Jump to navigation

Российский государственный архив фонодокументов
Российский государственный
архив фонодокументов
  • ОБ АРХИВЕ
  • УСЛУГИ
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
  • Поиск по сайту
  • Об архиве
    • История архива
      • Видеоролик об архиве
    • Структура архива
    • Устав архива
    • Пресса о РГАФД
    • Контактная информация
    • Схема проезда
  • Услуги
  • Читальный зал
    • Порядок использования архивных документов в читальном зале
  • Новости
  • Звуковой календарь
  • Рубрики
    • Новости
    • Звуковой календарь
    • Москва и москвичи
    • Театр в звуке
    • Архивные редкости
    • Рассказы Старого Граммофона
    • Устная история
    • История отечественной звукозаписи и фоноархивистики
  • Фонды РГАФД
    • Список фондов
    • Георгий Карпович Териков
    • Евгениия Васильевна Алтухова
  • Научно-справочный аппарат
    • База данных РГАФД
    • Обзоры фондов
      • Из истории отечественной звукозаписи и фоноархивистики
      • Гостелерадио СССР
      • Фирмы грампластинок до 1917 года
      • Личные фонды
      • Ранние советские грамзаписи
      • Зарубежные грамзаписи
      • Грамзаписи производителей местной промышленности
        • Фонд № 645. «МСХМ СССР. Завод имени Кирова «Кама»
        • Фонд № 408. «Фабрика № 1 «Пластмасс» ММП РСФСР»
        • Фонд № 409. «Фабрика № 3 «Пластмасс» треста Мосгорхимпластмасс ММП РСФСР»
        • Фонд № 632. «Студия звукозаписи. Москворецкий трест Местной промышленности Мосгорисполкома»
        • Фонд № 498. «Фабрика «Авангард» Леноблкужда Балтийской железной дороги»
        • Фонд № 636. «Местная промышленность Латвийской ССР»
        • Фонд № 637. «Завод изделий бытовой химии г. Каунас Литовской ССР»
        • Фонд № 638. «Промкомбинат Кагановичского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 695. «Промкомбинат Киевского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 696. «УРСР – Харьковский РАДНАРГОСП. Завод «Харпластмасс»
      • Фонды библиотек
        • Фонд № 768. «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова»
      • Фонды музеев
        • Фонд № 32. «Государственный культурный центр – музей В.С.Высоцкого. «Дом Высоцкого на Таганке»
        • Фонд № 365. «Музей-квартира А.Б.Гольденвейзера»
        • Фонд № 502. «Национальный музей памяти жертв нацизма в Вашингтоне»
        • Фонд № 566. «Мемориальный музей-квартира Е.Ф.Гнесиной»
        • Фонд № 584. «Государственный Центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки»
        • Фонд № 618. «Театральный музей им. А.А.Бахрушина»
      • Фонды научных организаций и государственных учебных заведений
      • Фонды общественно-политических организаций
      • Фонды благотворительных организаций
        • Фонд № 541 «Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова»
        • Фонд № 542 «Международный Благотворительный Фонд помощи юным пианистам Владимира Крайнева»
        • Фонд № 598 «Благотворительный Фонд отечественного культурного наследия "Незыбытые имена"»
      • Фонды религиозных организаций
      • Фонды зарубежных фирм грамзаписи 1906-1914 гг.
      • Фонды СМИ
      • Фонды творческих организаций
        • Фонд № 176. «Центральный дом кинематографистов (ЦДК)»
        • Фонд № 196. «Центральный дом журналистов (ЦДЖ)»
        • Фонд № 550 «Клуб любителей русского романса при ЦДА им. А.А. Яблочкиной "Хризантема"»
        • Фонд № 806 «Культурный центр " Дом-музей Марины Цветаевой"»
      • Фонды театров
        • Фонд № 615 «Государственный академический Малый театр»
        • Фонд № 616. «Белорусский академический театр им. Я. Купалы»
        • Фонд № 617. «Театр им. Ленсовета (г. Санкт-Петербург)»
        • Фонд № 635. «Московский театр "Современник"»
        • Фонд № 709. «Московский еврейский театр "Шалом"»
        • Фонд № 731. «Московский театр сатиры»
        • Фонд № 732. «Театральная компания С.А. Виноградова»
        • Фонд № 733 «Московский театр под руководством О.П. Табакова»
        • Фонд № 734. «Государственный академический театр им. Е.Б. Вахтангова»
        • Фонд № 735. «Московский театр – "Школа современной пьесы"»
