Положение о конфликте интересов в РГАФД
Утверждено
Приказом РГАФД
от 20.07.2022 г. № 34
Положение о конфликте интересов в РГАФД
1. Общие положения
1.1. Положение о конфликте интересов (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
1.2. Настоящее Положение является внутренним документом Федерального казенного учреждения «Российский государственный архив фонодокументов» (далее - РГАФД), основной целью которого является установление порядка выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих в процессе исполнения работниками РГАФД трудовых обязанностей.
1.3. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами РГАФД, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации РГАФД.
Под личной заинтересованностью работника РГАФД понимается заинтересованность работника в своих интересах или в интересах третьих лиц, связанная с возможностью получения им при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) служащим (иным лицом), и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми указанное лицо, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениям.
1.4. Действие настоящего Положения распространяется на всех лиц, являющихся работниками РГАФД и находящихся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций, а также на физических лиц, сотрудничающих с РГАФД на основе гражданско-правовых договоров.
1.5. Содержание настоящего Положения доводится до сведения всех работников РГАФД.
2. Основные принципы управления конфликтом интересов в РГАФД
2.1. В основу работы по управлению конфликтом интересов в РГАФД положены следующие принципы:
- обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;
- индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для РГАФД при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;
- конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;
- соблюдение баланса интересов РГАФД и работника при урегулировании конфликта интересов;
- защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником РГАФД и урегулирован (предотвращен).
3. Порядок раскрытия конфликта интересов работником РГАФД
и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы
разрешения возникшего конфликта интересов
3.1. В соответствии с условиями настоящего Положения устанавливаются следующие виды раскрытия конфликта интересов:
- раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу и кадровых перемещениях;
- раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность;
- разовое раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов в процессе осуществления работниками РГАФД трудовой деятельности (оказание услуг, контрактная деятельность, использование имущества).
3.2. Раскрытие сведений о конфликте интересов осуществляется в письменном виде. Допустимо первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме с последующей фиксацией в письменном виде.
3.3. Лицом, ответственным за прием сведений о возникшем (имеющемся) конфликте интересов, является работник РГАФД, ответственный за организацию работы по противодействию коррупции.
Поступившая информация должна быть тщательно проверена лицом, ответственным за прием сведений о конфликте интересов, с целью оценки серьезности возникающих для РГАФД рисков и выбора формы урегулирования конфликта интересов.
По результатам проверки поступившей информации должно быть установлено является или не является возникшая (способная возникнуть) ситуация конфликтом интересов.
Ситуация, не являющаяся конфликтом интересов, не нуждается в специальных способах урегулирования.
3.4. Для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов необходимо достоверно установить одновременное наличие следующих обстоятельств:
1) наличие личной заинтересованности.
Личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым относятся:
а) его близкие родственники или свойственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей);
б) граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) его близкие родственники или свойственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
К доходам, в частности, относится получение:
а) денег (в наличной и безналичной форме);
б) иного имущества, под которым понимаются вещи (недвижимость, транспортные средства, драгоценности, документарные ценные бумаги и т.д.), бездокументарные ценные бумаги и имущественные права (право требования кредитора и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, предполагающие возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться имуществом, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.);
в) услуг имущественного характера;
г) результатов выполненных работ;
д) имущественных выгод, в том числе освобождение от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).
К иным выгодам относятся:
а) получение выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.;
б) ускорение сроков оказания государственных услуг;
в) продвижение на вышестоящую должность или предоставление более престижного места службы (работы), содействие в получении поощрений и наград и т.д.
г) бездействие работника позволяющее близкому родственнику или третьему лицу получить какие-либо преимущества
Получение (возможность получения) доходов или выгод может возникнуть в результате принятия (возможности принятия) должностным лицом решений в отношении самого себя или лиц, с которыми связана его личная заинтересованность. Личная заинтересованность может реализовываться также путем совершения должностным лицом действий (бездействия) в отношении третьих лиц в целях создания преимуществ и получения выгод для себя и лиц, с которыми связана личная заинтересованность, в частности путем ограничения конкуренции, исключения равных условий для получения доходов и выгод;
2) фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности. Должностное лицо обладает необходимыми для исполнения должностных обязанностей полномочиями, в рамках реализации которых должностное лицо может:
а) самостоятельно совершить действия (бездействие) для реализации личной заинтересованности;
б) давать поручение или оказать иное влияние на подчиненных или подконтрольных ему лиц, в компетенцию которых входит непосредственное совершение действия (бездействие), которые приводят (могут привести) к получению доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность.
Для подтверждения данного обстоятельства необходимо проанализировать нормативные правовые акты, локальные акты и иные документы, регламентирующие деятельность работника и его трудовые функции (должностная инструкция, положение об отделе и т.д.), определяющие круг полномочий и должностных обязанностей, а в случае отсутствия таких документов – проанализировать фактически осуществляемые полномочия и обязанности, в том числе конкретные решения должностного лица, которые могут выражаться в виде поручений, распоряжений, протоколов и пр.
3) наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
3.5. При определении наличия личной заинтересованности, которая реализуется посредством получения доходов или выгод не самим должностным лицом, а лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, необходимо установить:
1) наличие отношений близкого родства или свойства
граждан – получателей доходов или выгод с должностным лицом. Доказательством наличия таких отношений могут являться:
а) сведения, указанные в анкетных данных должностного лица;
б) акты гражданского состояния;
г) сведения о нахождении в браке и детях отраженные в паспорте гражданина;
д) иные документы и сведения, подтверждающие близкое родство и свойство;
2) наличие имущественных отношений между должностным лицом, его близкими родственниками или свойственниками с гражданами или организациями – получателями доходов или выгод. О наличии таких отношений свидетельствуют:
а) участие должностного лица (его близкого родственника или свойственника) в договорах и (или) иных сделках с гражданами и (или) юридическими лицами – получателями доходов или выгод в качестве кредитора или должника. Примерами указанного случая могут являться:
получение должностным лицом (его близким родственником или свойственником) кредита в банке, получающем доходы или выгоды от действий (бездействия) должностного лица;
аренда должностным лицом (его близким родственником или свойственником) имущества у граждан и (или) юридических лиц – получателей доходов или выгод;
передача в доверительное управление должностным лицом (его близким родственником или свойственником) ценных бумаг гражданам и (или) юридическим лицам – получателям доходов или выгод;
б) наличие имущества, находящегося в общей собственности должностного лица (его близкого родственника или свойственника) и гражданина и (или) юридического лица, являющихся получателями доходов или выгод;
в) наличие в фактическом (без юридического оформления) пользовании должностного лица (его близкого родственника или свойственника) имущества, принадлежащего гражданину или юридическом лицу, являющихся получателями доходов или выгод;
3) наличие корпоративных отношений между должностным лицом, его близким родственником или свойственником и лицами – получателями дохода или выгоды.
4) наличие иных близких отношений между должностным лицом
(его близкими родственниками или свойственниками) с гражданами получателями доходов или выгод. Должностное лицо, его близкие родственники и свойственники могут поддерживать близкие отношения с дальними родственниками (свойственниками), со своей бывшей супругой (супругом), школьными друзьями, однокурсниками, коллегами по службе (работе), в том числе бывшими, соседями и иными лицами. При этом такие отношения должны носить особый доверительный характер. Признаками таких отношений могут являться совместное проживание, наличие регистрационного учета по одному месту жительства, ведение общего хозяйства, наличие общих внебрачных детей, участие в расходах другого лица, оплата долгов, отдыха, лечения, развлечений другого лица, регулярное совместное проведение досуга, дарение ценного имущества, иные обстоятельства, свидетельствующие о том, что жизнь, здоровье и благополучие близкого человека дороги соответствующему должностному лицу в силу сложившихся обстоятельств.
Информация о близком родстве или свойстве, имущественных, корпоративных или иных близких отношениях может быть получена как из открытых источников (публичные реестры, базы данных юридических лиц, электронные площадки государственных закупок, социальные сети и т.д.), так и посредством проведения проверочных мероприятий.
3.6. При принятии решения о привлечении должностного лица к ответственности и определения мер такой ответственности, либо для определения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов необходимо разграничивать возможность возникновения конфликта интересов и состоявшийся факт исполнения должностных обязанностей при наличии личной заинтересованности. Возможность возникновения конфликта интересов должна рассматриваться как ситуация, непосредственно связанная с потенциальной реализацией полномочий и возможностью получения доходов или выгод.
3.7. Проверка ситуации на наличие конфликта интересов осуществляется по решению директора РГАФД.
В ходе проверки проводятся мероприятия:
- Сбор сведений и их анализ.
Анализируются сведения о доходах, сведения о выполнении им иной оплачиваемой работы, сведения о прошлых местах работы данного лица, данных о его родственниках и местах их работы. Информация о месте работы родственников необходима для анализа возможности возникновения конфликта интересов (например, в случае если организация, в которой работают лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, является поставщиком товаров, исполнителем работ или оказывает услуги по заказу государственного (муниципального) органа или подведомственных ему организаций). Анализ сведений о выполнении иной оплачиваемой работы позволяет установить возможность выполнения такой работы на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой должностное лицо реализовывало, реализует или может реализовать свои полномочия.
Анализ сведений о доходах также осуществляется в целях выявления организаций и лиц, в отношении которых должностное лицо реализовывало, реализует или может реализовать свои полномочия.
В этой связи изучаются:
- сведения о местах работы супруги (супруга) должностного лица, а также об организациях, учредителями, участниками, руководителями или работниками которых является должностное лицо и (или) лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица;
- информацию о владении ценными бумагами организаций;
- информацию о наличии долей в уставных капиталах организаций;
- сведения об организациях и лицах, от которых должностное лицо, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети получали когда-либо доход.
Дополнительно изучается круг физических и юридических лиц, с которыми должностное лицо взаимодействовало в рамках исполнения своих полномочий за последние три года.
В рамках проведения проверки могут быть использованы специализированные программные продукты, позволяющие получать актуальную общедоступную информацию о физических и юридических лицах, их связях и аффилированности.
Проведение беседы с должностным лицом способствуют установлению всех возможных обстоятельств ситуации, явившейся основанием для проведения проверки. Проведение беседы должно быть организовано в течение семи рабочих дней со дня обращения должностного лица, а при наличии уважительной причины – в срок, согласованный с данным лицом.
Вопросы должны быть направлены на прояснение всех обстоятельств, явившихся основаниями для проведения проверки и (или) выявленных в ходе ее проведения, а также свидетельствующих о возможном несоблюдении должностным лицом требований антикоррупционного законодательства (недостоверное представление сведений о доходах, нарушение установленных ограничений и запретов, невыполнение обязанностей).
В ходе беседы обсуждаются вопросы, касающиеся, в том числе:
- основных требований антикоррупционного законодательства в соответствии с предметом проверки;
- информации, послужившей основанием для осуществления проверки;
- обстоятельств, свидетельствующих о возможном несоблюдении должностным лицом антикоррупционного законодательства;
- информации, полученной по итогам запросов, если такие запросы были направлены до проведения беседы;
- иные вопросы (в т.ч. организационного характера).
Беседа выстраивается по следующим блокам вопросов:
- когда и при каких обстоятельствах возникла возможность конфликта интересов, которая изучается в рамках проведения проверки;
- взаимосвязь должностного лица и иных лиц, участвующих в ситуации возможного конфликта интересов, как давно и при каких обстоятельствах возникли взаимоотношения. Должностное лицо разъясняет свои должностные обязанности, порядок их реализации, иные фактически имеющиеся у него и реализуемые им полномочия, которые не закреплены в должностных обязанностях, обязанности вышеупомянутых иных лиц, когда и при каких обстоятельствах с ними осуществлялось взаимодействие (как служебное, так и внеслужебное);
- причины непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (либо принятие неполных мер), какие меры он считает необходимым принять в настоящее время в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов (возможности его возникновения). Данная рекомендация применима, когда конфликт интересов очевиден;
- осведомленность должностного лица при поступлении на службу (назначении на должность, реализации конкретных функций) о возможности возникновения конфликта интересов, знало или предполагало ли должностное лицо, что данная ситуации может возникнуть и какие меры необходимо было принять.
Беседа не должна иметь обвинительный уклон, необходимость ее проведения вызвана необходимостью уточнения обстоятельств, требующих рассмотрения в рамках проверки.
Необходимо провести беседы с любыми лицами, информация которых может способствовать установлению всех обстоятельств в ходе проверки.
Если в ходе беседы с должностным лицом (иными лицами) выявлена значимая для проверки информация необходимо подготовить справку по результатам беседы, подписанную уполномоченным лицом и должностным лицом (иными лицами). При отказе должностного лица (иных лиц) от подписания, названный документ подписывается сотрудниками подразделения (уполномоченным лицом).
2.5. По результатам проведения проверки должен быть установлен факт совершения или отсутствия коррупционного правонарушения.
Решение принимается в отношении каждого работника и оформляется в письменной форме. Рассмотрение представленных сведений, признанных действительным конфликтом интересов, осуществляется Аттестационной Комиссией, РГАФД.
3.5. Организация берет на себя обязательство конфиденциального рассмотрения представленных сведений и урегулирования конфликта интересов.
3.6. Могут быть использованы следующие способы разрешения конфликта интересов:
- ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;
- добровольный отказ работника РГАФД или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;
- пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника;
- временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями;
- перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;
- передача работником принадлежащего ему имущества, являющегося основой возникновения конфликта интересов, в доверительное управление;
- отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами РГАФД;
- увольнение работника из РГАФД по инициативе работника;
- увольнение работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
По договоренности РГАФД и работника, раскрывшего сведения о конфликте интересов, могут быть найдены иные формы его урегулирования.
3.7. При разрешении имеющегося конфликта интересов следует выбрать наиболее "мягкую" меру урегулирования из возможных с учетом существующих обстоятельств. Более жесткие меры следует использовать только в случае, когда это вызвано реальной необходимостью или в случае, если более "мягкие" меры оказались недостаточно эффективными.
При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов важно учитывать значимость личного интереса работника и вероятность того, что этот личный интерес будет реализован в ущерб интересам РГАФД.
4. Обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием
конфликта интересов
4.1. Положением устанавливаются следующие обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов:
- при принятии решений и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами РГАФД - без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;
- избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;
- раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;
- содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.