И ее взяли - на роль безмолвного пажа, с жалованьем в 32 рубля в месяц. Она выступала и в балетной труппе С.С.Ленчевского, и в вокальной.

В 16 лет она стала хористкой в Киевской опереточной антрепризе И.Сетова и известного театрального режиссера А.Э.Блюменталь-Тамарина, где проработала 6 лет. В 1890 г. поступила в хор Киевского товарищества опереточных артистов А.Здановича-Борейко. Девять лет проработала статисткой в балетных труппах, выступая в провинциальных театрах, но больших успехов так и не добилась. Петь и танцевать у нее получалось плоховато, и бывали случаи, когда молоденькую певичку закидывали помидорами. Объехав с выступлениями ряд крупных городов, двадцати неполных лет она очутилась в Москве, где поступила на службу в театр «Аквариум». Именно здесь, а не в киевской гостинице, как пишут многие биографы «Несравненной», произошла ее встреча с «русской Жюдик», Серафимой Бельской. Услышав пение Анастасии Вяльцевой, прима посоветовала: «Вам надо учиться пению! Такой талант загубить, грех!». Настя и сама это понимала, но средств на достойную учебу у нее не было. Она решила поехать в Петербург, чтобы попробовать себя на подмостках столичной оперетты. В городе на Неве Анастасия сначала пошла в театр «Аркадия», а осенью - в Малый Петербургский театр, при котором была хорошая опереточная труппа. Она показалась, и ее взяли. Но не в артистки, а в хористки. Надежда Вяльцева была красивой девушкой, с крепким и звонким голосом, с красивыми грудными нотами. Но она тогда была обыкновенной провинциальной артисткой - ни вокальной школы, ни школы актерского мастерства, - и сразу поняла, что на столичной сцене она может претендовать только на небольшие роли. Возможно, русское общество никогда бы не узнало о таланте А.Д.Вяльцевой, если бы не случай. В 1893-1897 гг. она выступала в опереточной труппе С.М.Пальма, исполняя незначительные выходные роли. В 1893 г. хозяин театра осуществил постановку оперетты «Цыганские песни в лицах», доверив нашей героине небольшую роль молодой цыганки Кати. Счастью Насти не было предела, ведь ей предстояло выступать на одних подмостках с лучшими артистическими силами конца XIX века, «королем теноров» Сашей Давыдовым и «королевой оперетты» Раисой Раисовой, которые исполняли популярные романсы и модные городские песни. От этих романсов весь город сходил с ума. Те самые романсы, что пели цыгане в пригородных ресторанах, вдруг стали необыкновенно популярными. Роль Кати была маленькой, но в конце последнего акта А.Д.Вяльцевой доверили спеть песенку:

«Захочу - полюблю,
Захочу - разлюблю,
Я над сердцем вольна,
Жизнь на радость мне дана...»

 
Захочу-полюблю, романс (Н.Шишкин, сл. Н.Бланка).
Запись 1905 г. (Арх.№ ф. 35, оп. 1 «г», ед. уч. 408)

Начались репетиции, но роль Насте не давалась. Строгий А.Давыдов сковывал ее. Она пела робко, вызывая негодование наставника. После очередной перепалки, рассердившись, Анастасия запела, да так, что в восторг пришли все присутствовавшие на репетиции. Во время представления, пение стройной, привлекательной барышни с очаровательной улыбкой, которую потом назовут «вяльцевской», вызвало бурю аплодисментов. Этот вечер стал началом её карьеры. Потом судьбоносный романс станет постоянным украшением её концертного репертуара. Она стала открытием этого спектакля, маленькой звездочкой, о которой заговорили. На спектакль стали ходить для того, чтобы не только послушать любимые песни, но и посмотреть на артистку. Об Анастасии Вяльцевой заговорили в свете. Это был успех! А.Д.Вяльцева поняла, что ее путь в жизни - это сольная исполнительская карьера. У нее были и красота, и молодость, и прекрасные голосовые данные - все задатки для того, чтобы стать эстрадной дивой. Но до подлинного триумфа было далеко. Нужны были деньги и люди, которые занимались бы ее продвижением. Поворотным моментом стала встреча с богатым модным адвокатом, меломаном и светским львом Николаем Иосифовичем Холева.
В его музыкальном салоне выступали знаменитые певцы - такое мог себе позволить не каждый представитель высшего света. Он пришел на спектакль, чтобы посмотреть на молоденькую хористку. Увидел Анастасию – и влюбился! Ему было тогда за 40, ей - 22 года. Но она уже твердо знала, чего хочет от жизни. Анастасия стала, как тогда говорили, его воспитанницей. Она занялась своим самообразованием, на деньги мецената стала брать уроки пения у лучших педагогов по вокалу, в том числе у председателя Петербургского вокального общества профессора С.М.Сонки. Позднее она училась пению у других преподавателей и даже ездила учиться в Италию. Уже через год-полтора А.Д.Вяльцева стала появляться в музыкальных салонах и на эстрадных вечерах как исполнительница романсов. Николай Иосифович Холева очень любил ее и сделал все для того, чтобы Анастасия стала звездой. Она станет королевой русского романса. Да вот только Николай Иосифович об этом уже не узнает, потому что вместе они были всего 7 лет - вплоть до его неожиданной кончины в 1899 г. В 1897 г. артистка покинула Петербург, и, по приглашению известного антрепренера Якова Васильевича Щукина, перешла в московский театр «Новый Эрмитаж». Сотрудничество с Я.В.Щукиным продолжалось к обоюдному удовольствию вплоть до 1909 г.