        • Фонд № 736. «Государственный академический театр им. Моссовета»
        • Фонд № 737. «Московский академический театр им. Вл. Маяковского»
        • Фонд № 738. «Государственный академический Большой театр России»
        • Фонд № 739. «Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова»
        • Фонд № 740. «Московский театр "Мастерская Петра Фоменко"»
        • Фонд № 741. «Московский художественный академический театр им. А.П. Чехова»
        • Фонд № 742. «Московский театр "Сатирикон" им. А.И. Райкина»
        • Фонд № 743. «Театр на Малой Бронной»
        • Фонд № 744. «Московский театр им. М.Н. Ермоловой»
        • Фонд № 745. «Московский театр "Et Cetera"»
        • Фонд № 746. «Московский театр "Ленком"»
        • Фонд № 749. «Центральный академический драматический театр Советской Армии»
        • Фонд № 750. «Грузинский государственный академический театр имени Шота Руставели»
        • Фонд № 752. «Московский театр "Около дома Станиславского"»
        • Фонд № 753. «Центр им. Вс. Мейерхольда»
        • Фонд № 754. «Государственный академический театр комедии им. Н.П. Акимова»
        • Фонд № 755. «Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина»
        • Фонд № 756. «Академический Малый театр Европы»
        • Фонд № 211. «Театр песни "Время"»
        • Фонд № 568 «Российский академический молодежный театр»
      • Фонд "Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ)"
      • Фирма грамзаписи “Мелодия”
        • Пластинки 1952-1963 гг.
        • Пластинки 1964-1969 гг.
        • Пластинки 1969-1974 гг.
        • Пластинки 1975-1978 гг.
        • Пластинки 1979-1980 гг.
        • Пластинки 1981-1991 гг.
          • I. Оперная музыка
            • Полные записи
            • Оркестровые фрагменты оперной музыки
            • Оперные арии
          • II. Вокально-камерная музыка
          • III. Хоровая музыка
          • IV. Вокально-симфоническая музыка
          • V. Балетная музыка
          • VI. Симфоническая музыка
            • Концерты для инструмента с оркестром
            • Симфонические произведения
          • VII. Камерно-инструментальная музыка
          • VIII. Оперетта
            • Полные записи
            • Арии
            • Дуэты
            • Фрагменты оперетт
          • IX. Легкая оркестровая и танцевальная музыка
          • X. Музыка из кинофильмов
          • XI. Песни
            • Солисты
            • Дуэты, ансамбли, группы, хоровые коллективы
          • XII. Народная музыка
          • XIII. Мюзиклы
          • XIV. Театральные и эстрадные записи
            • Полные записи
            • Фрагменты
          • XV. Декламации
            • Чтение авторами своих произведений
            • Чтение произведений других авторов актерами, чтецами и т.д.
          • XVI. Инсценировки
          • XVII. Композиции
          • XVIII. Гимны
          • XIX. Речевые записи
          • XX. Лекции
          • XXI. Колокольные звоны
          • XXII. Учебные записи
          • XXIII. Другие записи
      • Внешнеторговое объединение «Международная книга»
      • Грампласттрест Наркомата тяжелой промышленности
        • История фонда № 540
        • Пластинки 1935-1947 гг.
        • Пластинки 1947-1953 гг.
        • Пластинки 1953-1960 гг.
        • Пластинки 1960-1969 гг.
    • Внутриархивные справочники
    • Тематические каталоги
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Локальные нормативные акты и иные документы РГАФД в сфере противодействия коррупции
        • Кодекс этики и служебного поведения работников РГАФД
        • Антикоррупционная политика в РГАФД
        • Положение о конфликте интересов в РГАФД
        • Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в РГАФД
        • Приказ РГАФД о порядке сообщения работниками ФКУ «Российский государственный архив фонодокументов» о получении подарка
    • Формы документов, связанных с противодействием, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • 2016 г.
      • 2015 г.
      • 2014 г.
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Вопрос – Ответ
  • Карта сайта
 
