РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

Варвара Панина. "Русская эстрада начала ХХ века"

Версия для печати

Представляем вашему вниманию новый цикл статей в нашей рубрике "Рассказы Старого Граммофона" - Русская эстрада начала ХХ века.

Первые годы ХХ века, особенно период между двумя войнами, 1904–1914 гг., ознаменовались бурным увлечением русской эстрадной песней. Появились имена, прогремевшие на всю Россию. Популярность В.В.Паниной, А.Д.Вяльцевой, Н.В.Плевицкой достигла исключительных масштабов. Они завоевали широкое признание в самых различных слоях русского общества, соперничая в этом с прославленными оперными исполнителями, артистами и художниками. О них ожесточенно спорили, им посвящали статьи. Они с триумфом гастролировали по всей России. Наиболее популярным жанром к началу XX века стал цыганский романс, превратившийся в разновидность городской, преимущественно любовной песни. Революционный 1917 г. стал переломным моментом российской эстрады. Сменились песни, идеология, эстрада пережила непростые годы. Частично русская эстрада выжила и уцелела благодаря тому, что часть артистов уехала в эмиграцию. Это, в большинстве своем, были профессиональные артисты, которые состоялись в царской России, а затем оказались в эмиграции. К сожалению, очень многое из того, что относилось к русской дореволюционной эстраде, оказалось уничтожено и забыто. Давайте же вспомним некоторые имена замечательных исполнителей русской дореволюционной эстрады и тех, чья судьба оказалась связанной с эмиграцией. И начну я, пожалуй, с представителей любимого в России жанра - цыганского романса…

Первая статья цикла посвящена Варваре Паниной (1872-1911 гг.) цыганка по происхождению, была одной из самых почитаемых певиц Российской Империи. Ей было всего 14 лет, когда девочка начала петь в хоре модного ресторана «Стрельны», которым руководила цыганская певица Александра Ивановна Панина. Она быстро освоилась в новой обстановке и вскоре стала выступать сольно, распевая цыганские таборные песни и русские романсы. Низкое грудное контральто, необычная манера исполнения, способность передавать глубину переживаний человеческой души, заставлять страдать эту душу, восхищали всех - купечество, завсегдатаев аристократических салонов, художественную интеллигенцию. Послушать романсы в исполнении Варвары Паниной и подробнее познакомиться с ее творческим путем вы можете в статье о ней.

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика