Jump to navigation

Российский государственный архив фонодокументов
Российский государственный
архив фонодокументов
  • ОБ АРХИВЕ
  • УСЛУГИ
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
  • Поиск по сайту
  • Об архиве
    • История архива
      • Видеоролик об архиве
    • Структура архива
    • Устав архива
    • Пресса о РГАФД
    • Контактная информация
    • Схема проезда
  • Услуги
  • Читальный зал
    • Порядок использования архивных документов в читальном зале
  • Новости
  • Звуковой календарь
  • Рубрики
    • Новости
    • Звуковой календарь
    • Москва и москвичи
    • Театр в звуке
    • Архивные редкости
    • Рассказы Старого Граммофона
    • Устная история
    • История отечественной звукозаписи и фоноархивистики
  • Фонды РГАФД
    • Список фондов
    • Георгий Карпович Териков
    • Евгениия Васильевна Алтухова
  • Научно-справочный аппарат
    • База данных РГАФД
    • Обзоры фондов
      • Из истории отечественной звукозаписи и фоноархивистики
      • Гостелерадио СССР
      • Фирмы грампластинок до 1917 года
      • Личные фонды
      • Ранние советские грамзаписи
      • Зарубежные грамзаписи
      • Грамзаписи производителей местной промышленности
        • Фонд № 645. «МСХМ СССР. Завод имени Кирова «Кама»
        • Фонд № 408. «Фабрика № 1 «Пластмасс» ММП РСФСР»
        • Фонд № 409. «Фабрика № 3 «Пластмасс» треста Мосгорхимпластмасс ММП РСФСР»
        • Фонд № 632. «Студия звукозаписи. Москворецкий трест Местной промышленности Мосгорисполкома»
        • Фонд № 498. «Фабрика «Авангард» Леноблкужда Балтийской железной дороги»
        • Фонд № 636. «Местная промышленность Латвийской ССР»
        • Фонд № 637. «Завод изделий бытовой химии г. Каунас Литовской ССР»
        • Фонд № 638. «Промкомбинат Кагановичского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 695. «Промкомбинат Киевского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 696. «УРСР – Харьковский РАДНАРГОСП. Завод «Харпластмасс»
      • Фонды библиотек
        • Фонд № 768. «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова»
      • Фонды музеев
        • Фонд № 32. «Государственный культурный центр – музей В.С.Высоцкого. «Дом Высоцкого на Таганке»
        • Фонд № 365. «Музей-квартира А.Б.Гольденвейзера»
        • Фонд № 502. «Национальный музей памяти жертв нацизма в Вашингтоне»
        • Фонд № 566. «Мемориальный музей-квартира Е.Ф.Гнесиной»
        • Фонд № 584. «Государственный Центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки»
        • Фонд № 618. «Театральный музей им. А.А.Бахрушина»
      • Фонды научных организаций и государственных учебных заведений
      • Фонды общественно-политических организаций
      • Фонды благотворительных организаций
        • Фонд № 541 «Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова»
        • Фонд № 542 «Международный Благотворительный Фонд помощи юным пианистам Владимира Крайнева»
        • Фонд № 598 «Благотворительный Фонд отечественного культурного наследия "Незыбытые имена"»
      • Фонды религиозных организаций
      • Фонды зарубежных фирм грамзаписи 1906-1914 гг.
      • Фонды СМИ
      • Фонды творческих организаций
        • Фонд № 176. «Центральный дом кинематографистов (ЦДК)»
        • Фонд № 196. «Центральный дом журналистов (ЦДЖ)»
        • Фонд № 550 «Клуб любителей русского романса при ЦДА им. А.А. Яблочкиной "Хризантема"»
        • Фонд № 806 «Культурный центр " Дом-музей Марины Цветаевой"»
      • Фонды театров
        • Фонд № 615 «Государственный академический Малый театр»
        • Фонд № 616. «Белорусский академический театр им. Я. Купалы»
        • Фонд № 617. «Театр им. Ленсовета (г. Санкт-Петербург)»
        • Фонд № 635. «Московский театр "Современник"»
        • Фонд № 709. «Московский еврейский театр "Шалом"»
        • Фонд № 731. «Московский театр сатиры»
        • Фонд № 732. «Театральная компания С.А. Виноградова»
        • Фонд № 733 «Московский театр под руководством О.П. Табакова»
        • Фонд № 734. «Государственный академический театр им. Е.Б. Вахтангова»
        • Фонд № 735. «Московский театр – "Школа современной пьесы"»