  • ЗВУКОВОЙ КАЛЕНДАРЬ
  • РУБРИКИ
  • ПРОЕКТЫ
  • НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ

Вы здесь

Главная » Рубрики » Москва и москвичи
Теги: Москва и москвичи, Москва, Покровский бульвар, Артемьев П.А., репортаж, парад, Брюсов В.Я., Бальмонт К.Д., Бунин И.А., стихотворение, Скрябин А.Н., мазурка, Ленин В.И., речь, Толстой Л.Н., Горький А.М., пьеса

Покровский бульвар

Он протянулся от Хохловской площади на юг до пересечения с улицей Воронцово поле и Подколокольным переулком более, чем на 600 метров. Покровский бульвар самый восточный из всех бульваров Бульварного кольца. Трасса Покровского бульвара определилась в 1585 – 1591 гг. при правлении царя Федора Иоанновича. По распоряжению Бориса Годунова зодчий Федор Конь построил третью линию московских укреплений – стены Белого города. Почему "белого"? Однозначного толкования нет. Предполагают, что внутри стен Белого города земля была "белой", т.е. не облагалась податями. По другой версии название произошло оттого, что стены систематически белили, что составляло контраст кремлевским стенам и Китай-городу. Стены Белого города потеряли свое оборонительное значение, требовали ремонта и больших денежных затрат, и их было решено снести. Императрица Екатерина Вторая своим указом предписала разобрать стены. Местные жители и так уже потихоньку брали кирпич для своих нужд – строили сараи, погреба и т.п. Так или иначе, стены начали разбирать. Отвечал за этот процесс Каменный приказ. Кирпич и камень использовали для строительства других сооружений, в том числе для возведения Воспитательного дома на Москворецкой набережной.

Бульварное кольцо Москвы формировалось постепенно. Покровский бульвар был распланирован в 1820-х гг. Тогда он начинался от Дурасовского переулка, т.е. от Покровских казарм (о казармах см. ниже). Перед казармами на стали сажать деревья, здесь был плац для военных упражнений. В 1881 г. вдоль плаца посадили узкую аллею, а сам плац окончательно был ликвидирован в 1954 г. Тогда продлили на север аллеи бульвара.

Название Покровского бульвара происходит от улицы Покровки и Покровских ворот, хотя здесь тоже версии разные. Название Покровки, версии: 1. По Покровскому монастырю в Старых садех, который был основан при Иване III на месте дома 2 (современная Маросейка, а тогда Покровка); 2. Направление улицы в сторону села Покровское.

Современный архитектурный ансамбль Покровского бульвара состоит из дореволюционной и более современной застройки. Окрестности бульвара активно застраивались с 17 века. В районе Хохловской площади и Хохловского переулка селились выходцы с Украины, а также царские шатёрничие, или бараши. Их слобода располагалась поблизости. Позднее земли отошли к известным семьям городской знати – Дурново, Кантемиров, Щербатовых и др. Покровский бульвар проходит по высоким местам, Кремль и центр Москвы лежат ниже. Когда-то с Покровского бульвара открывались живописные виды.

Нечетная сторона Покровского бульвара начинается с так называемого "дома с погонами" (д. 1/26). Он построен в постконструктивистском стиле в 1936 г. для офицеров НКВД дислоцированной в Покровских казармах дивизии им. Ф.Э.Дзержинского. Особенностью этого дома является то, что он возведен с учетом предполагаемого расположения в нем вестибюля для перспективной станции метро "Покровская" Арбатско-Покровской линии. Станция не была построена, а высокий цокольный этаж остался. В доме жили известные советские военачальники, в том числе генерал Павел Артемьевич Артемьев (1897 – 1979 гг.). С 1918 г. он служил в Красной Армии, в 1924 – 1925 гг. учился в Высшей пограничной школе ОГПУ, В 1938 Г. окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе, командовал дивизией особого назначения им. Дзержинского, участвовал в советско-финской войне (1939 – 1940 г.). С 1941 г. был начальником Управления оперативных войск НКВД, затем командовал всеми войсками Московского военного округа.