Тройка, романс (П.Булахов, сл. В.Чуевского).
Запись 1903 г. (Арх.№ ф. 35, оп. 1 «г», ед. уч. 400)

Каждый приезд А.Д.Вяльцевой в «Эрмитаж» можно было бы сравнить лишь с шествием венецианского дожа во Дворец… От ворот сада до своей артистической уборной она шла по дорожке, усыпанной живыми благоухающими розами. А.Д.Вяльцева очень любила цветы, и директор театра, оказывая дань уважения артистке, проявлял немало выдумки, чтобы придать встрече торжественный и праздничный вид. Артистическая уборная, обтянутая шелковой тканью, к приезду певицы была сплошь от пола до потолка украшена цветами и огромными пальмами. На полу, покрытом пушистым ковром, лежали гиацинты, фиалки и белые лилии. В 1902 г. Анастасия Дмитриевна отправилась в первую сольную гастрольную поездку - Орел, Курск, Киев, Харьков, Баку, Тифлис, Ростов-на-Дону… И хотя газетчики предрекали ей провал, первые же её гастроли по России вылилась в настоящий триумф. Покорив провинцию, она вернулась в Петербург уже звездой. Когда в 1901 г. миллионеры братья Елисеевы строили на Невском проспекте свой новый магазин (ныне Театр комедии), они просили архитектора предусмотреть в нем зал для концертов А.Д. Вяльцевой.

Теперь в твоей, любовь, я власти, романс (муз. и сл. А.Н.Чернявского)
Запись 1905 г. (Арх.№ ф. 35, оп. 1 «г», ед. уч. 404) 

Первые четыре года она ездила в гастрольные поездки: по сорок концертов ежегодно. Потом она гастролировала уже два раза в год - весной и осенью. За десять лет певица проехала с концертами всю Россию, вплоть до Владивостока. Путешествовала она в своем собственном железнодорожном вагоне с внутренней отделкой из карельской березы в стиле «ампир», построенном в Бельгии и отделанном по вкусу самой певицы. На концертах она пела много, не жалея себя. В Петербурге и Москве она давала 2-3 концерта в год в Дворянском собрании, с прибылью до 20 тысяч рублей за вечер - сумма, невиданная даже для мировых знаменитостей. Остальное время пела в в операх «Буфф», чередуя сольные концерты с участием в опереттах, где по требованию публики тоже исполняла романсы. Именно они принесли ей звание - «Несравненной».

Не уверяй, брось! , цыганский романс (муз. и сл. И.А.Бородина).
Запись 1905 г. (Арх.№ ф. 35, оп. 1 «г», ед. уч. 400) 

Когда слушаешь записи А.Д.Вяльцевой (а их сохранилось много), не понимаешь, что такого особенного в ее голосе? Звонкое меццо-сопрано звучит как голос опереточной артистки! Но все, кто был на ее концертах, утверждали, что Анастасию Дмитриевну нужно было не только слушать, но и видеть. Она создала собственный репертуар, исполняя романсы и песни своего постоянного аккомпаниатора А.В.Таскина и других авторов: Н.В.Зубова ("Под чарующей лаской твоею", "Опьянела"), М.О.Штейнберга ("Гай-да тройка", "Я вас ждала"). Сияющая улыбка, оригинальный тембр голоса, таивший «странный наркотический аромат», утверждали радость жизни, забвение горестей и мучительных проблем. А.Д.Вяльцева гордилась, что, крестьянка по происхождению, стала эталоном женственности, изящества, кумиром аристократических салонов, желанной гостьей артистических кругов. 