        • Фонд № 736. «Государственный академический театр им. Моссовета»
        • Фонд № 737. «Московский академический театр им. Вл. Маяковского»
        • Фонд № 738. «Государственный академический Большой театр России»
        • Фонд № 739. «Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова»
        • Фонд № 740. «Московский театр "Мастерская Петра Фоменко"»
        • Фонд № 741. «Московский художественный академический театр им. А.П. Чехова»
        • Фонд № 742. «Московский театр "Сатирикон" им. А.И. Райкина»
        • Фонд № 743. «Театр на Малой Бронной»
        • Фонд № 744. «Московский театр им. М.Н. Ермоловой»
        • Фонд № 745. «Московский театр "Et Cetera"»
        • Фонд № 746. «Московский театр "Ленком"»
        • Фонд № 749. «Центральный академический драматический театр Советской Армии»
        • Фонд № 750. «Грузинский государственный академический театр имени Шота Руставели»
        • Фонд № 752. «Московский театр "Около дома Станиславского"»
        • Фонд № 753. «Центр им. Вс. Мейерхольда»
        • Фонд № 754. «Государственный академический театр комедии им. Н.П. Акимова»
        • Фонд № 755. «Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина»
        • Фонд № 756. «Академический Малый театр Европы»
        • Фонд № 211. «Театр песни "Время"»
        • Фонд № 568 «Российский академический молодежный театр»
      • Фонд "Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ)"
      • Фирма грамзаписи “Мелодия”
        • Пластинки 1952-1963 гг.
        • Пластинки 1964-1969 гг.
        • Пластинки 1969-1974 гг.
        • Пластинки 1975-1978 гг.
        • Пластинки 1979-1980 гг.
        • Пластинки 1981-1991 гг.
          • I. Оперная музыка
            • Полные записи
            • Оркестровые фрагменты оперной музыки
            • Оперные арии
          • II. Вокально-камерная музыка
          • III. Хоровая музыка
          • IV. Вокально-симфоническая музыка
          • V. Балетная музыка
          • VI. Симфоническая музыка
            • Концерты для инструмента с оркестром
            • Симфонические произведения
          • VII. Камерно-инструментальная музыка
          • VIII. Оперетта
            • Полные записи
            • Арии
            • Дуэты
            • Фрагменты оперетт
          • IX. Легкая оркестровая и танцевальная музыка
          • X. Музыка из кинофильмов
          • XI. Песни
            • Солисты
            • Дуэты, ансамбли, группы, хоровые коллективы
          • XII. Народная музыка
          • XIII. Мюзиклы
          • XIV. Театральные и эстрадные записи
            • Полные записи
            • Фрагменты
          • XV. Декламации
            • Чтение авторами своих произведений
            • Чтение произведений других авторов актерами, чтецами и т.д.
          • XVI. Инсценировки
          • XVII. Композиции
          • XVIII. Гимны
          • XIX. Речевые записи
          • XX. Лекции
          • XXI. Колокольные звоны
          • XXII. Учебные записи
          • XXIII. Другие записи
      • Внешнеторговое объединение «Международная книга»
      • Грампласттрест Наркомата тяжелой промышленности
        • История фонда № 540
        • Пластинки 1935-1947 гг.
        • Пластинки 1947-1953 гг.
        • Пластинки 1953-1960 гг.
        • Пластинки 1960-1969 гг.
    • Внутриархивные справочники
    • Тематические каталоги
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Локальные нормативные акты и иные документы РГАФД в сфере противодействия коррупции
        • Кодекс этики и служебного поведения работников РГАФД
        • Антикоррупционная политика в РГАФД
        • Положение о конфликте интересов в РГАФД
        • Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в РГАФД
        • Приказ РГАФД о порядке сообщения работниками ФКУ «Российский государственный архив фонодокументов» о получении подарка
    • Формы документов, связанных с противодействием, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • 2016 г.
      • 2015 г.
      • 2014 г.
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Вопрос – Ответ
  • Карта сайта
 