В 1941 г., после брянско-вяземской военной катастрофы, Сталин на совещании 15 октября приказал Артемьеву задержать врага всеми имеющимися в Московском военном округе силами. Счет шел на часы, существовала реальная угроза прорыва гитлеровцев к Москве. Артемьеву было поручено организовать оборону Москвы и удерживать город или его часть. Под руководством Артемьева вокруг и внутри Москвы было создано 3 оборонительных кольца – по Окружной железной дороге, по Садовому кольцу и по линии бульваров. Магистрали перекрывались фортификационными сооружениями. Войскам МВО нужно было решать задачи, связанные с безопасностью столицы: охранять государственные учреждения и госпитали, патрулировать дороги, обезвреживать вражеских диверсантов, помогать органам правопорядка бороться с преступностью, организовать противовоздушную оборону Москвы, строить ложные объекты для дезориентации вражеских самолетов, организовать строительство оборонительных сооружений на подступах к Москве, оборудовать огневые точки в домах и т.д. В Москве срочно формировали комсомольские и коммунистические полки и батальоны из добровольцев. Немногие из них остались в живых, сложив свои головы, героически обороняя Москву. Артемьев лично посещал опасные участки фронта на можайском и малоярославецком направлениях, руководил организацией обороны Тулы. Артемьеву было поручено при подготовке контрнаступления советских войск в ноябре 1941 г. скрытно сосредоточить войсковые резервы, и он справился с этой задачей блестяще.

Как показали дальнейшие события, назначение Артемьева было совершенно оправданным. В 1942 г. он стал генерал-полковником. О нем все отзывались как о волевом и мужественном человеке, обладающим большими организаторскими способностями, знанием солдатской жизни.

Парад войск на Красной площади 7 ноября 1941 г. было поручено организовать Артемьеву, причем в кратчайшие сроки. Он же и командовал парадом.

Артемьев командовал войсками Московского военного округа до 1953 г. После смерти Сталина Артемьева перевели с понижением в должности заместителем командующего Уральским военным округом. В 1960 г. он вышел в отставку.

Павел Артемьевич Артемьев командовал также военным парадом 1 мая 1947 г. В записи репортажа с Красной площади вы услышите его голос.

Репортаж о военном параде на Красной площади
1 мая 1947 г.
Арх. № ф. 1, оп. 16, ед. уч. 264(1)

Время звучания: 
02 мин. 23 сек.

pokrovskij_bulvar-1._p_artemyev.mp3

А вот и Покровские казармы – дом 3 по Покровскому бульвару. Казармы были построены в 1798 – 1801 гг. Император Павел I остроумно предложил жителям Москвы добровольно профинансировать постройку казарм в обмен на освобождение от постойных тягот. Требовалось собрать ни много ни мало 2 миллиона 500 тысяч рублей. Москвичи вяло отреагировали на призыв жертвовать и в результате было собрано "всего" 500 тысяч. Зато на домах участников-жертвователей появились таблички "Свободен от постоя". Для строительства казарм была создана специальная комиссия из 12 представителей дворянства и 6 членов от купечества. Руководил светлейший князь А.А.Безбородко. В 1801 г. строительство было окончено. Покровские казармы стали первым в Москве зданием, построенным специально под казармы.

На четной стороне Покровского бульвара обратим внимание на дом № 4. Это шестиэтажный доходный дом, построенный перед Первой мировой войной на средства купцов и промышленников Оловянишниковых. Они владели колокольными заводами, фабрикой церковной утвари и т.п. Изделия Оловянишниковых были известны и продавались по всей России, в том числе на крупных ярмарках – Макарьевской и Нижегородской. А возвысил фамилию Порфирий Оловянишников: он отлил в 1860-х гг. тысячепудовый колокол "В память родителей Иоанна и Ольги". Колокола Оловянишникова отправлялись в Болгарию, освобождавшуюся с помощью русской армии от османского ига, в том числе по заказу императора. За художественное литье Оловянишниковы награждались золотыми медалями на Всемирных выставках в Париже и Чикаго и имели право изображать герб России на своих изделиях, бланках, вывесках. После смерти Порфирия и сына его Ивана дело возглавила вдова Ивана Евпраксия. В годы Первой мировой войны она устроила госпиталь для раненых солдат и школу для детей – беженцев из Литвы. Ее дочь Мария тайно вышла замуж за поэта Юргиса Балтрушайтиса, и вся семья жила в доме, о котором мы говорим.

Балтрушайтис учился в Московском университете и дружил со многими русскими деятелями культуры. Друзьями его были известные поэты Брюсов (1873 – 1924 гг.) и Бальмонт (1867 – 1942 гг.), писатель Бунин (1870 – 1953 гг.)

Брюсов В.Я. "Офелия", стихотворение
Читает автор
Арх. № ф. 608, оп. 4, ед. уч. 59

Время звучания: 
01 мин. 40 сек.

pokrovskij_bulvar-2._v._brjusov.mp3

Бальмонт К.Д. "Я откроюсь тебе", стихотворение
Читает Смоктуновский И.М.
Арх. № ф. 4, ед. уч. 62359

Время звучания: 
01 мин. 19 сек.

pokrovskij_bulvar-3._k._balmont.mp3

Бунин И.А. "Одиночество", стихотворение
Читает автор
Запись 1909 г.
Комментарий Андроникова И.Л. Из радиопередачи "Литературные встречи"

Время звучания: 
03 мин. 11 сек.

pokrovskij_bulvar-4._i._bunin.mp3

Другом Балтрушайтиса был и композитор А.Н.Скрябин (1872 – 1915 гг.). Скрябин создал множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки – симфонии, симфонические поэмы, концерт для фортепиано с оркестром, сонаты, прелюдии, этюды, мазурки и др. Скрябин учился в кадетском корпусе в Лефортово – такова была традиция в дворянских семьях. Композиторский дебют и первый выход на сцену Скрябина состоялся именно в кадетском корпусе – тогда он написал фортепианные миниатюры. Кумиром для Скрябина был Ф.Шопен – ноты с его произведениями мальчик всегда носил с собой, а ночью клал под подушку. После кадетского корпуса Скрябин поступил в Московскую консерваторию (класс композиции), создав к тому моменту более 70 фортепианных произведений. Скрябин по-особому использовал педали рояля во время игры, в результате чего получалось наложение звуков друг на друга. Директор консерватории Сафонов призывал смотреть во время исполнения Скрябина не на руки, а на его ноги. Музыкант много репетировал и "переиграл" правую руку. Это было серьезно, такое считалось неизлечимым заболеванием, однако молодому музыканту удалось вылечиться. С Аренским, с которым Скрябин занимался, произошел творческих конфликт. В результате Скрябин диплома композитора не получил, а получил диплом пианиста. Скрябин много концертировал, росло его признание в России и за границей. Однако болезнь правой руки обострилась. Пребывая в мрачном настроении, Скрябин придумал произведения для левой руки. Благодаря собственному комплексу упражнений и рекомендациям врачей, композитору удалось восстановить подвижность правой руки. В 1906 – 1909 гг. Скрябин гастролировал в Америке и Европе. По возвращении в Россию к Скрябину пришла настоящая слава. Он видел музыку в цвете, ощущал каждый звук, каждую тональность в разных цветах. Партия цвета в партитурах Скрябина была прописана отдельной строкой ("Luce"). В симфонической поэме "Прометей" (1911 г.) композитор хотел объединить звучание оркестра, свет, аромат, движущуюся архитектуру, краски, стихи и хор в 7000 голосов и поставить это действо в храме на берегу Ганг.

