265 лет со дня рождения Антонио Сальери

18.08.2015

Композитор с европейской известностью, Антонио Сальери считался и одним из лучших дирижеров своего времени. 265 лет назад родился этот человек, о котором и у современников, и у последующих поколений создалось превратное представление. Еще в детстве А.Сальери проявил блестящие способности к музыке, а первая постановка в 1770 г. первой оперы 20-летнего композитора "Образованные женщины " прошла в Вене с большим успехом. Вообще А.Сальери написал множество опер, симфоний, арий для голоса и оркестра, фортепианных концертов, заметное место в его музыкальном творчестве занимает духовная музыка. При трех австрийских императорах продолжалась весьма успешная композиторская и педагогическая карьера А.Сальери. Своим учителем считали его Л. ван Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Лист, Ж.Мейербер и многие другие музыканты, а К.В.Глюк выделял его среди своих последователей. Весьма распространено мнение о А.Сальери как о мрачном, рассудочном человеке, чуждом радостям жизни. Но вот что пишет о нем музыкальный критик, современник А.Сальери, Ф.Рохлитц: "Радушный и любезный, доброжелательный, жизнерадостный, остроумный, неисчерпаемый в анекдотах, (…) изящный человечек, с огненно сверкающими глазами, с загорелой кожей, всегда мил и опрятен, живого темперамента…". В течение многих десятилетий А.Сальери дирижировал благотворительными концертами, проводимыми Обществом музыкантов (которое возглавлял с 1788 г.) в пользу вдов и сирот венских музыкантов. Пагубное влияние на жизнь А.Сальери и на его душевное здоровье оказали упорные слухи о его причастности к смерти В.-А.Моцарта якобы из зависти к его таланту. Однако известно, что вражды между ними не было, более того, А.Сальери дирижировал несколькими произведениями Моцарта, в том числе оркестром при первом исполнении Симфонии № 40 Моцарта; существует даже их совместное сочинение – кантата для голоса и фортепиано "На выздоровление Офелии" (1785 г.). Одной из причин появления слухов считается то, что А.Сальери, едва ли не самый успешный композитор своего времени, сам мог быть объектом зависти. Итальянский историк музыки Андреа Делла Корте пишет: "Свою долю в то, чтобы испортить отношения между двумя музыкантами, могли сыграть сплетники". О многом говорит и тот факт, что вдова В.-А.Моцарта Констанция Моцарт отдала на обучение А.Сальери своего младшего сына. Интерес к оценке личности и творчеству А.Сальери стал возрождаться только к середине 20 века. На сценах многих театров появились постановки его опер. Сегодня мы хотим представить фрагмент увертюры из ранней оперы А.Сальери "Похищенная бадья" по поэме А.Тоссони (1615 г.). В центре сюжета, основанного на реальных событиях 13-14 веков, правда, в произвольной трактовке, война из-за похищенной моденцами деревянной бадьи, стоявшей на городской стене Болоньи. Оцените же стройность, прозрачность и изящество музыки А.Сальери, ее классическое звучание.

Арх. № Г-43328

Время звучания: 
2 мин. 25 сек.