Jump to navigation

Российский государственный архив фонодокументов
Российский государственный
архив фонодокументов
  • ОБ АРХИВЕ
  • УСЛУГИ
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
  • Поиск по сайту
  • Об архиве
    • История архива
      • Видеоролик об архиве
    • Структура архива
    • Устав архива
    • Пресса о РГАФД
    • Контактная информация
    • Схема проезда
  • Услуги
  • Читальный зал
    • Порядок использования архивных документов в читальном зале
  • Новости
  • Звуковой календарь
  • Рубрики
    • Новости
    • Звуковой календарь
    • Москва и москвичи
    • Театр в звуке
    • Архивные редкости
    • Рассказы Старого Граммофона
    • Устная история
    • История отечественной звукозаписи и фоноархивистики
  • Фонды РГАФД
    • Список фондов
    • Георгий Карпович Териков
    • Евгениия Васильевна Алтухова
  • Научно-справочный аппарат
    • База данных РГАФД
    • Обзоры фондов
      • Из истории отечественной звукозаписи и фоноархивистики
      • Гостелерадио СССР
      • Фирмы грампластинок до 1917 года
      • Личные фонды
      • Ранние советские грамзаписи
      • Зарубежные грамзаписи
      • Грамзаписи производителей местной промышленности
        • Фонд № 645. «МСХМ СССР. Завод имени Кирова «Кама»
        • Фонд № 408. «Фабрика № 1 «Пластмасс» ММП РСФСР»
        • Фонд № 409. «Фабрика № 3 «Пластмасс» треста Мосгорхимпластмасс ММП РСФСР»
        • Фонд № 632. «Студия звукозаписи. Москворецкий трест Местной промышленности Мосгорисполкома»
        • Фонд № 498. «Фабрика «Авангард» Леноблкужда Балтийской железной дороги»
        • Фонд № 636. «Местная промышленность Латвийской ССР»
        • Фонд № 637. «Завод изделий бытовой химии г. Каунас Литовской ССР»
        • Фонд № 638. «Промкомбинат Кагановичского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 695. «Промкомбинат Киевского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 696. «УРСР – Харьковский РАДНАРГОСП. Завод «Харпластмасс»
      • Фонды библиотек
        • Фонд № 768. «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова»
      • Фонды музеев
        • Фонд № 32. «Государственный культурный центр – музей В.С.Высоцкого. «Дом Высоцкого на Таганке»
        • Фонд № 365. «Музей-квартира А.Б.Гольденвейзера»
        • Фонд № 502. «Национальный музей памяти жертв нацизма в Вашингтоне»
        • Фонд № 566. «Мемориальный музей-квартира Е.Ф.Гнесиной»
        • Фонд № 584. «Государственный Центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки»
        • Фонд № 618. «Театральный музей им. А.А.Бахрушина»
      • Фонды научных организаций и государственных учебных заведений
      • Фонды общественно-политических организаций
      • Фонды благотворительных организаций
        • Фонд № 541 «Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова»
        • Фонд № 542 «Международный Благотворительный Фонд помощи юным пианистам Владимира Крайнева»
        • Фонд № 598 «Благотворительный Фонд отечественного культурного наследия "Незыбытые имена"»
      • Фонды религиозных организаций
      • Фонды зарубежных фирм грамзаписи 1906-1914 гг.
      • Фонды СМИ
      • Фонды творческих организаций
        • Фонд № 176. «Центральный дом кинематографистов (ЦДК)»
        • Фонд № 196. «Центральный дом журналистов (ЦДЖ)»
        • Фонд № 550 «Клуб любителей русского романса при ЦДА им. А.А. Яблочкиной "Хризантема"»
        • Фонд № 806 «Культурный центр " Дом-музей Марины Цветаевой"»
      • Фонды театров
        • Фонд № 615 «Государственный академический Малый театр»
        • Фонд № 616. «Белорусский академический театр им. Я. Купалы»
        • Фонд № 617. «Театр им. Ленсовета (г. Санкт-Петербург)»
        • Фонд № 635. «Московский театр "Современник"»
        • Фонд № 709. «Московский еврейский театр "Шалом"»
        • Фонд № 731. «Московский театр сатиры»
        • Фонд № 732. «Театральная компания С.А. Виноградова»
        • Фонд № 733 «Московский театр под руководством О.П. Табакова»
        • Фонд № 734. «Государственный академический театр им. Е.Б. Вахтангова»
        • Фонд № 735. «Московский театр – "Школа современной пьесы"»
        • Фонд № 736. «Государственный академический театр им. Моссовета»
        • Фонд № 737. «Московский академический театр им. Вл. Маяковского»
        • Фонд № 738. «Государственный академический Большой театр России»
        • Фонд № 739. «Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова»
        • Фонд № 740. «Московский театр "Мастерская Петра Фоменко"»
        • Фонд № 741. «Московский художественный академический театр им. А.П. Чехова»
        • Фонд № 742. «Московский театр "Сатирикон" им. А.И. Райкина»
        • Фонд № 743. «Театр на Малой Бронной»
        • Фонд № 744. «Московский театр им. М.Н. Ермоловой»
        • Фонд № 745. «Московский театр "Et Cetera"»
        • Фонд № 746. «Московский театр "Ленком"»
        • Фонд № 749. «Центральный академический драматический театр Советской Армии»
        • Фонд № 750. «Грузинский государственный академический театр имени Шота Руставели»
        • Фонд № 752. «Московский театр "Около дома Станиславского"»
        • Фонд № 753. «Центр им. Вс. Мейерхольда»
        • Фонд № 754. «Государственный академический театр комедии им. Н.П. Акимова»
        • Фонд № 755. «Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина»
        • Фонд № 756. «Академический Малый театр Европы»
        • Фонд № 211. «Театр песни "Время"»
        • Фонд № 568 «Российский академический молодежный театр»
      • Фонд "Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ)"
      • Фирма грамзаписи “Мелодия”
        • Пластинки 1952-1963 гг.
        • Пластинки 1964-1969 гг.
        • Пластинки 1969-1974 гг.
        • Пластинки 1975-1978 гг.
        • Пластинки 1979-1980 гг.
        • Пластинки 1981-1991 гг.
          • I. Оперная музыка
            • Полные записи
            • Оркестровые фрагменты оперной музыки
            • Оперные арии
          • II. Вокально-камерная музыка
          • III. Хоровая музыка
          • IV. Вокально-симфоническая музыка
          • V. Балетная музыка
          • VI. Симфоническая музыка
            • Концерты для инструмента с оркестром
            • Симфонические произведения
          • VII. Камерно-инструментальная музыка
          • VIII. Оперетта
            • Полные записи
            • Арии
            • Дуэты
            • Фрагменты оперетт
          • IX. Легкая оркестровая и танцевальная музыка
          • X. Музыка из кинофильмов
          • XI. Песни
            • Солисты
            • Дуэты, ансамбли, группы, хоровые коллективы
          • XII. Народная музыка
          • XIII. Мюзиклы
          • XIV. Театральные и эстрадные записи
            • Полные записи
            • Фрагменты
          • XV. Декламации
            • Чтение авторами своих произведений
            • Чтение произведений других авторов актерами, чтецами и т.д.
          • XVI. Инсценировки
          • XVII. Композиции
          • XVIII. Гимны
          • XIX. Речевые записи
          • XX. Лекции
          • XXI. Колокольные звоны
          • XXII. Учебные записи
          • XXIII. Другие записи
      • Внешнеторговое объединение «Международная книга»
      • Грампласттрест Наркомата тяжелой промышленности
        • История фонда № 540
        • Пластинки 1935-1947 гг.
        • Пластинки 1947-1953 гг.
        • Пластинки 1953-1960 гг.
        • Пластинки 1960-1969 гг.
    • Внутриархивные справочники
    • Тематические каталоги
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Локальные нормативные акты и иные документы РГАФД в сфере противодействия коррупции
        • Кодекс этики и служебного поведения работников РГАФД
        • Антикоррупционная политика в РГАФД
        • Положение о конфликте интересов в РГАФД
        • Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в РГАФД
        • Приказ РГАФД о порядке сообщения работниками ФКУ «Российский государственный архив фонодокументов» о получении подарка
    • Формы документов, связанных с противодействием, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • 2016 г.
      • 2015 г.
      • 2014 г.
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Вопрос – Ответ
  • Карта сайта
 