Гай-да тройка, песня (муз. и сл. М.К.Штейнберга).
Запись 1909 г. (Арх.№ ф. 35, оп. 1 «г», ед. уч. 407) 

В 1904 г. в России начался граммофонный бум. Анастасия Дмитриевна стала королевой русского граммофона. Певица сделала около 100 записей на грампластинках, вся страна слушала ее романсы и песни. На ее концертах всегда был аншлаг, хотя билеты стоили в три раза выше обычной цены. Исполнительница романсов стала самой богатой певицей России. Такие гонорары, как она, получал только великий бас Федор Шаляпин… Во время ее выступления и в фойе, и в зале всегда находились полицейские чины, так как А.Д.Вяльцева на своих концертах доводила слушателей буквально до исступления. 

Люблю тебя, скажи мне это, романс (муз. Ф.К.Садовского).
Запись 1912 г. (Арх. ф. 137, оп. 12 «к/д», ед. уч. 9 (2)) 

После окончания концерта, когда певица уходила за кулисы, в зале начиналось что-то невообразимое, полицейские наводили порядок… И тогда она выпархивала на сцену и начинала петь на бис. За что ее так любили и называли «певицей радостей жизни»? Да потому, что она не пела те романсы, в которых были слезы, страдания, разочарования, смерть, в отличие от Варвары Паниной. Она пела о Любви и Жажде жизни! Певицу часто спрашивали: «В чем секрет ее успеха?» Она отвечала: «Все очень просто! Я пою то, что всем понятно». Враги и завистники говорили, что А.Д.Вяльцева на эстраде - капризная, кокетливая, жеманная, экзальтированная, игривая красотка, призывающая к свободной любви и заигрывающая с мужской половиной зала. Но когда певица выходила на сцену, весь зал был у ее ног! 

Как хороши те очи, романс (П.Фальбинов, сл. Н.В.Дулькевич).
Запись 1912 г. (Арх.№ ф. 36. оп. 1 «г», ед. уч. 1248-3) 

Любопытно, что Анастасия Вяльцева, которой удалось вывести романс и цыганскую песню из ресторанов на большую эстраду, всегда мечтала петь в опере. Несколько раз она участвовала в оперных представлениях, в том числе и в Мариинском театре. Она спела Кармен («Кармен» Ж.Бизе), Амнерис («Аида» Дж.Верди), Далилу («Cамсон и Далила» К.Сен-Санса), пела в операх «Миньон» А.Тома и «Пиковой даме» П.И.Чайковского. Но оперной певицей она все же не стала. В канун русско-японской войны на одном из концертов для высочайших особ судьба свела певицу с ротмистром Василием Викторовичем Бискупским. Статный, рослый красавец-офицер, сын вице-губернатора Томска, не смотря на разницу в социальном положении, серьезно увлекся Анастасией Дмитриевной. И она ответила ему взаимностью. В 1904 г. Василий Викторович принял участие в русско-японской войне. Когда с фронта пришло известие о тяжелом ранении возлюбленного, певица, не задумываясь, разорвала многотысячный контракт и отправилась на Дальний Восток. Выхаживая своего любимого, Анастасия Вяльцева стала рядовой «сестрой милосердия» во фронтовом госпитале и наравне со всеми врачевала солдат. Конечно, ее инкогнито вскоре раскрыли и упросили дать благотворительный концерт, который прошел с ошеломляющим успехом. Через пять лет, в 1910 г., все светское общество обсуждало потрясающее событие: певица Анастасия Вяльцева вышла замуж за Василия Бискупского,который был моложе ее на семь лет. Их брак был заключен тайно, дворянин В.В.Бискупский, обвенчавшись с «простолюдинкой-певичкой», вынужден был уйти в отставку в 1912 г. в чине полковника. По одной из версий он женился с личного разрешения Николая II, так как офицерам браки с актрисами были запрещены. Венчание, происходившее в Москве, было очень скромным, а потом они поселились в столице. Здесь они были счастливы. Злословили, что из-за разницы в возрасте с мужем, Анастасия Дмитриевна стала указывать годом рождения не 1871, а 1873. Что поделать, артистка! С того момента и практически до самой смерти певицы Василий Викторович Бискупский выполнял при ней роль распорядителя и устроителя концертов.

