Опубликовано на Российский государственный архив фонодокументов (http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai)

Главная > Комедия «Волки и овцы» А.Н. Островского (1953)

Комедия «Волки и овцы» А.Н. Островского (1953)

Теги: 
Театр в звуке
Малый театр
Островский А.Н.
радиокомпозиция
спектакль
радиоспектакль
Пашенная В.Н.
Ильинский И.В.
Зеркалова Д.В.
Шатрова Е.М.
Рыжова В.Н.
Светловидов Н.А.
Ленин М.Ф.
Владиславский В.А.
Телегин Б.В.
Гремин Н.Н.
Щепанский А.В.
Верейский И.И.
Смирнов А.И.
Литвинов А.Я.
Губанков В.Ф.
Шереметьев А.И.
Калабин С.Н.
Сивов Н.А.

Комедия «Волки и овцы» А.Н. Островского (1953)

Октябрь 1874 года запомнился громкой историей преступления и последующим судом. В середине осени огласке было предано дело игуменьи Серпуховского женского монастыря матери Митрофании, в миру известной как баронесса Прасковья Григорьевна Розен, которое потрясло всю страну. Мать-настоятельница Митрофания занималась вымогательством денег посредством фальшивых писем и векселей. Кроме того, баронесса использовала подложные фиктивные документы и подделывала чужие подписи. Во время суда известный в то время адвокат Федор Никифорович Плевако заявил, что Прасковья Розен является волком в овечьей шкуре. Разбирательство, которое гремело на всю Россию, привлекло внимание Александра Николаевича Островского. Драматургу показался интересным образ баронессы-игуменьи. Однако, работая над будущей пьесой, писатель решил заменить высокий церковный сан Розен на мирянку-помещицу. Подходящий прототип персонажа был взят как с Прасковьи, так и с соседки по имению Щелково помещицы Молчановой. Первым рабочим названием пьесы стала народная пословица: «Ловит волк, ловят и волка». Позже драматург видоизменил его на другое: «Волки и овцы». Спустя несколько месяцев после случая с игуменьей, А.Н. Островский приступил к написанию пьесы. Первыми результатами работы писатель делился с драматическим артистом Петербургской императорской труппы Ф.А Бурдиным, драматургами А.А. Потехиным и В.И. Родиславским. В письмах, датированных 1875 годом, пьеса фигурирует уже под названием «Волки и овцы». Черновой вариант произведения представили в апреле 1875 года, а в начале осени пьеса была полностью готова к постановке. Вопросом премьеры в Александровском театре занимался Ф. А. Бурдин как представитель Петербургской труппы. Премьера спектакля состоялась 8 декабря 1875 года. Одна из главных ролей, как и следовало ожидать, досталась Ф.А. Бурдину — он играл Лыняева. Роль Мурзавецкой исполнила М.М. Читау — актриса выходила на сцену, облаченная в черные рясы, опираясь на палку с набалдашником из слоновой кости. Дополнительная копия пьесы была отправлена и в Москву — Московская труппа готовилась к постановке в Малом театре, которая прошла 26 декабря 1875 года. Здесь спектакль прошел в бенефис Н.А. Никулиной, исполнившей роль Глафиры. По сравнению с успехом, который пришел к пьесе в Петербурге, московская премьера была менее успешна. Однако, как и в случае с северной публикой, столичная также увидела связь Мурзавецкой с прототипом, который лежал в основе характера персонажа — игуменьей Митрофанией, но не оценила этого. Критики не преминули обвинить Островского в том, что ситуация была представлена слишком обобщено. Позже спектакль «Волки и овцы» неоднократно ставился на сцене Малого театра. Особо долго продержалась постановка П.И. Садовского-внука, которая была создана в 1917 году.

Предлагаем послушать спектакль «Волки и овцы» в постановке Малого театра, запись 1953 г. В ролях: В.Н. Пашенная, И.В. Ильинский, Д.В. Зеркалова, Е.М. Шатрова, В.Н. Рыжова, Н.А. Светловидов, М.Ф. Ленин, В.А. Владиславский, Б.В. Телегин, Н.Н. Гремин, А.В. Щепанский, И.И. Верейский, А.И. Смирнов, А.Я. Литвинов, В.Ф. Губанков, А.И. Шереметьев, С.Н. Калабин, Н.А. Сивов.

Арх. № ф. 1, ед.уч. 501, время звучания 2.53.07

Время звучания: 
2 часа 53 мин. 07 сек.

05-2018_ostrovskii-volki_i_ovci.mp3

Иллюстрация: 

Источник: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/komediya-volki-i-ovcy-ostrovskogo-1953