  • ЗВУКОВОЙ КАЛЕНДАРЬ
  • РУБРИКИ
  • ПРОЕКТЫ
  • НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ

Вы здесь

Главная » Рубрики » Москва и москвичи
Теги: Москва и москвичи, Петровка, Москва, Павлов И.П., Огарев Н.П., Брюсов В.Я., Вересаев В.В., Лемешев С.Я., Андреев Л.Н., Баратынский Е.А., Глазунов А.К., Балакирев М.А., Шаляпин Ф.И., Чехов А.П.

Петровка

Легендарная Петровка - улица в самом центре Москвы. Название ее связано с расположенным здесь Высоко-Петровским монастырем, основанным в 14 веке митрополитом Петром. Возведен был храм на берегу реки Неглинки в селе Высокое, получившее свое название по высокому берегу Неглинки. Храм назвали Петропавловским в честь апостолов Петра и Павла. После смерти митрополита, причисленного впоследствии к лику святых, храм, который стал частью монастыря, был переименован в честь митрополита Петра (монастырь был закрыт в 1922 г., в 1990-х гг. здесь возобновлены богослужения). Дорога от Кремля вдоль реки Неглинки к Высоко-Петровскому монастырю стала называться Петровской. Река Неглинка каждый год широко разливалась, поэтому в течение долгих лет застраивался только левый ее берег. Вдоль реки возникли со временем слободы – кузнецкая, пушечная, столешники. Память об этих слободах сохранилась в современных названиях прилегающих улиц.

До 18 века Петровка начинались от самого Кремля и заканчивалась Земляным валом. В начале 19 в. появились Охотный ряд, затем Театральная площадь. С другого конца Петровку укоротил Каретный ряд. Со второй половины 18 в. на Петровке появились первые дома знатных людей. В начале 19 в. река Неглинка была спрятана в трубу. Это дало возможность застраивать и правую сторону улицы. Здесь появилось много магазинов, в том числе принадлежавших иностранцам. Так Петровка стала главной торговой улицей Москвы. Писатель П.Боборыкин описывал Петровку так: «Вся часть Петровки до Петровских линий с Кузнецким и Столешниковым переулком переполнена модной торговлей иностранцев: это как бы московский Париж с прибавкой Вены, Берлина, Варшавы». В 1948 г. на левой стороне Петровки было снесено много исторических зданий, чтобы освободить место новым постройкам. Но новых домов на Петровке не построили, а чтобы не нарушать нумерацию домов, зданиям второй линии присвоили номера разрушенных. 

Многие люди не подозревают, что домом № 1 по улице Петровка, является Большой театр. Совсем недавно он отпраздновал свой 245-летний юбилей. Датой основания театра считается 28 марта 1776 г. За 5 месяцев на правом берегу Неглинки было возведено здание Петровского театра, названного по имени улицы. Несколько раз здание театра погибало в пожарах, и вновь отстраивалось. В пожаре 1853 г. сгорели театральные машины, музыкальные инструменты, театральные костюмы, декорации. Остались лишь обугленные каменные стены и колонны портика. Новое здание было построено по проекту профессора санкт-петербургской Академии наук, главного архитектора императорских театров А.Кавоса, который хорошо знал все особенности театральных зданий. Кавос сконструировал зрительный зал как огромный музыкальный инструмент. Стены зала и потолок были покрыты резонансной елью. Все в этом зале работало на акустику. Великолепие декора нового здания театра и зрительного зала, его замечательные акустические качества поражали и восхищали всех. Театр открылся в 1856 г. оперой Беллини «Пуритане». Несмотря на огромную по тем временам вместимость зала (2000 человек), все желающие не могли поместиться, и церемонию открытия театра и премьеру повторили на другой день. С этого времени театр стал называться Большим. После Октябрьской революции 1917 г. Большой театр стал государственным. Несколько лет велись дискуссии о возможности сноса здания театра. С другой стороны, здесь проводились важные государственные мероприятия – конгрессы Коминтерна, съезды Советов и т.п. Создание СССР было провозглашено именно со сцены Большого театра. Театр был и остается одним из крупнейших в России и одним из самых значительных в мире театров оперы и балета, носителем традиций российской и центром мировой музыкальной культуры. Балетная и оперная труппы театра - одни из лучших в мире. Практически всем известны такие танцовщики, как Семенова, Мессерер, Уланова, Лепешинская, Васильев и Максимова, Лавровский, Бессмертнова, Плисецкая и др. С начала 20-го в. Большой театр собрал великолепный состав оперной труппы. Достаточно сказать, что здесь выступали Собинов, Шаляпин, Нежданова, Обухова, Козловский и другие выдающиеся певцы. Одним из них был Сергей Яковлевич Лемешев (1902 – 1977 гг.). 

Парень из бедной крестьянской семьи упорно учился пению. Позднее Лемешев вспоминал: «Я считал, что учиться пению просто и приятно, а это оказалось очень мудрено, что и осмыслить-то почти невозможно. Я никак не мог понять, как надо петь правильно! То упускал дыхание и напрягал мышцы горла, то мне начинал мешать язык. И все же я был влюблен в свою будущую профессию певца, которая казалась мне лучшей на свете». Эту влюбленность в свою профессию Лемешев сохранил на всю жизнь. Его первый сольный концерт состоялся в 1924 г. на сцене Российского института театрального искусства. На солидный гонорар – 175 рублей – Лемешев построил для матери и брата новую избу. С 1931 г. он служил в Большом театре и вскоре стал одним из ведущих теноров. В годы Великой Отечественной войны Большой театр продолжал работать. А Лемешев в 1941 г. заболел воспалением легких, и врачи запретили ему петь, «отключив» одно легкое. Но Лемешев упорно продолжал разрабатывать голос. В конце концов, врачи разрешили ему выступать на сцене – 4 спектакля в месяц. И так было до 1948 г. К 1957 г. Лемешев перестал гастролировать, но периодически выходил на сцену Большого театра. После 1965 г. он посвятил себя режиссуре и педагогике (заведовал кафедрами оперной подготовки и сольного пения в Московской консерватории). В 1975 г. на юбилейном концерте, несмотря на жару, больные легкие и недавний инфаркт, Сергей Яковлевич в 501-й раз исполнил свою любимую партию Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин». Слушайте воспоминания Лемешева о начале его творческой деятельности и арию Ленского.

1. Лемешев С.Я. - Фрагмент воспоминаний о начале певческой карьеры ; 

Ария Ленского из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»

Запись 1960-х гг.

Арх. № ф. 1, ед. уч. 4885. 

