Евгения Збруева. "Рожденные для успеха. Судьбы русских примадонн"

30.12.2015

Представляем вашему вниманию новый цикл статей в нашей рубрике "Рассказы Старого Граммофона" - "Рожденные для успеха. Судьбы русских примадонн".

Евгения Ивановна Збруева (1867 - 1936), оперная певица (контральто). Дочь композитора Петра Петровича Булахова. Девочка очень рано проявила яркие музыкальные способности, выдающийся слух и хороший голос, которые немедленно оценил постоянный гость семьи композитор и директор Московской консерватории Н.Г.Рубинштейн. За 25 лет сценической деятельности Евгения Ивановна Збруева исполнила 45 партий в 42 операх. Публика восторженно встречала русскую певицу. Критики приравнивали успех Е.И.Збруевой к шаляпинскому, отмечали большую выразительность её пения, редкий по красоте и мощи голос густого «бархатного» тембра, который часто сравнивали с виолончелью. Подробнее о жизни и творчестве Евгении Збруевой читайте в нашей рубрике "Рассказы Старого Граммофона". Там же вы найдете две редкие записи ее голоса. 

На рубеже XIX - начала XX вв. оперный театр достиг необычайного расцвета и дал мировому музыкальному искусству немало блестящих имен - певцов, композиторов, дирижеров. В это время в Европе и Америке было несколько певиц, обладавших исключительной техникой исполнения. Все они обладали уникальным сочетанием великолепного голоса, феноменальной вокальной техники, высочайшей музыкальной и артистической культуры, сценического дарования и очаровательной внешности. Но не надо забывать, что к тому времени факт существования русской национальной музыкальной школы был общепризнан не только в самой России, но и за рубежом. Она стала приобретать общемировую известность. Определились черты русского национального стиля в оперном искусстве, который сформировался в процессе исполнения опер русских композиторов-классиков. В этот период на русской сцене появляется целая плеяда выдающихся исполнительниц, творчество которых вошло в сокровищницу мировой музыкальной культуры. К сожалению, эпоха революционных событий в России 1917 г. расколола русскую культуру начала ХХ века на внутрироссийскую и эмигрантскую. Одних выдающихся исполнителей она изолировала от мирового оперного процесса, других «выдавила» в эмиграцию, их имена многие годы замалчивались или были несправедливо забыты. Эта трагедия русского общества не обошла стороной и многих певиц – звезд оперной сцены, тяжким шрамом она пролегла через их судьбы. Современное молодое поколение мало знает об этих замечательных исполнительницах, переживших блеск театрального триумфа и нищету эмиграции и забвенья. В наше время их имена помнят и знают только специалисты. Но старые граммофонные пластинки сохранили чарующие голоса этих прелестных женщин. По-разному сложились их судьбы, но неизменно, сквозь время, они дарят нам свое искусство..