Под чарующей лаской твоею, романс (Н.В.Зубов, сл. А.Маттизена).
Запись 1912 г. (Арх.№ ф. 137, оп. 12 «к/д», ед. уч. 9 (2)) 

Певица по-прежнему много концертировала. Ее концерты нередко затягивались за полночь - Анастасии Дмитриевне приходилось петь на «бис» по 30 раз! Были случаи, когда публика отказывалась ее отпускать, тогда она, фактически, пела свой сольный концерт дважды за один вечер. Ей часто говорили: «Что Вы делаете? Вы себя убиваете! Не пойте так много, поберегите себя... Ведь публика - тиран ненасытный, безжалостный! Публика - зверь, однажды она вас разорвет…». Она отвечала: «Не имею права. Я слуга моей публики. Они пришли меня послушать, они заплатили деньги - я буду петь столько, сколько они попросят». После концерта публика ждала ее у выхода: на руках несли до кареты, отнимали перчатки, на кусочки разрывали шарф, накинутый на плечи - на память... Если же А.Д.Вяльцева выступала в провинции, то публика после концерта шла на вокзал, где на путях стоял тот самый ее личный вагон-салон, в котором она разъезжала с концертами по стране. Кстати, такой вагон в России был еще только у императрицы! Там был даже музыкальный салон, в котором стояло фортепиано, и можно было репетировать прямо во время поездки. После революции это «чудо инженерной» и дизайнерской мысли не обошли своим вниманием ни «белые» ни «красные». Сперва хозяином вагона стал адмирал А.В.Колчак, а потом - красный командир В.К.Блюхер. Случалось, примадонне боялись предоставлять залы, опасаясь ее «погромной славы». Например, в Москве, ее концерты не раз заканчивались беспорядками. Перед началом представления к залам, где должна была выступать А.Д.Вяльцева, стягивалась полиция, которая дежурила в фойе и в зале. После концерта студенты с галерки бросались по лестницам вслед за певицей, а если их не допускали к кумиру, начинали крушить мебель. Дошло до того, что владельцы залов стали брать с организаторов ее концертов залог за мебель. Никакой программы вечеров певица, как правило, не готовила и исполняла все те песни своего репертуара, о которых просила публика. 

Существует версия, что основой миллионного состояния Вяльцевой стали все-таки не бесконечные гастроли (приносящие до 100 тысяч рублей годового дохода), а неожиданный сюрприз поклонника. Якобы во время концерта он подал ей на сцену роскошный веер, к которому были прикреплены дарственные на три доходных дома. Управлять «подарком» певица поручила родному брату Ананию. Состояние Примадонны современники оценивали в 2-2,5 миллиона рублей. Невероятная по тем временам сумма! Но некоторые исследователи жизни и творчества А.Д.Вяльцевой утверждают, что разговоры о миллионном состоянии певицы сильно преувеличены, даже работая на износ невозможно заработать такие деньги. К тому же, ее муж Василий Викторович, как и многие представители знати, оказался заядлым картежником и кутилой. Даже баснословных гонораров Анастасии Дмитриевны, бывало, не хватало на покрытие долгов супруга. Однажды в пьяном кураже Василий Бискупский со своим закадычным приятелем Павлом Скоропадским (тем самым, который впоследствии ненадолго стал украинским гетманом) разогнали похоронную процессию святого Иоанна Кронштадского...

Помимо творчества, Анастасия Дмитриевна активно занималась благотворительностью. Как настоящую патриотку, ее волновало все, что касалось России. Узнав, что Царское правительство отказало в помощи лейтенанту Г.Я.Седову, организовавшему экспедицию к Северному полюсу, А.Д.Вяльцева вместе с Ф.И.Шаляпиным и Л.В.Собиновым дали ряд благотворительных концертов в пользу экспедиции и этим положили начало всероссийскому сбору пожертвований для этой цели. Не забывала она и о родных местах. В Алтухово, где родилась певица, она на свои средства оборудовала приют для рожениц. В Виленской губернии на ее средства были восстановлены две сгоревшие деревни. Во многих городах ею устраивались крупные концерты в пользу голодающего студенчества. В Петербургском университете несколько одаренных студентов учились на средства певицы. 7 июля 1907 г. Всероссийское братское общество, оказывающее помощь при всех несчастных случаях, избрало Анастасию Дмитриевну своим почетным членом, и она активно участвовала в его работе, жертвуя средства для пострадавших.

В лунном сияньи (Динь, динь, динь), песня (муз. и сл. Е.Д.Юрьева).
Запись 1912 г. (Арх.№ ф. 36, оп. 1 «г», ед. уч. 1241) 

Сожалела она лишь о том, что Бог не дал ей детей, и всю свою нерастраченную ласку отдавала сиротам и обездоленным. Во время очередной поездки по стране А.Д.Вяльцева подобрала на обочине дороги малолетнюю нищенку и сделала ее приемной дочерью. К несчастью, долго девочка не прожила. На одном из концертов «Несравненной» поднесли несколько корзин с цветами, которые она увезла с собой домой, не подозревая, что в самой большой из них спал двухмесячный младенец, усыпленный маковым отваром. Через некоторое время корзина запищала. На плач ребенка сбежались все домочадцы. С удивлением среди цветов они обнаружили младенца, а в пеленках записку со словами: «Женя Ковшаров». Отдать ребенка в приют Анастасия Дмитриевна не пожелала. До самой смерти примадонны мальчик жил в ее доме. По завещанию ему отошло 40 тысяч рублей, которыми он так и не воспользовался, покончив вскоре после смерти А.Д.Вяльцевой, жизнь самоубийством. 

Внимательной певица была и к прислуге. Некоторое время в ее доме служила молодая горничная по имени Анна. Анастасия Дмитриевна привязалась к скромной девушке и занялась ее образованием. Обладавшая природной музыкальностью Анна с жадным интересом слушала домашние репетиции хозяйки, и Анастасия Дмитриевна решила устроить свою горничную в хористки. Но строгий муж не позволил супруге «идти в артистки» и забрал ее из «барского дома». При расставании А.Д.Вяльцева сделала «Аннушке» подарок, символ достатка того времени – граммофон - и свои пластинки. Однако, какой поворот истории! Анна стала матерью знаменитого советского композитора Василия Павловича Соловьева-Седого, создателя песни «Подмосковные вечера» и десятков других, любимых народом песен! Театральный сезон 1912 г. не предвещал ничего необычного для примадонны. Лишь в сентябре, находясь в Крыму, певица почувствовала недомогание. Медики поставили диагноз - воспаление легких. Не выздоровев до конца, она отправилась в поездку. Отработала концерты в семи городах. На концерте в Курске Анастасия Дмитриевна потеряла сознание прямо на сцене. Несмотря на просьбы родных отменить гастроли, А.Д.Вяльцева отправилась в очередное турне. Она отработала еще с десяток концертов, но в Воронеже вообще не смогла выйти на сцену и, наконец, поняла, что больше петь не может. Только тогда певица вернулась в Петербург. В декабре она перестала выступать. Врачи поставили диагноз «острый лейкоз, рак крови». А.Д.Вяльцева была богатой женщиной. Ей срочно выписали из Швейцарии профессора Эндерлена. Врачи решились даже на новомодную процедуру тех лет: прямое переливание крови. Для этого вызвали доктора Плеша из Германии, донором выступил муж певицы - полковник Василий Бискупский. Но после переливания ей стало еще хуже. Тогда врачи не знали, что существуют разные группы крови… После неудачной процедуры, которая чуть не завершилось смертельным исходом и для В.Бискупского, врачи отступились от больной. Когда возможности официальной медицины были исчерпаны, поседевший от горя Василий Викторович был готов на все, лишь бы хоть как-то отсрочить неизбежное. Приглашали модного тогда тибетского целителя Бадмаева, лечившего самого Григория Распутина. Но все было тщетно… 