  • ЗВУКОВОЙ КАЛЕНДАРЬ
  • РУБРИКИ
  • ПРОЕКТЫ
  • НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ

Вы здесь

Главная » Рубрики » Рассказы Старого Граммофона
Теги: Рассказы Старого Граммофона, Тамара Н.И., Тамара Наталия, меццо-сопрано, романс, цыганский романс, Анастасия Вяльцева

Тамара Наталия Ивановна - «Царица цыганской песни»

 

Здравствуйте, мои дорогие любители музыки! Давненько я не баловал Вас своими рассказами… Но я времени зря не терял. Покопался в своих архивах, журналах, книжках. Сколько же всего интересного я нашел, о скольких интересных историях мне сразу же захотелось Вам рассказать! Годы уходят, лица и имена стираются из людской памяти… И только старая граммофонная пластинка, тихо шурша, возвращает нас в прошлое.

Вот про такую забытую страничку русской истории я хочу Вам рассказать.

 


 

Тамара Наталия Ивановна (1873 - 1934 гг.), (настоящая фамилия Митина-Буйницкая) - русская артистка оперетты, певица (меццо-сопрано), широкую известность получила как исполнительница старинных русских и цыганских романсов. Эстрадная звезда начала ХХ века, не многим уступавшая знаменитой певице Анастасии Вяльцевой. Несмотря на большую популярность, о жизни певицы известно не очень много. Особенно о ранних годах. Достоверно известно только то, что Наталия Ивановна происходила из крестьянской семьи, у нее не было никакого театрального и музыкального образования. Историю ее появления на сцене позднее вспоминал ее знакомый, известный в свое время эксцентрик и куплетист Михаил Николаевич Савояров. В своих записках он рассказывал о её первом «покровителе», некоем «светлейшем» князе, имевшем грузинское происхождение. Бонвиван, любитель искусства, он сначала вывез молодую крестьянскую девушку, обладавшую прекрасным голосом и красотой, в столицу, а затем использовал связи, чтобы сделать из нее артистку оперетты. Он дал своей протеже прозвище - "царица Тамара" (или просто Тамара), под которым он представлял её в салонах и театральных кругах. Так и повелось, что за молодой певицей закрепились сразу два имени, настоящее и салонное: Наталья и Тамара. Под этим странным псевдонимом к артистке пришли известность и слава. 

Лучшая пора в ее творчестве совпала с расцветом опереточного искусства в начале ХХ века. Первые упоминания о Н.И. Тамаре в Петербургской прессе, как об известной опереточной актрисе относятся к 1897 году. Она начинала в Москве в кафешантане Омона в театре «Аквариум» сначала как хористка. Благодаря эффектной внешности и красивому грудному тембру голоса она очень скоро стала солисткой, исполняя ведущие партии. В октябре 1904 года дебютировала в петербургском театре «Буфф», где скоро заняла ведущее положение. Ее коронными ролями были главные партии в опереттах «Перикола», «Сильва», «Прекрасная Елена», «Веселая вдова» и др. В 1907 г. выступала недолго в театре «Пассаж» с тем же репертуаром, затем вернулась в «Буфф». Участвовала в обозрениях «Вас требует ревизор» А.Д.Кошевского, оперетте-мозаике «Ночь любви» В.П.Валентинова и др. В Красносельском театре в присутствии императорской фамилии в 1907 г. исполнила главную роль цыганки Стеши в мозаике Н.Г.Северского «Новые цыганские песни в лицах», роль оставалась в ее репертуаре до 1918 года. Пела в «Троицком» театре  миниатюр (1918 г.), Театре комической оперы под руководством К.А.Марджанова (1917 – 1921 гг.). В ряду знаменитых исполнительниц, в основном польского или французского происхождения, Тамара утвердила себя в особой русско-цыганской манере исполнения. Она была блестящей артисткой, обладала огромным артистизмом. Критики особо отмечали её чистую дикцию, ее пение отличались большой выразительностью, душевной теплотой и лиричностью, она поражала зрителей прирожденным благородством и культурой игры на сцене. 

"Я забыть тебя хотела", романс (муз. и сл. М.К.Штейнберга) 
Запись 1914 г.

Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 53 (1)

Время звучания: 
2 мин. 52 сек.

tamara-1-ia_zabyty_tebya_hotela.mp3

Начало XIX века ознаменовалось тем, что наиболее популярным жанром музыкальной эстрады стал так называемый «цыганский романс». Н.Тамара прославилась исполнением русских и цыганских романсов на эстраде. Наряду с А.Вяльцевой, она создала новейший салонно-романсовый жанр, в котором сочетались традиции эстрадного исполнения цыганской песни с чувственностью шансона. Н.Тамара стала первой исполнительницей многих романсов М.К.Штейнберга, который в начале 1900-х годов нередко выступал в качестве её аккомпаниатора. 

В 1911 году участвовала в конкурсе на звание «королевы цыганского романса», устроенном в петербургском театре «Пассаж». Но в итоге уступила Марии Каринской, заняв почётное второе место. 

"Ты устал, ты грустишь", романс (М.К.Штейнберг, сл. Н.Шрейдер) 
Запись 1914 г.

Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 53 (2)

Время звучания: 
2 мин. 29 сек.

tamara-2-ty_ustal_ty_grustish.mp3

Тамара была ярчайшей звездой своей эпохи, богиней офицерских салонов и столичных богемных гостиных. Это была эпоха зарождения «звезд» кинематографа и эстрады, и она, подобно им, олицетворяла собой эталон женского обаяния и красоты. Пресса не скупилась, расписывая ее ослепительные наряды и баснословные гонорары. Наталья Тамара имела репутацию одной из самых богатых и шикарных столичных артисток. В своих воспоминаниях артист Николай Монахов писал:

«В то время, когда я встретился с Тамарой, это была актриса, обладавшая прямо-таки несметным количеством туалетов и драгоценностей. Так, например, в оперетте «Весёлая вдова» она надевала на себя такое количество настоящих бриллиантов, которое должно было исчисляться сотнями тысяч рублей. Между прочим, у нее было ожерелье из бриллиантов, самый мелкий из которых был в восемь каратов. Я уже не говорю про серьги, бесчисленные броши и т. д. Два раза в неделю к Тамаре из Москвы приезжала самая дорогая портниха Апресьянс и привозила ей по три туалета. Тамара в те времена имела в своем распоряжении русскую парную упряжь, венскую парную упряжь и автомобиль — лимузин. Она жила в роскошной квартире на углу Моховой и Пантелеймоновской улиц и имела штат прислуги в восемь или десять человек». 

Не смотря на то, что Тамара вела богемную жизнь, она во многом отличалась от сонма эстрадных певичек, заполонивших в то время сцену. Ее слава одной из лучших исполнительниц романсов и оперетт была вполне заслуженной, т.к. Тамара всегда проявляла достаточную художественную гибкость, стремилась расширять свой творческий диапазон. Качественные изменения в ее творчестве произошли в конце первого десятилетия XX века. Она много и успешно гастролировала с сольными программами, неоднократно выступая с концертами в московском театре «Эрмитаж». Прославилась исполнением романсов «Посидим мы вечерком», «Уголок», «Я ехала домой», «Ветерочек».

"Я ехала домой", романс (муз. и сл. М.Я.Пуаре)
Запись 1911 г.

Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1230-3
 

Время звучания: 
3 мин. 06 сек.

tamara-3-ia_ehal_domoy.mp3

Она вполне успешно конкурировала со звездой русской эстрады «несравненной» Анастасией Вяльцевой. После смерти последней Наталья Тамара ангажировала её бессменного аккомпаниатора и автора большей части репертуара пианиста Алексея Таскина и совершила с ним большое концертное турне по России. Критики отмечали:

«Ещё недавно «наивно щебечущая певичка» чудесным образом научилась «вкладывать в пустые, пошловатые слова романсов неподдельное чувство и расцвечивать их изящным кружевом тонких нюансов…». 

"Пожалей", романс (муз. и сл. В.Р.Бакалейникова) 
Запись 1913 г.

Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1273 (2)

Время звучания: 
2 мин. 51 сек.

tamara-4-pozhaley.mp3

Она также интересовалась драматическим театром и в 1918 году исполнила роль Саломеи в одноименной пьесе О. Уайльда в постановке К.А.Марджанова.

Наталья Тамара много записывалась на граммофонные пластинки. Почти двадцать лет она сотрудничала с несколькими звукозаписывающими фирмами. Наибольшее число пластинок в её исполнении пришлось на 1913-1914 год - последний предвоенный и начало Первой мировой войны. 

"Как хороши те очи", романс (П.Фальбинов, сл. Н.В.Дулькевич)
Запись 1913 г.

Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1271

Время звучания: 
3 мин. 06 сек.

tamara-5-kak_horoshi_te_ochi.mp3

Октябрьская революция 1917 года фактически поставила точку в ее блестящей карьере. Поначалу она попыталась уехать в Париж.  Но жизнь в эмиграции не сложилась, и она очень скоро была вынуждена вернуться в Петроград. Но и возвращение не принесло ничего, кроме разочарования. До 1921 года включительно она работала как артистка оперетты и давала сольные концерты на эстраде.  

"Однозвучно гремит колокольчик", романс (К.К.Сидорович, сл. И.П.Макарова) 
Запись 1914 г.

Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 44 (4)

Время звучания: 
2 мин. 47 сек.

tamara-6-odnozvuchno_gremit_kolokolychik.mp3

Но борьба с «цыганщиной», развернувшаяся в 1920-1930-е годы в России, оставила певицу без репертуара и возможности публичных выступлений. В свое время одна из самых богатых актрис Петербурга умерла 2 марта 1934 года в полной нищете и забвении.

Наталья Тамара похоронена на Литераторских мостках Волкова кладбища в Ленинграде. Ее имя было практически забыто. Но удивительная прелесть дарования Натальи Ивановны Тамары, оставила неповторимый след в истории русского эстрадного искусства. 

"Отцвели хризантемы", романс (Н.И.Харито, сл. В.Д.Шумского)
Запись 1914 г.

Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 44 (2)

Время звучания: 
3 мин. 04 сек.

tamara-7-otzveli_hrizantemy.mp3


Материал подготовлен сотрудниками РГАФД

 
 
 
 
 

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2022.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

  • Забыли пароль?