Среди многочисленных фортепианных произведений Скрябина есть серия мазурок (влияние Шопена?): 10 мазурок 1888 – 1890 гг. (Соч. 3), 9 мазурок 1899 г. (Соч. 25), наконец, 2 мазурки 1903 г. (Соч. 40). 1903 – 1908 гг. считаются годами расцвета творчества Скрябина.

Скрябин А.Н. "Мазурка", соч. 40 № 2 фа-диез мажор
Исполняет автор
Арх. № ф. 540, оп. 20г, ед. уч. 191

Время звучания: 
00 мин. 52 сек.

pokrovskij_bulvar-5._skrjabin.mp3

После Октябрьской революции Оловянишниковы потеряли все, в том числе и дом на Покровском бульваре, а Балтрушайтис стал известным советским поэтом, председателем Союза писателей Москвы, затем стал дипломатом – чрезвычайным и полномочным послом независимой Литовской республики. В 1940 г. Литва вошла в состав СССР. Балтрушайтис с женой жили в Париже – он стал советником посольства Литвы во Франции.

В 1918 – 1919 гг. в бывшем доме Оловянишниковых располагался Чрезкомснаб – Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии. В декабре 1918 г. сюда приезжал В.И.Ленин. После революции 1917 г. во время Гражданской войны советское правительство уделяло много внимания агитации и пропаганде. Н.К.Крупская вспоминала, что при ВЦИК были созданы агитационные поезда и пароходы. В ноябре 1918 г. вышел декрет о создании Центропечати, под чьим управлением теперь оказалась вся полиграфическая промышленность, распространение листовок, газет и т.п. В стране была острая нехватка бумаги. Даже газета "Правда" выходила на двух маленьких страничках тиражом всего 250 тысяч экземпляров на всю страну. Ленин, написавший множество книг, статей и пр., придавал большое значение живой речи. На митингах и собраниях, съездах и конференциях он произнес огромное количество речей, в 1918 – 1923 гг. более 250. А основным средством передачи звуковой информации, при практическом отсутствии радио, звукового кино был граммофон. Ленин, живя за границей, был знаком с этой техникой, знал об использовании граммофона в избирательной кампании в Америке и записях политических речей в Швейцарии. Так родилась идея использовать граммофон в советской пропаганде и агитации, ведь пластинки можно тиражировать и посылать в отдаленные районы страны. По указанию Ленина была восстановлена Апрелевская фабрика грампластинок. До революции шеллак для изготовления пластинок закупался за границей, не было специалистов по производству звукозаписей. Записи можно было производить только в специально оборудованных студиях. Граммофоны и пластинки, склады, магазины были национализированы и переданы Наркомпроду. Ленин лично составил список партийных и государственных деятелей, чьи голоса должны быть записаны. Ленин первым записал свои речи на грампластинки. Он находил время, чтобы разобраться с особенностями производства звукозаписи, упорно тренировался, чтобы его речь укладывалась в определенное время. Ленин сам писал речи для записей, репетировал их. Все это позволило записать речи Ленина с первого раза. Спрос на пластинки с речами Ленина был огромен, шли заказы со всех концов страны, особенно из частей Красной армии и из деревень.

В 1919 – 1921 гг. было записано около 40 политических речей по важным вопросам партийной и советской жизни, в том числе М.И.Калинина, А.М.Коллонтай, А.В.Луначарского, Л.Б.Красина, В.А.Антонова-Овсеенко, Н.В.Крыленко, Н.А.Семашко и др. общий тираж пластинок за 2 года превысил 500 тыс. экземпляров.

Записи первых 8 речей проводились в Кремле в специально оборудованной студии. Впоследствии тексты граммофонных речей Ленина были переписаны с пластинок и опубликованы в газетах С 1922 г. пластинки с речами Ленина стали распространяться и за границей, в том числе в ряде буржуазных государств Европы и США. Все говорили о доходчивости выступлений Ленина, доступности их для понимания рабочими, крестьянами, солдатами. Ленин отвечал:

"Я знаю только, что когда я выступал в качестве оратора, я все время думал о рабочих и крестьянах как о своих слушателях. Я хотел, чтобы они меня поняли. Где бы ни говорил коммунист, он должен думать о массах, он должен говорить для них!".

