Лидия Липковская. "Рожденные для успеха. Судьбы русских примадонн".

24.01.2016

Представляем вашему вниманию новый цикл статей в нашей рубрике "Рассказы Старого Граммофона" - "Рожденные для успеха. Судьбы русских примадонн".

Лидия Яковлевна Липковская (1884 — 1958), оперная певица. Родилась в многодетной семье сельского учителя. В 17 лет, против воли родителей, девушка тайно вышла замуж за студента факультета восточных языков Петербургского университета Христофора Маршнера, который был старше ее на шесть лет. В 1902 г. она уехала с мужем в Петербург, в 1903 г. поступила в консерваторию. Вскоре у нее родилась дочь Ариадна. Через два года Л.Я.Липковская оставила мужа, который противился ее желанию учиться петь. На втором курсе дебютировала в русско-итальянской частной опере на бенефисе выдающегося тенора Н.Н.Фигнера, где заменила заболевшую певицу и без репетиций блестяще исполнила партию Джильды в опере «Риголетто» Дж.Верди. Об успехе певицы написали многие газеты. Профессор Н.А.Ирецкая отдав должное вокалу студентки, за самовольный выход на сцену отстранила ее от занятий, но вскоре простила и разрешила вернуться в консерваторию. Но по приглашению Н.А.Римского-Корсакова юная студентка все же спела на частной сцене Снегурочку в его одноименной опере. Уже через два года, окончив консерваторию, Л.Я.Липковская заключила контракт с Мариинским театром. Публика была покорена и Л.Я.Липковская стала считаться одной из лучших колоратурных сопрано России. Лидия Яковлевна обладала необычайным по красоте голосом «серебристого» теплого тембра и широкого диапазона, музыкальной и артистической культурой. Её голос сравнивали с флейтой и скрипкой. Её репертуар насчитывал свыше 60 опер. Подробнее о жизни и творчестве Лидии Липковской читайте в нашей рубрике "Рассказы Старого Граммофона". Там же вы найдете три редкие записи ее голоса. 

На рубеже XIX - начала XX вв. оперный театр достиг необычайного расцвета и дал мировому музыкальному искусству немало блестящих имен - певцов, композиторов, дирижеров. В это время в Европе и Америке было несколько певиц, обладавших исключительной техникой исполнения. Все они обладали уникальным сочетанием великолепного голоса, феноменальной вокальной техники, высочайшей музыкальной и артистической культуры, сценического дарования и очаровательной внешности. Но не надо забывать, что к тому времени факт существования русской национальной музыкальной школы был общепризнан не только в самой России, но и за рубежом. Она стала приобретать общемировую известность. Определились черты русского национального стиля в оперном искусстве, который сформировался в процессе исполнения опер русских композиторов-классиков. В этот период на русской сцене появляется целая плеяда выдающихся исполнительниц, творчество которых вошло в сокровищницу мировой музыкальной культуры. К сожалению, эпоха революционных событий в России 1917 г. расколола русскую культуру начала ХХ века на внутрироссийскую и эмигрантскую. Одних выдающихся исполнителей она изолировала от мирового оперного процесса, других «выдавила» в эмиграцию, их имена многие годы замалчивались или были несправедливо забыты. Эта трагедия русского общества не обошла стороной и многих певиц – звезд оперной сцены, тяжким шрамом она пролегла через их судьбы. Современное молодое поколение мало знает об этих замечательных исполнительницах, переживших блеск театрального триумфа и нищету эмиграции и забвенья. В наше время их имена помнят и знают только специалисты. Но старые граммофонные пластинки сохранили чарующие голоса этих прелестных женщин. По-разному сложились их судьбы, но неизменно, сквозь время, они дарят нам свое искусство..