Лев Сибиряков. "Русская опера в изгнании. Слава и забвение".

28.03.2016

Представляем вашему вниманию новый цикл статей в нашей рубрике "Рассказы Старого Граммофона" - Русская опера в изгнании. Слава и забвение.

Начало ХХ века - время революций, смен режимов, время двух мировых войн. В 1917 г. изменилась не только история России, но и всего мира. И где- то между десятилетиями революций и войн, затянутые вихрем глобальных перемен затерялись миллионы человеческих судеб. Среди сотен тысяч русских, которым не нашлось места в стране победившей революции, были люди самого разного происхождения и социального положения: генералы и рядовые, бывшие князья и крестьяне, писатели, учёные, художники, журналисты и политики. Не пожелали остаться в большевистской России и многие оперные певцы, к плеяде которых в 1921 г. присоединился легендарный Фёдор Иванович Шаляпин, уехавший на Запад «на гастроли», да так и не вернувшийся обратно. В 1927 г. его лишили советского гражданства и звания Народного артиста. Прочнее и органичнее других, легче других вписаться в мировое культурное пространство, легче других освоиться в новых условиях существования, было именно оперным исполнителям. Прежде всего, в силу универсальности языка оперного искусства и в силу того, что многие наши мастера сцены уже имели к тому времени и европейски известные имена и опыт работы за границей. Русские оперные певцы оказали колоссальное влияние на судьбу мирового оперного исполнительского искусства. Многим из них было суждено стать подлинными звездами не только отечественного, но и всего мирового искусства XX столетия. И если Ф.И.Шаляпин давно и прочно стал своеобразным брендом русской оперы во всем мире, то имена многих других звезд остаются хорошо известными, в основном, за рубежом. Хочется восстановить историческую справедливость и рассказать о судьбах некоторых из них, оказавшихся в эмиграции, имена которых на их родине – в России – были или под запретом или просто забыты...

Пятая статья цикла посвящена Льву Сибирякову (1869 - 1940-е гг.), обладателю ровного, мощного голоса мягкого тембра, который современники сравнивали со звуком виолончели и органа. Серьезно заниматься пением начал в Одессе. Затем совершенствовался в Милане. В 1895 г. певец дебютировал под псевдонимом Спиваккини в Италии. Итальянская вокальная школа определила его дальнейшую исполнительскую манеру. С 1909 по 1921 г. был солистом Мариинского театра. В конце 1921 г. он эмигрировал в Польшу. Послушать арии в исполнении Сибирякова и подробнее познакомиться с его творческим путем вы можете в статье о нем.