Новый цикл музыкальных статей в рубрике "Рассказы Старого Граммофона"

13.12.2015

Представляем вашему вниманию новый цикл статей в нашей рубрике "Рассказы Старого Граммофона" - "Рожденные для успеха. Судьбы русских примадонн".

На рубеже XIX - начала XX вв. оперный театр достиг необычайного расцвета и дал мировому музыкальному искусству немало блестящих имен - певцов, композиторов, дирижеров. В это время в Европе и Америке было несколько певиц, обладавших исключительной техникой исполнения. Все они обладали уникальным сочетанием великолепного голоса, феноменальной вокальной техники, высочайшей музыкальной и артистической культуры, сценического дарования и очаровательной внешности. Но не надо забывать, что к тому времени факт существования русской национальной музыкальной школы был общепризнан не только в самой России, но и за рубежом. Она стала приобретать общемировую известность. Определились черты русского национального стиля в оперном искусстве, который сформировался в процессе исполнения опер русских композиторов-классиков. В этот период на русской сцене появляется целая плеяда выдающихся исполнительниц, творчество которых вошло в сокровищницу мировой музыкальной культуры. К сожалению, эпоха революционных событий в России 1917 г. расколола русскую культуру начала ХХ века на внутрироссийскую и эмигрантскую. Одних выдающихся исполнителей она изолировала от мирового оперного процесса, других «выдавила» в эмиграцию, их имена многие годы замалчивались или были несправедливо забыты. Эта трагедия русского общества не обошла стороной и многих певиц – звезд оперной сцены, тяжким шрамом она пролегла через их судьбы. Современное молодое поколение мало знает об этих замечательных исполнительницах, переживших блеск театрального триумфа и нищету эмиграции и забвенья. В наше время их имена помнят и знают только специалисты. Но старые граммофонные пластинки сохранили чарующие голоса этих прелестных женщин. По-разному сложились их судьбы, но неизменно, сквозь время, они дарят нам свое искусство..

Мария Борисовна Черкасская (1876 - 1934), некогда знаменитая и любимая широкой публикой русская оперная певица. Она обладала удивительно красивым драматическим сопрано, сильным, сочным, большого диапазона, с яркими «металлическими» верхами. Певица много гастролировала по России и за рубежом: в 1907 г. участвовала в концертах «Русских сезонов» в Париже с С.П.Дягилевым, в 1909 г. пела в миланском «Ла Скала», в 1911 г. - в Парижском театре Сары Бернар, в 1917 г. - в Монте-Карло. В русских операх одним из ее партнеров по сцене был Ф.И.Шаляпин. Однако подлинную славу на мировой сцене певица получила, исполняя партии в операх немецкого композитора Р.Вагнера (в 1914 г. она была приглашена петь Брунгильду в постановке тетралогии в Берлине). Но Первая мировая война, а затем и революция в России 1917 г. круто изменили жизнь певицы. С 1918 г. она больше не была артисткой Мариинского театра. Примадонна со всемирной славой по трудовой повинности вынуждена была разгружать баржи с дровами на набережной Невы. К счастью, звездное европейское имя спасло ее от репрессий, но из богатой и знаменитой женщины она в один день стала нищей. И тогда певица приняла решение эмигрировать из России. Подробнее о жизни и творчестве Марии Черкасской читайте в нашей рубрике "Рассказы Старого Граммофона". Там же вы найдете еще одну редкую запись певицы.  

А пока предлагаем Вашему вниманию запись певицы 1912 г. в дуэте с Е.И. Збруевой (контральто).

"Роза ль ты, розочка", романс (А.С.Даргомыжский, сл. А.А.Дельвига) 

Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1329

Время звучания: 
2 мин. 52 сек.