Речь, которую вы услышите, "Как навсегда спасти трудящихся от гнета помещиков и капиталистов", записанная в 1919 г., впервые была опубликована в 1932 г. во 2-м и 3-м изданиях собрания сочинений Ленина.

Ленин В.И. "Как навсегда спасти трудящихся от гнета помещиков и капиталистов", речь
Запись 1919 г.
Арх. № ф. 4, ед. уч. 47576

Время звучания: 
02 мин. 00 сек.

pokrovskij_bulvar-6._v_lenin.mp3

Жилые строения в этой части Покровского бульвара стали появляться во 2-1 половине 19 в., когда значительную территорию ближе к началу бульвара купил потомственный почетный гражданин, московский купец первой гильдии В.А.Медынцев. В доходном доме № 8 (1910 г. постройки в стиле "рациональный модерн") располагалась гимназия О. Виноградской. После революции 1917 г. гимназия стала школой имени Парижской Коммуны.

Рядом - так называемый Милютинский сад (дом 10). Сад появился в 19 веке и до 1917 г. был закрытым. Он принадлежал Межевой канцелярии, основанной в 1754 г. и ведавшей делами о границах землевладений по всей России. Несмотря на "закрытость" сада, его часто посещали художники Серов и Коровин, писатель Чехов и другие известные люди. С 1932 г. сад стал публичным, получил имя В. Милютина, советского государственного и партийного деятеля, появились ворота со стороны бульвара. На территории сада сохранился флигель дома, принадлежавшего промышленнику и меценату С.Морозову. В этом флигеле провел последние годы жизни художник И.Левитан. В свое время на месте сада планировалось сделать второй выход станции метро Покровская, о которой мы уже упоминали.

Далее по нечетной стороне Покровского бульвара здание Военно-инженерной академии им. В.В.Куйбышева (дом 11, стр. 9). Усадьба бригадира А.Н.Дурасова была построена в 1790-х гг. в классическом стиле. Следующим ее владельцем стал граф, генерал-майор М.А.Дмитиев-Мамонов. Граф основал Орден русских рыцарей, который считается одной из первых продекабристских организаций. После восстания декабристов в 1825 г. родственники графа учинили над ним опеку: он отказался принести присягу новому императору Николаю I и был объявлен душевнобольным. В 1844 г. после продажи усадьбы была проведена ее реконструкция и построены новые корпуса. Здесь была учреждена Практическая академия – одно из лучших экономических учебных заведений дореволюционной России. После революции академия закрылась, а в 1932 г. в здания переехала из Ленинграда Военно-инженерная академия им. Куйбышева.

Двигаясь по бульвару, на четной стороне видим Дом ВСНХ (второй дом Совнархоза, д. 14, стр. 5), возведенный в стиле конструктивизма в 1930-х гг. Квартира № 62 – последний московский адрес поэтессы М.Цветаевой. Она жила здесь в 1940- 1941 гг., до своего отъезда в Елабугу.

Строение 6 дома 14 - доходный дом в классическом стиле (1913 г.) на углу Покровского бульвара и Трехсвятительского переулка. На месте части этого дома стояла известная в конце 19 века ночлежка "Ляпинка", по фамилии владельцев купцов Ляпиных. Ночлежка была бесплатной, и селились в ней почти исключительно нищие, который собирались под длинным навесом задолго до открытия. Это колоритное место запечатлено на известной картине Маковского "Ночлежный дом". Предположительно, на первом плане изображен художник Саврасов, который, как известно, был запойным пьяницей. Считается, что Саврасов умер именно в этой ночлежке. В декабре 1881 г. заведение посетил Л.Толстой. Вот что он писал об этом визите:

"Взойдя на гору, мы подошли к угловому большому дому. Большинство людей, шедших со мною, остановились у этого дома. По всему тротуару этого дома стояли и сидели на тротуаре и на снегу все такие же люди".

По впечатлениям от этой поездки Толстой написал статью "Так что же нам делать?", резко поставив вопрос о нищете в Москве. Как известно, Толстой был борцом за нравственность, в том числе в искусстве. В 1908 г. он надиктовал письмо М.Ликсутову.

Толстой Л.Н. Письмо М.Ликсутову (фрагмент)
Запись 1908 г.
Арх. № ф. 1, оп. 16, ед. уч. 194

Время звучания: 
01 мин. 23 сек.

pokrovskij_bulvar-7._l_tolstoy.mp3

В конце Покровского бульвара находится бывшая старинная усадьба 18 в., построенная двоюродным дедом Л.Толстого графом Ф.А.Толстым. Во время грандиозного московского пожара 1812 г. усадьба сгорела, и владение перешло к купцу-чаеторговцу А.С.Карзинкину, представителю известнейшей московской фамилии. Он построил новый дом с флигелями. Известный писатель Н.Д.Телешов женился на дочери Карзинкина. В 1913 г. семья Телешовых переехала в этот дом с Чистопрудного бульвара (см. рубрику "Москва и москвичи" "Сретенский и Чистопрудный бульвары", декабрь 2022 г.). Сюда же переместились и известные "телешовские среды", литературный кружок, основанный еще в 1899 г., в которых участвовали многие известные деятели культуры – Рахманинов и Шаляпин, Васнецов и Левитан, Бунин, который однажды забыл здесь свою трость и гранки "Темных аллей". Телешовские среды продолжались до 1922 г., далее Шаляпин, Рахманинов, Бунин эмигрировали, как и многие другие участники кружка.

У Телешовых Горький читал свою пьесу "На дне". Он начал работать над ней в 1900 г. и закончил в 1902-м. Пьеса писалась специально для труппы Московского художественного театра. Со Станиславским Горький поделился своим планом создать "босяцкую" пьесу для двух десятков действующих лиц. Сам Горький тогда еще не представлял, что из его затеи выйдет. Но уже в сентябре 1901 г. он писал К.Пятницкому:

"Босяки, татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно. У меня уже готовые планы, я вижу лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий – ясны, все ясно!..".

Горький начал писать в конце 1901 г. в Крыму, продолжил в Арзамасе, закончил 15 июня 1902 г. В процессе работы автор неоднократно менял название: "Без солнца" – "Ночлежка" – "Дно" – "На дне жизни". Окончательное название появилось на афишах накануне премьеры. Москве. Пьеса была впервые опубликована отдельной книгой ("На дне жизни") в Мюнхене в декабре 1902 г. В России публикация появилась в январе 1903 г. ("На дне"). Произведение Горького пользовалось огромным спросом. Первый тираж книги 40 тысяч экземпляров был раскуплен за две недели, к концу года тираж составлял уже 75 тысяч. Несмотря на запрет цензуры ставить пьесу, Горькому удалось добиться разрешения постановки в Московском художественном театре, при этом автору пришлось внести в текст существенные изменения. Премьера состоялась 18 (31) декабря 1902 г., и вот что писал об этом Станиславский в своей книге "Моя жизнь в искусстве": "Спектакль имел потрясающий успех. Вызывали без конца режиссеров, всех артистов и самого Горького".

Горький А.М. "На дне", пьеса
Сцена Сатина и Барона (Сатин – Москвин И.М., Барон – Качалов В.И.) из 4-го действия
Запись 1965 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 5667

Время звучания: 
08 мин. 06 сек.

pokrovskij_bulvar-8._na_dne.mp3

А вот еще одна запись Горького – его обращение к делегатам Амстердамского антивоенного конгресса. Очень часто записи почти 100-летней давности самым неожиданным образом становятся необычайно актуальными для настоящего момента нашей истории. И вот пример.

Горький А.М. Обращение к делегатам Амстердамского антивоенного конгресса, фрагмент
Запись 1932 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 1123

Время звучания: 
03 мин. 32 сек.

pokrovskij_bulvar-9._a_gorky.mp3

Как-то незаметно мы добрались до конца Покровского бульвара, и впереди нас ждет последний в Бульварном кольце Яузский бульвар.

 
 
 
 
 

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2022.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

  • Забыли пароль?