Время звучания: 
9 мин. 06 сек.

petrovka-1._lemeshev.mp3

Рядом с Большим театром, по другую сторону Петровки мы видим готическое здание ЦУМа (д. 2). В 1880 г. в Москву из Петербурга переехала крупная торговая фирма «Мюр и Мерилиз» шотландских предпринимателей Эндрю Мюра и Арчибальда Мерилиза. Свой первый оптовый магазин по продаже женских шляп и галантереи они открыли на Кузнецком мосту (д. 19) в 1888 г. Позднее они выкупили большой трехэтажный магазин на Театральной площади и полностью перестроили его к 1908 г. в стиле европейской готики с элементами модерна по проекту архитектора Р.Клейна. Это было первое в Москве здание из бетона. Применение бетона позволило уменьшить толщину стен и несущих колонн и увеличить внутренние помещения, установить большие витражные окна. К 1913 г. в магазине было около 80 отделов, где продавались товары высочайшего качества – одежда и обувь, парфюмерия, предметы для обустройства дома, мебель, ювелирные украшения, детские игрушки и т.д., и т.д. Здание поражало своей технической оснащенностью и нововведениями. Здесь были справочная, информационная служба по Москве, комната ожидания, два скоростных электрических лифта и др. В 1917 г. магазин был национализирован. Вновь открытый в 1922 г. магазин «Мюр и Мерилиз» стал Центральным Универсальным магазином – ЦУМом. 

Чуть дальше по Петровке, на углу с Кузнецким мостом находится здание (д. 3), построенное в 1824 г. (владела семья Щербатовых). Позднее здесь разместилась знаменитая на всю Москву «Кондитерская Люке», в которой в 1827 г. проходило празднование по случаю начала выпуска литературного, критического, историко-философского журнала «Московский вестник». На мероприятии присутствовали Пушкин, Мицкевич, Баратынский, Веневитинов и другие известные литераторы. Журнал издавался историком Погодиным в 1827 – 1830 гг. Погодин руководил историческим отделом. Душой журнала был известный поэт Веневитинов: он определил направление журнала, сформировал его программу. Пушкин сотрудничал с «Московским вестником», опубликовал более 30 стихотворений. Известные поэты того времени Д.Давыдов, Ф.Глинка, Н.Языков, Е.Баратынский и др. печатали в журнале свои произведения. Евгений Абрамович Баратынский (Боратынский, 1800 – 1844 гг.), поэт и переводчик, дружил с Пушкиным, Дельвигом Кюхельбеккером, Гнедичем и др. Его поэмы (1826 г.) «Эда» и «Пиры» имели большой успех и поставили Баратынского в один ряд с лучшими поэтами того времени. Разночтение в написании фамилии имеет давнюю историю. Долгое время вариант через «а» закрепился в словарях и энциклопедиях. Пушкин писал о нем – «Баратынский». Сам поэт подписывал стихи фамилией через «а». Однако в последнем его сборнике подпись – «Боратынский». Так же запечатлена его фамилия на надгробии в Александро-Невской лавре. Стихотворение «Когда, дитя и страсти и сомненья» создано Баратынским в 1844-м, последнем году его жизни.

2. М.Царев (н. а. СССР) - «Когда, дитя и страсти и сомненья…», стихотворение Баратынского Е.А.

Запись 1984 г.

Арх № ф. 4, ед. уч. 70057

Время звучания: 
00 мин. 44 сек.

petrovka-2._baratynsky.mp3

Между Петровкой и Неглинной расположился дом № 7 по Кузнецкому мосту, занимающий целый квартал. С 18 в. дом сменил несколько владельцев - купцы Дюкло и Столбков. У каменного дома в два этажа была высокая терраса, чтобы избежать затоплений от разливающейся Неглинки. В середине 19 в. терраса была разобрана, ликвидирована колоннада. Согласно документам, в этом доме долгое время была гостиница «Лейпциг» Ж.Б.Мореля. «Лейпциг» славился своей кухней, которой заправлял шеф-повар Шовень. Среди постояльцев гостиницы в разные годы были Л.Толстой, декабрист П.Голицын, композиторы Глазунов и Балакирев.

Выдающийся композитор Александр Константинович Глазунов (1865 – 1936 гг.), автор множества прекрасных произведений, написал балет «Времена года», премьера которого состоялась в феврале 1900 г. в Эрмитажном театре и Мариинском театре. «Времена года» - последний балет Глазунова, в котором он воплотил с присущим его творчеству оптимизмом один из вечных мифов о воскрешении природы от зимнего сна. Музыкальные образы балета красочны и выразительны. Сценаристом балета стал известный балетмейстер М.Петипа, составивший для композитора подробный план-заказ. Например: «24 такта – вариация льда; 32 такта, на 2/4, очень остро – вариация Града». Но даже при этом работа композитора не превратилась для него ремесленную рутину. Глазунов, как и Чайковский, находил в этом свои плюсы: «Необходимость считаться с условиями хореографа, правда, связывало меня, но она же и закаляла для симфонических трудностей. Я должен был удовлетворять желания балетмейстера и не выходить, иной раз, из пределов 16 или 32 тактов, но в этих железных оковах разве не скрывалась лучшая школа для развития и воспитания чувства формы? Разве не нужно учиться свободе в оковах?». Сегодня мы представляем несколько вариаций из картины «Зима». Римский-Корсаков, присутствуя на одной из репетиций балета, сказал: «Вот одна из лучших в русской музыке зим».

3. Симфонический оркестр п/у А.К.Глазунова - Картина «Зима», вариации «Иней», «Лед», «Град» из балета «Времена года» А.К.Глазунова 

Запись не позднее 1936 г.

Арх. № ф. 540, оп. 15, ед. уч. 96(2)

Время звучания: 
2 мин. 58 сек.

petrovka-3._glazunov.mp3

Композитор, пианист, дирижер Милий Алексеевич Балакирев (1837 – 1910 гг.) писал романсы, фортепианные пьесы, симфоническую музыку и, одновременно, выступал как пианист. В 1862 г. образовался кружок композиторов, который критик Стасов назвал «Могучей кучкой». Туда входили Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин и др. Это была своеобразная школа композиторского мастерства, потому что консерваторий, где можно было бы учиться этому, тогда еще не было. Балакирев тогда считался уже опытным композитором и стал руководителем кружка. Римский-Корсаков писал: «Балакирева слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико». А Кюи констатировал: «Под руководством Балакирева началось наше самообразование». Несмотря на то, что к 1870 гг. считался одним из самых авторитетных музыкантов в Петербурге, он был отстранен от дирижирования на концертах Русского Музыкального общества. Для Балакирева наступила черная полоса в жизни. Тяжелое материальное положение, отсутствие возможностей для творчества вызывали у него даже мысли о самоубийстве. Кружок распался, музыканты отдалились друг от друга, каждый шел свои путем. Балакирев принял решение вообще покончить с музыкальным творчеством. Зарабатывать приходилось уроками музыки. Постепенно он вновь начал сочинять, но дело двигалось крайне медленно. Балакирев в это трудное время переписывался с зарубежными музыкальными деятелями, а его симфоническая музыка завоевывала все большую известность как в России, так и за границей. Романс Балакирева на стихи Кольцова «Приди ко мне» написан в 1858 г. и опубликован в сборнике «Двадцать песен» !858 – 1865 гг.

4. А.С.Пирогов (бас), Б.М.Юртайкин (ф-но) - Романс «Приди ко мне» (Балакирев М.А., сл. А.В.Кольцова)

Арх. № ф. 540, оп. 13, ед. уч. 354.

Время звучания: 
2 мин. 38 сек.

petrovka-4._balakirev.mp3

Вокруг гостиницы «Лейпциг», о которой мы ведем речь, кипела жизнь. Чехов посещал парикмахерскую «Теодор», Шаляпин вместе с Мамонтовым покупали в книжном магазине гравюру «Мефистофель». Видели здесь Маяковского, Булгакова, Новикова-Прибоя. В этом здании после революции 1917 г. была редакция журнала «Октябрь», куда молодой Шолохов принес первые главы своего романа «Тихий Дон».

Рядом находится Петровский пассаж (д. 10 / Неглинная, 13), о котором нельзя не рассказать. Известная московская домовладелица из богатого купеческого рода В.Фирсанова решила открыть на Петровке свой магазин. Она владела уже 23 домами, усадьбой, Сандуновскими банями. Строительство магазина началось в 1903 г. Планировалось не разделять внутреннее пространство и создать сквозной проход между Петровкой и Неглинной. Перекрытие разработал инженер В.Шухов. Затраты на строительство Фирсановского пассажа (так он тогда назывался) обошлось в громадную сумму 1,5 миллиона рублей. В феврале 1906 г. состоялось торжественное открытие. В пассаже расположились магазины многих известных торговых домов – Морозова, Коншина, Маркушевича, Абрикосова и др., где продавались ткани, аксессуары для дамских платьев, белье, галстуки, корсеты, зонты, кондитерские изделия и многое другое. После 1917 г. пассаж был национализирован, все магазины убраны. В Петровском пассаже в разные годы была постоянная промышленная выставка, кинотеатр, пошивочная фабрика, научно-исследовательский комбинат «Дирижаблестрой», аукционный зал, клубы различных учреждений. В 1928 г. пассаж получил свое нынешнее имя – Петровский, здесь снова появились магазины. В годы Великой Отечественной войны пассаж превратился в гигантскую коммуналку, куда селились жители разрушенных бомбежками московских домов. В 1960-х гг. Петровский пассаж перешел на баланс ЦУМа, здесь снова открылись магазины.

На углу Петровки и Столешникова переулка (д. 15 / Столешников, 13) высится пятиэтажный многоквартирный дом с магазинами постройки первых лет 20 века. Он считается одной из первых в Москве построек в тиле модерн. В этом здании находился кинотеатр «Таумотограф», чей зал на 60 мест был тогда редкостью.

Чуть дальше по Петровке – дом № 17 (построен в 1913 г.) - 7 этажей, 5 подъездов в неоклассическом стиле. Одну из квартир на третьем этаже снимала сестра выдающегося певца, баса Федора Ивановича Шаляпина. Он часто навещал ее и охотно пел для ее гостей.

5. Шаляпин Ф.И. - «Лучинушка», русская народная песня

Запись 1908 г., Париж

Арх. № ф. 4, ед. уч. 63468

Время звучания: 
2 мин. 34 сек.

petrovka-5._shalyapin.mp3

Дом 19 – это комплекс доходных домов, построенный в 1897 – 1899 гг. на основе усадебного дома 1793 г. В строении № 5 во внутреннем дворе в 1903 – 1904 гг.  в квартире № 35 на третьем этаже жил Антон Павлович Чехов. Он был уже тяжело болен и ему трудно было подниматься так высоко. В этой квартире Чехов впервые прочитал друзьям свою последнюю пьесу «Вишневый сад». Писатель работал над «Вишневым садом» три года, скрупулезно прорабатывал персонажей. В письмах он подробно описывал характеры героев, подробно комментировал каждую сцену. Особенно настойчиво Чехов подчеркивал, что «Вишневый сад» - не драма, а комедия. Ставившие эту пьесу Станиславский и Немирович-Данченко не находили в ней ничего комедийного, поэтому подготовка пьесы шла медленно. Премьера «Вишневого сада» на сцене МХТ состоялась 17 января 1904 г., в день рождения Чехова. Пьеса вызвала весьма противоречивые отзывы зрителей и критики, но она и поныне является классикой мировой драматургии.

6. Фрагмент сцены бала из 3 акта комедии А.П. Чехова "Вишневый сад".

(Раневская – Книппер-Чехова О.Л., Петя – В.А.Орлов)

Запись 10.10.1951 г.

Арх. № ф. 1, ед. уч. 7071.

Время звучания: 
6 мин. 08 сек.

petrovka-6._chehov.mp3

На другой стороне улицы – дом 20 – многоквартирный дом с магазинами, построенный для «Товарищества Петровских торговых линий в Москве» в 1876 г. В 1878 – 1883 гг. здесь жила семья Ковалевских, в том числе С.Ковалевская математик и механик, а также В.Онуфриевич, геолог и палеонтолог, участник Парижской коммуны. Там же находился книжный магазин Иосифа Кнебеля издательства «Посредник». Учредителем был Л.Толстой. В этом магазине продавалась дешевая литература для широких масс. В здании располагалась также редакция московской газеты «Курьер» (1889 – 1903 гг.), где работали известные писатели Л.Андреев и В.Вересаев.

Русский писатель-экспрессионист, представитель Серебряного века русской литературы Леонид Николаевич Андреев (1871 – 1919 гг.) в своем творчестве сочетал различные литературные направления. Рассказы и пьесы его вызывали в литературной среде споры и дискуссии. Одни называли произведения Андреева «образцовой гнусностью», другие – «крепким дуновением таланта». Горький считал, что Андреев «был талантлив, особенно во всем, что касалось темных сторон жизни». В 1906 г. Андреев начал обдумывать создание новой пьесы, писал: «Хочу реформировать драму». Через год из-под пера его появилась пьеса «Жизнь человека» и была опубликована. Эта пьеса показывает трагизм существования отчужденного человеческого «я», беспомощного перед властью рока. Горький пытался отговорить Андреева от публикации: «Ты слишком оголил своего человека, отдалив его от действительности, и этим лишил трагизма, плоти и крови». Сам Андреев относился к своему творению противоречиво, в письме Немировичу-Данченко читаем: «Скажу откровенно, сам я недоволен «Жизнью человека». Приходилось положительно идти ощупью, мысль упрямо сбивалась на старое, привычное, и минутами не было никакой возможности разобраться, хорошо ли ты делаешь или дурно». Вскоре (1908 г.) Андреев переехал в Финляндию, где и прожил до конца жизни.

7. Андреев Л.Н. - Фрагмент из пьесы «Жизнь человека» (Андреев Л.Н.)

Запись не позднее 1919 г.

Арх. № ф. 4, ед. уч. 60685

Время звучания: 
1 мин. 43 сек.

petrovka-7._andreev.mp3

Викентий Викентьевич Вересаев (1867 – 1945 гг.), врач, писатель, общественный деятель, стал широко известен после публикации в 1901 г. своих «Записок врача» в журнале «Мир Божий». «Записки врача» - биографическая, художественно-документальная повесть, в которой автор описывает изнутри проблемы, этику, философию врачебной профессии, взаимоотношения врача и общества. Книга вызвала волну негодования во врачебных кругах. Доктора опасались, что читатели настроятся против медицины и врачей. А врачи, при практически полном отсутствии бесплатной медицины, жили за счет частной практики или преподавательской деятельности. В повести Вересаев поднимает нравственно-этические проблемы молодых врачей – как сделать свою практику успешной, как пережить неизбежные врачебные ошибки, другие социальные проблемы. Вересаев начал печататься с 1884 г., его стихи, рассказы, повести были известны публике. Повести «Без дороги», «Поветрие», «На повороте», «Два конца», романы «В тупике», «Сестры», да и все произведения Вересаева посвящены духовным исканиям русской интеллигенции конца 19 – начала 20 вв. Вересаев искренне считал себя убежденным социал-демократом и марксистом. Была еще одна сфера деятельности писателя – переводы греческой поэзии. Он переводил произведения Сафо и Архилоха, Гесиода и Гомера. Вересаев создал новые версии «Илиады» и «Одиссеи». Над этими переводами он работал до конца жизни, и они считались лучшими переводами с древнегреческого во всей русской литературе. В 1919 г. переводы Вересаева получили Пушкинскую премию Академии наук. Но именно «Записки врача» принесли автору широкую известность. При жизни Вересаева было 14 изданий повести на русском языке, она было переведена на английский, французский, немецкий языки.

8. Вересаев В.В. - Фрагменты повести «Записки врача»

Запись 1913 г.

Арх. № ф. 608, оп. 4, уд. уч. 60(2)

Время звучания: 
2 мин. 55 сек.

petrovka-8._veresaev.mp3

Отметим еще дом 22, на месте которого в 18 в. была усадьба, сменялись владельцы, в конце концов в середине 19 в. на этом месте появился доходный дом с меблированными квартирами. В здании было издательство с типографией, где в 1884 г. вышла первая книга Чехова – сборник рассказов «Сказки Мельпомены». Современное здание возведено в 1929 г. в стиле конструктивизма. Сейчас здесь располагается Московская Городская Дума.
       

В конце 18 века на принадлежащем ему участке купец А.Кирьянов по проекту М.Казакова построил городскую усадьбу: главный дом, оранжереи, флигели, пруд и огород. В 1830 – 1850 гг. здесь жил историк и коллекционер П.Карабанов. В его коллекции были гравюры, антиквариат, старинные книги и рукописи, монеты, медали и др. После его смерти книги и рукописи поступили в библиотеку Московского университета и Публичную библиотеку Петербурга, антиквариат – в Оружейную палату Московского Кремля. После 1851 г. в усадьбе поселился архивист и археограф князь М.Оболенский, руководитель архива при Министерстве иностранных дел. В 1908 г. в особняке открылась «Первая Московская механическая лечебница Цандеровского института». В лечебнице пациенты проходили лечебный курс на механических аппаратах с помощью методики, разработанной известным шведским врачом-физиотерапевтом Г.Цандером.

В этом доме располагалось еще одно замечательное учреждение – «Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений». Его создал в 1909 г. купец Христофор Семенович Леденцов, пожертвовав на развитие науки 2 миллиона рублей. Общество финансировало работы таких выдающихся ученых, как химик Зелинский, естествоиспытатель Вернадский, физик Лебедев, родоначальник космонавтики Циолковский. Одним из тех, кому помогало Общество, был выдающийся физиолог Иван Петрович Павлов (1849 – 1936 гг.).  По настоянию родителей он сначала окончил курс духовной семинарии, тяга к естествознанию победила. Большую роль в этом сыграло знакомство Павлова с книгой Сеченова «Рефлексы головного мозга». Павлов окончил Петербургский университет, занимаясь физиологией. Его труды получили известность и признание в научных кругах. В 1891 г. его приглашают в Университет экспериментальной медицины для создания отдела физиологии. В 1904 г. Павлов стал лауреатом Нобелевской премии, первой русской премии в области медицины. После 1917 г. Павлов до конца своей жизни руководил Институтом физиологии АН СССР. Труды Павлова и его научные изыскания высоко оценивались советским правительством, которое создавало самые благоприятные условия для работы ученого. К 80-летию ученого был открыт институт-городок под Ленинградом. Его труды печатались в лучших издательствах. Павлов занимался исследованиями в области физиологии, связывая ее с психологией, 35 лет, создал методику условных рефлексов. На 15 Международном конгрессе физиологов в Ленинграде в 1935 г. Павлов получил почетное звание «старейшины физиологов мира».

9. Павлов И.П. - Фрагмент выступления на 15 Международном конгрессе физиологов

Запись 1935 г. Ленинград

Арх. № ф. 4, ед. уч. 51417

Время звучания: 
1 мин. 20 сек.

petrovka-9._pavlov.mp3

Зодчий М.Казаков в конце 18 – начале 19 вв. построил особняк и благоустроил территорию (дом 25) в стиле московского классицизма для богатого уральского заводчика М.Губина. В отличие от других московских особняков, парадная анфилада была устроена не со стороны главного фасада, а позади дома – предположительно это было сделано из-за близости к расположенному через дорогу Высоко-Петровскому монастырю, чтобы звуки гуляний и подъезжающие экипажи не тревожили монахов. В 1812 г. здание пострадало от пожаров и было полностью восстановлено в 1823 – 1828 гг. После смерти Губина его потомки сдавали особняк различным училищам и пансионам. Так, в 1871 – 1905 гг. здесь были пансион Циммермана, а затем мужская гимназия Креймана. Известно, что в последней учились известные в будущем люди – филолог А.Шахматов, историк Ю.Готье и др. Учеником этой гимназии был и будущий поэт-символист, прозаик, драматург и переводчик Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924 гг.). С 4 лет мальчик читал все подряд в родительской библиотеке, и в то же время, как вспоминал Брюсов: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. (…) Классическую литературу я знал плохо: не читал ни Толстого, ни Тургенева, ни даже Пушкина…». В гимназии Креймана Брюсов учился с 11 лет (приняли сразу во второй класс), сблизился с учениками-любителями чтения. Они стали издавать рукописный журнал «Начало», для которого Брюсов начал сочинять, пробовал свои силы и в прозе, и в поэзии, о чем позднее писал: «Беспрестанно начинал я новые произведения (…). Я перепробовал все формы – сонеты, тетрацины, октавы, триолеты, рондо, все размеры. Я писал драмы, рассказы, романы… Каждый день увлекал меня все дальше и дальше». После гимназии в жизни Брюсова был московский университет. В дневнике Брюсов писал: «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня». Он изучал историю, философию, искусство, литературу. В поэзии Брюсов всегда был новатором, экспериментировал со стихотворными размерами, писал оригинальные новеллы и даже фантастические романы. В годы Первой мировой войны Брюсов был военным корреспондентом «Русских ведомостей», после 1917 г. руководил Комитетом по регистрации печати, председателем Всероссийского союза поэтов. С 1921 г., после создания Высшего литературно-художественного института Брюсов стал его ректором и профессором. Стихотворение Брюсова «Офелии», которое вы сейчас услышите, было написано им в 1911 г.

10. Брюсов В.Я. - Стихотворение «Офелии» (Брюсов В.Я.)

Запись не позднее 1924 г.

Арх. № ф. 608, оп. 4, ед. уч. 59

Время звучания: 
1 мин. 39 сек.

petrovka-10._bryusov.mp3

По правой стороне Петровки мы видим массивные красные стены Высоко-Петровского монастыря (дом 28), о котором уже упоминали, и вскоре выходим к величественному зданию на углу Петровки и Страстного бульвара (дом 29 / страстной бульвар, 15). Усадьба князей Гагариных возведена была в 1786 – 1790 гг. предположительно М.Казаковым. В 1802 – 1812 гг. здесь располагался Английский клуб, в котором в 1806 г. состоялся торжественный прием в честь выдающегося полководца П.Багратиона, описанный в романе Л.Толстого «Война и мир». В 1812 г. дом был занят штабом главного интенданта французской армии. Один из интендантских офицеров Анри Бейль – будущий писатель Стендаль, отозвался об Английском клубе так: «В Париже нет ни одного клуба, который мог бы с ним сравниться». В 1820-х гг. усадебный комплекс был восстановлен по проекту О.Бове и в 1828 г. был выкуплен казной. С 1833 г. усадьба стала Новоекатерининской больницей. Это была крупнейшая в Москве больница на 250 коек для бесплатного лечения больных всех званий и состояний. С 1846 г. здесь же был медицинский факультет Московского университета, затем первая в России кафедра патологической анатомии. Многие известные врачи работали здесь, а будущий писатель, студент Антон Чехов проходил практику. Больница была здесь до 2009 г.

В самом конце улицы по легендарному адресу Петровка 38, находится солидное, массивное здание. В 1800 г. на месте владений князей Щербатовых по проекту О.Бове воздвигли двухэтажный особняк с флигелями. Строения в 1816 г. выкупила казна, их перестроили в казармы и разместили военно-рабочий батальон (прообраз современных инженерных и строительных войск). Это место стали называть «Петровскими казармами». Кроме собственно казарм, в здании были устроены камеры для предварительного заключения задержанных. Так получилось, что тут в 1834 г. сидел под арестом известный поэт Н.Огарев. В поэме «Тюрьма» он так описывает это место: «Широкий, плоский двор. / Кругом/ Забор с решеткою железной. / Середь двора высокий дом, / Где век проводят бесполезно/ Полки замученных солдат, / всю жизнь готовясь на парад. / Покои – точно коридоры - / Темны и длинны тускло взоры/ Кроватей видят два ряда».  Николай Платонович Огарев (1813 – 1877 гг.), поэт, публицист, друг и соратник Герцена, оказался в узилище потому, что был одним из организаторов студенческого кружка политической направленности при Московском университете. В 1833 г. над ним был установлен полицейский надзор, а в 1834 г. Огарев был арестован, потом отпущен, потом снова арестован из-за писем, написанных «в конституционном стиле». Был отправлен в ссылку в Пензенскую губернию, где и отбывал ее до 1839 г. В 1856 г. Огарев эмигрировал за границу, работал с Герценом в Вольной русской типографии, создал программу уничтожения крепостного права. Огарев – автор поэм и стихотворений, публицистических произведений, отражающих духовные искания молодежи того времени. Поэт мечтал изменить к лучшему жизнь народа. Значительная часть его поэзии - романтического направления. Стихотворение "Свобода" было написано Огаревым в 1858 г.

11. Р.Клейнер - Стихотворение "Свобода" (Огарев Н.П.)

Запись1981 г.

Арх. № ф. 4, ед. уч. 62367

Время звучания: 
2 мин. 57 сек.

petrovka-11._ogaryov.mp3

Здание по Петровке, 38 с 1842 г. перешло в ведение жандармерии. После Октябрьской революции 1917 г. в «Петровских казармах» разместилась московская милиция – знаменитый МУР – Московский уголовный розыск. В 1952 – 1958 гг. дом был полностью перестроен и обрел свой современный облик. В настоящее время здание находится в ведении ГУ МВД РФ по городу Москве.

Подошло к концу наше путешествие по Петровке. Еще многое осталось, как говорится, «за кадром», и о многом еще хочется рассказать в последующих материалах рубрики «Москва и москвичи».

 
 
 
 
 

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2022.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

  • Забыли пароль?