Интерес к судьбе певицы стал в те дни всенародным. Ходило много разговоров и слухов. В газетах не только Петербурга, но и других городов России стали печатать бюллетени о состоянии здоровья А.Д.Вяльцевой. Но, к сожалению, спасти ее жизнь не удалось. 18 февраля 1913 г. в Петербурге Анастасия Дмитриевна Вяльцева скончалась - в возрасте 42 лет, в расцвете творческих сил, в зените славы и популярности. Прощался с певицей весь город. Похороны сопровождались едва ли не большим ажиотажем, чем концерты примы. Петербург не знал ничего подобного ни до, ни после! В день похорон, по словам очевидцев, толпа, следовавшая за прахом покойной, с каждым шагом нарастала и скоро представляла собою сплошную лавину на протяжении от Морской улицы до Литейного проспекта. Последний выход примадонны на публику удался на славу - около 160 тысяч человек шли за гробом, покрытым белыми цветами! У гроба, сменяя друг друга, дежурили Матильда Кшесинская, Анна Павлова, артисты цыганского хора Шишкина, труппа Малого театра, столичная знать… Отпевание проходило в Лаврской церкви Святого Духа. Вся Россия оплакивала «Несравненную», «Королеву русского романса». Так вышло, что Анастасии Вяльцевой не пришлось сниматься в кино. Но ее имя однажды все-таки появилось на афише синематографа - «Не пропустите премьеру сезона! Только в «Колизее» демонстрация документальной картины «Похороны Вяльцевой»!..». 

Через несколько дней после смерти певицы стали известны подробности ее завещания - открыть в Петербурге больницу, туда же направить и средства, оставшиеся после продажи ее недвижимости с аукциона. Она дала городу четыре года на то, чтобы было принято решение: либо организовать больницу ее имени для рожениц, либо приют для внебрачных детей. В случае если город откажется от подобной благотворительной акции, А.Д.Вяльцева распорядилась продать дома и направить деньги в Санкт-Петербургский университет для учреждения стипендий крестьянским детям. Населению Петербурга прима оставила без малого 600 тысяч рублей, которые так и не поступили в кассу опеки. Дума согласилась принять дар певицы, но бумаги долго двигались по разным инстанциям, а потом началась Октябрьская революция 1917 г., и вместо больницы там открылся политический клуб для рабочих «Новая жизнь». В 1914 г. родственники певицы заказали скульптору Серафиму Николаевичу Судьбинину (учившемуся у самого О.Родена) мраморное надгробие. Через некоторое время стало известно, что памятник готов, но, так как он был изготовлен в Париже, он мог быть привезен в Россию только после окончания войны. Впоследствии след памятника затерялся во Франции, где С.Н.Судьбинин оказался в эмиграции.

Уголок, романс (С.А.Штейман, сл. В.А.Мазуркевича).
Запись 1909 г. (Арх.№ ф. 35, оп. 1 «г», ед. уч. 403) 

В годы Первой мировой войны муж А.Д.Вяльцевой Василий Викторович Бискупский стал генералом, командовал кавалерийской дивизией. В 1918 г. он возглавил армию гетмана П.П.Скоропадского в Одессе, в 1919 г. эмигрировал в Германию, где вновь женился. Он был, мягко говоря, не самой приятной личностью. В эмиграции стал одним из приближенных А.Гитлера и идеологом русского фашизма. К счастью, великая русская патриотка Анастасия Дмитриевна Вяльцева не стала свидетелем нравственного падения супруга. Скончался генерал летом 1945 г. в Мюнхене. Говорят, все стены его квартиры были увешаны портретами «любимой Настюши». После смерти великой певицы ушлые импресарио попытались создать новые проекты, подаваемые зрителю, как «новая Вяльцева». Среди подражательниц попадались, безусловно, одаренные вокалистки. Например, Наталья Тамара или Нина Дулькевич. Но достичь славы «Несравненной» не смогла ни одна из них. Недавно на Никольском кладбище Александро-Невской лавры завершились работы по реставрации могильной часовни А.Д.Вяльцевой. Деньги на реставрацию выделил губернатор Брянска. Обидно, что в Петербурге, где блистала талантом знаменитая певица, не нашлось ни одного благодетеля… 

Зачем, цыганский романс (А.Д.Давыдов).
Запись 1901 г. (Арх.№ ф. 36, оп. 1 «г», ед. уч. 522) 

 

Материал подготовлен сотрудниками РГАФД

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика